Из мяса

Back in the USSR. Веселие пити. «Руси есть веселие пити, не может без того быти». История одного заблуждения

Back in the USSR. Веселие пити. «Руси есть веселие пити, не может без того быти». История одного заблуждения

Back in the USSR. Веселие пити … ЧАСТЬ 1

«И с полей доносится: Налей…»

(Исполняет Лев Лещенко )

«Веселие Руси есть пити, не можем без того быти …»

Как видим, более тысячи лет назад почитаемый ныне святым многоженец и владелец тысяч наложниц, которому теперь в Москве ставят памятник, выбирая для нас «духовные скрепы », включил в их число употребление алкогольных напитков.

Пили, правда, в его годы слабоалкогольные медовухи и пиво, водка появилась значительно позже, но сумела стать одной из ведущих «сакральных ценностей » и «духовных скреп ».

Виноградный спирт под названием « Aqua vitae » («Живая вода») впервые завезли в Москву ко двору Дмитрия Донского генуэзские купцы в 1386 году. Считается, что метод получения спирта путем перегонки возник в Персии, затем через арабов попал в Европу. Поскольку на Руси для производства использовали не виноград, а рожь, то и получил напиток название хлебное вино.

Название wodka впервые зафиксировано в Польше в 1405 году, на Руси первый письменный источник с упоминанием водки датирован 1533 годом. В СССР ГОСТ на водку был принят в 1936 году. Международным термином слово vodka стало в пятидесятые годы двадцатого века.

На Руси напиток прижился. В статье «О пьянстве » я писал, что в Европе, имевшей тысячелетние традиции употребления виноградного вина и пива, у населения, вероятно, успели выработаться соответствующие ферменты, которых абсолютно нет у северных народностей или американских индейцев. У славян, видимо, устойчивость тоже оказалась пониже.

И природные особенности Северо-Восточной Руси , о которых и Ключевский, и многие другие. Короткие летние месяцы, работа на рывок, а потом долгие месяцы безделья. Ну, как тут не запить…

«…как тянет нас к постоянному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд!"

(Иван Бунин)

И прижившаяся на Руси «монголо-татарская » модель общественных отношений: «Я начальник- ты дурак ». То есть. В Европе никогда и нигде не было столь абсолютного рабства, как на Руси, полного делегирования ответственности «в Кремль» или барину («Вот приедет барин …» ©). А если твоё личное благополучие «от Кремля» и барина зависит больше, чем от тебя самого, остается только пить…

Хотя до середины тринадцатого века Киевская Русь была частью Европы , активно развивала матримониальные и прочие связи. Затем обрубило. «Святой и равноапостольный », выбирая между цивилизацией и восточным варварством, предпочел второе. За что заслужил одобрение православной церкви.

И несколько веков Северо-Восточная Русь, оторвавшись даже от Византии, от которой заимствовала религию (но не заимствовала, например, римское право), варилась в собственном соку, вырабатывая эксклюзивный вариант христианства и общественного устройства, именуемого «третьим путем », если упрощать, заключающимся в заимствовании технических достижений у цивилизованного Запада, а общественных отношений у варварского Востока.

Когда же через шестьдесят один год после открытия Колумбом Америки английский мореход Ченслор в поисках северного пути в Индию (южный блокировали Испания с Португалией) бросил якорь в устье Северной Двины , обнаружил там огромное по размерам, хотя и малонаселенное государство.

Мал-по-малу народ с Европы с разными целями потянулся в Россию, многие из путешественников оставили на сей счет заметки. Поскольку статья про выпивку, об этом и буду:

«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми».

(англичанин Флетчер, 16 век)

Кабак- слово татарское. Иоанн Васильевич Четвертый Грозный, «добровольно присоединив» за год до прибытия Ченслора к Московскому княжеству Казань, обнаружил там казенные заведения, где народ кормили и поили. Русский царь систему усовершенствовал, распорядившись только поить. Без закуски…

«…россияне преданы пьянству более всякого другого народа в мире. Когда они не в меру напьются, то, как необузданные звери, неистово предаются всему, к чему побуждают их страстные желания. Порок пьянства одинаково распространен у русского народа во всех сословиях, между мужчинами и женщинами, старыми и маленькими, духовными и светскими, выше и ниже, до такой степени, что вид пьяного человека, который валяется в луже — здесь явление обычное»

(Адам Олеарий, саксонец, 17 век)

«Нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины. Миряне и духовные, и многие от пьянства умирают»

(Юрий Крижанич, сербский, православный, однако, священник, 17 век)

«… тому, кто не пьет без остановки, не место среди россиян. Поэтому они и говорят о тех, кто не ест и не пьет на праздновании: ты не пьешь, не ешь, значит, ты не хочешь сделать мне честь ", и россияне сильно не довольны теми, кто пьет меньше, чем им бы хотелось. Зато если человек пьет столько, сколько ему наливают, они принимают его радушно и относятся, как к лучшему другу»

(Петр де Ерлезунда, шведский посланник, 17 век)

«Наибольшее удовольствие этому народу доставляет пьянство, иначе говоря — забвение. Бедные люди! Им нужно мечтать, чтобы познать счастье»

(Астольф де Кюстин, 1839 год)

Давайте же всё же каждое написанное кем-то слово делить на восемнадцать, ибо среди писаний иностранцев о России можно обнаружить и такие перлы:

«Реки России кишат бегемотами, клыки которых жители употребляют для своих самострелов».

(Коммодор Р. Перри, начало XVIII века)
«Под развесистой клюквой сидел царь Иван Грозный, за жестокость прозванный Васильевичем». (Дюма-отец, 1840-е годы)
«Зимой жители Сибири впадают в спячку и просыпаются только весной, если она наступает». (Дюма-сын, 1870-е годы)

А вот из книги русского писателя девятнадцатого века Василия Селиванова (1813-1875), много писавшего о быте крестьянства:

"Чтобы встретить и прилично провести праздник, как подобает всякому православному, дней за пять или еще за неделю во всех дворах прихода начинают варить брагу. Так как принято исстари престольные праздники праздновать по три дня…»

Заметим, что Селиванов также, как Святой Владимир , связывает употребление алкогольных напитков с господствующей религией…

В качестве иллюстрации картина Василия Перова «Крестный ход на пасху». Лицо батюшки доставляет…

А вот что Чехов писал:

«Русский человек - большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т. п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно. А между тем, казалось бы, достать мясо и рыбу гораздо легче, чем водку, которая и дороже и везти ее труднее... Нет, должно быть, пить водку гораздо интереснее, чем трудиться ловить рыбу в Байкале или разводить скот".

Потом «сухой закон» 1914 года, имеет хождение версия, внесший немалый вклад в переворот 1917 года. Озверели от трезвого образа жизни. И пили, что ни попадя. В 1915 году по разным регионам России производство лаков и политуры выросло от 500 до 2300%. Аналогично лосьоны и болеутоляющие средства в аптеках.

Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ).

ЧТО ПИЛИ НА РУСИ

"Ковши круговые, запенясь, шипят…" Иллюстрация В. М. Васнецова к поэме А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

Золотой ковш, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу, 1618 год.

Серебряная братина, изготовленная в мастерских Московского Кремля в первой трети XVII века. Принадлежала главе Посольского приказа, думному дьяку И. Т. Грамотину.

Золотой кубок, подаренный в 1589 году Борисом Годуновым патриарху Иову.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Жбаны отличались друг от друга по форме и размеру в зависимости от назначения.

Бочонок (баклага, баклажка). Посольский дар турецкого посланника царю Михаилу Федоровичу в 1632 году.

Бульотка. Из этого сосуда, похожего на самовар, разливали бульон.

Винный бокал емкостью 120 граммов. 1875 год.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кружки повседневная и праздничная.

Водочные бутылки конца XIX века.

Сравнительная таблица старорусских мер. Бочки объемом поменьше делились в той же квартальной пропорции, результатом деления стало появление новых названий малых мер.

В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода , сытa , березовица , вино , мед , квас , сикера и ол . Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда) , да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (березовый сок) могла быть простой и пьяной . То же самое относится и к квасу .

Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.

Мед как алкогольный напиток был более всего распространен в лесистой части Древней Руси. Расцвет медоварения в XII - XV веках связан с сокращением привоза греческого ритуального (красного церковного типа кагора) вина вследствие начала монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходила до 4 рублей серебром по ценам того времени. Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие - сильным. Однако пили на святой Руси, по свидетельству князя Владимира (Мономаха), не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения.

Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора - секиры: "то, что способно отсечь голову от тулова".

Довольно долго в средневековой Руси брагу , пиво и их разновидности: пивной квас , жидкое пиво , твореное пиво , суслану , полпивцо с хмелем или солодом , бравнду , ол и т.д. - называли жидким хлебом.

Что касается водки, то как лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название "водка" произошло от слова "вода", поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно так же, как вино, разбавлялся пополам водой.

ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РУСИ

Устраивая пиры княжеские, братские между семьями, соседями или одними мужчинами (так называемые братчины) и отдельно между девицами (складчины), на свадьбах или похоронных обрядах пили свои старинные напитки: брагу, пиво, квас и бархатный мед, которые каждая семья непременно варила к празднику. В больших городах напитки продавались в корчмах, питейных и съестных домах.

Со второй половины XVI века, после взятия Иваном Грозным Казани, в Москве появляются первые кабаки, например "большой царев кабак", располагавшийся у Каменного моста. Позднее даже в Кремле был открыт кабак, который назывался "Неугасимая свеча". В 1651 году "царевы кабаки" велено было называть "кружечными дворами", переименованными в 1765 году в "питейные дома".

С XVIII века в Москве наблюдается расцвет питейных заведений, появляются фартины, трактиры, герберги, ресторации, ренсковые погреба. С этого времени прекращается массовое изготовление домашнего пива, медоварение, и потребление спиртных напитков перемещается в кабаки.

Благодаря первому "Питейному уставу", изданному царем Иваном Васильевичем Грозным, в России во всех питейных домах впервые появились заорленные (заклейменные знаком орла), то есть застандартизованные питейные меры: ведро , осьмуха , полуосьмуха , стопа и кружка . Вместе с тем у целовальников (людей, давших присягу с целованием креста служить казне честно и верно) на полках всегда находилась разнообразная посуда: ендовы , ковши , ставцы , стопки , а для мелкой продажи - крюки - чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы . Нужно отметить, что в старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен один и тот же принцип - квартальное, или четверичное, соотношение объемов (1:2:4:8:16).

Уместно вспомнить, что непременным атрибутом каждого кружечного двора XVII века являлся струганый деревянный клин с тесемками, который особо буйным пьяницам - "ревунам" вставляли в рот, завязывая тесемки на затылке.

При Петре I в России появились две новые питейные меры: штоф и мерзавчик , а также ведро указное, равное 200 чаркам . Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь "засвидетельствованные и клейменные в Казенной палате меры", а в магистрате предписывалось хранить контрольные меры, для того чтобы " … покупщик вина … мог той мерою поверить объем …" купленного товара.

Посудный ряд, состоящий из "засвидетельствованных и заклейменных мер" казенного вина, допустимых к открытой продаже в питейных заведениях России (в образцовом царевом кабаке XVI-XVIII веков), мог выглядеть примерно так: шкалик - чарка - стакан - бутылка - штоф - осьмуха - полведра - ведро .

ПО НАПИТКУ И ПОСУДА

Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением крепости потребляемых напитков.

У нынешних чашек, бокалов, фужеров и рюмок немало предшественников среди старорусской питейной посуды - кубков, рогов, чар и чарок, братин, чаш, ковшей-скопкарей, крючков, стопок, стаканов (досканцов), лафитников и ставёшек - вот далеко не полный перечень посуды, из которой наши предки пили в основном хмельные напитки. Например, современный граненый стакан состоит "в родстве" с досканом, название которого происходит от обычной строганой доски. Древнерусский стакан представлял собой деревянный сосуд мерою около 1 / 3 бутылки, состоящий из обвязанных веревкой снаружи деревянного круглого донца ладов-дощечек.

Емкости для хранения жидкости достаточно разнообразны. Это и кожаные мешки (козевки , бурдюк ) вместимостью до 60 л, и деревянные досканцы , ставцы , жбаны , ковши-скопкари , чарки , ведра и бочки (вместимостью от 123 г до полутонны и более), и глиняные амфоры , корчаги , крынки , кувшины и чашки от 143 г до 40 л, и хорошо знакомые всем стеклянные бутыли , бутылки , графины , кружки , рюмки , стопки , пузырьки (от 61,4 г до 20 л) и даже разнообразные аптекарские и парфюмерные склянки .

До введения метрической системы мер и весов в России в качестве крупной меры объема жидкости (например, казенного вина, пива и т.д.) использова лись ведра московские приимочные и отдаточные и деревянные бочки , которые делились на 5-, 10-, 20-, 30- и 40-ведерные.

Ведро мерное , например, равное 12,229 л, начиная с XV века подразделялось на полведра , четверть , осьмую ведра , шестнадцать "кружек " (или штофов по 1,23 л, что соответствовало 4 косушкам или 10 чаркам ) и бутылки двух видов: мерные и торговые.

Первые отечественные винные и мерные бутылки, выпускаемые с 1635 года Истринским стекольным заводом в Подмосковье, были равны одной шестнадцатой части ведра, тогда как бутылки торговые, получившие название водочных или пивных, равные полуштофу, соответствовали одной двадцатой части ведра = 0,6115 л. А современная "поллитровка" появилась уже в Советской России только в конце 20-х годов XX века.

Бочарная посуда, употребляемая в различных местностях России, отличалась разнообразием названий в зависимости от этнографических особенностей (баклажка , баклуша , барилка , бочаты ), от размера и объема (ангал , анкер , бадия , бочонок беременный , пудовка , радовка , сороковка ), своего основного назначения (смоляная , солевая , ворванная , винная , дегтярная ) и используемой для их изготовления древесины (дуб, сосна, липа, осина). Наконец, готовая бочарная продукция подразделялась на ведра , кадки , чаны , бочонки и бочки .

Независимо от своего названия и назначения слово бочка , с этимологической точки зрения, представляет собой явное заимствование из древнерусского языка и, по мнению лингвистов, восходит к животу , слова кадка и кадушка были преобразованы из горла и гортани , а слово чан означает просто "большую дощатую кадку ".

Изучение старорусской питейной посуды и анализ разнообразных форм емкостей для хранения жидкости убеждают нас в том, что в представлениях наших предков явно присутствовали и доминировали одновременно две основные формы сосудов для жидкостей, условно названные нами: мужеподобные и женоподобные. Мужеподобными, по старорусской логике, являются такие сосуды, в форме которых как бы заложено мужское начало, особенности строения мужского тела. Например, к мужеподобным формам сосудов относятся: стройные, как юноши-подростки, бутыли и бутылки , туеса и бурачки , кружки и жбаны , а также широкоплечие и подтянутые, как русские воины, стаканы и стопы , ведра и бокалы , чаши и чарки . Тогда женоподобными сосудами будут крынки и кувшины , рюмки и братины , горшки и горланы , ендовы и ставцы и т.д.

Бочарная посуда в представлениях наших предков была похожа на беременную женщину. Например, во времена царствования Ивана Грозного для хранения хмельных напитков высшего качества использовались бочки "винные беременные" вместимостью по 10 ведер или по 4 новгородские насадки . А вот бочка "винная полубеременная" служила торговой мерой алкогольной продукции в 5 ведер, которая отпускалась с "государева отдаточного двора" для мелкооптовой продажи в государевых кабаках, пополняя тем самым запасы казны. Беременным именовали также специально изготовленный 30-литровый бочонок, предназначенный для хранения высших сортов хлебного вина, которое курили из ржи, пшеницы и ячменя и т.д.

Для кругового заздравного пития использовались большие рога быка, вола или барана, которые, однако, нельзя было поставить на стол; наполненный вином рог непременно нужно было держать в руках и выпить его до конца. Возможно, этот застольный обычай был унаследован нашими предками от викингов.

МЕРЫ ВОДЯНЫЕ, ЧАЙНЫЕ, СБИТЕННЫЕ…

Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка.

Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л.

В особой посуде подавался сбитень - народное горячее обильное питье из воды, меда и пряностей, в состав которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень, пряные и лесные чаи с медом обладали согревающим и противовоспалительным действием, поэтому их преимущественно пили в зимний период из чар , стаканов , ставешек или любых других емкостей, вместимость которых не превышала 1 / 30 - 1 / 40 ведра. Обычно сбитень был не крепче 4-7°, но иностранным морякам и состоятельным людям могли подавать и более крепкий напиток.

Другой разновидностью этого напитка был холодный "збитень" (на букву "з"), который был не менее популярным питьем у древних русичей при утолении жажды в русской бане или летом в жаркий день. Освежающий и тонизирующий збитень пили ковшами , чюмами и жбанами по нескольку раз в день, особенно утром.

Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как "водогрейный для чаю сосуд с медной трубой", по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра) и маленьким (на 1-2 стакана).

Самовар вносил в чаепитие праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Во время вечернего чаепития домохозяин с полотенцем на шее выпивал по 20-25 чашек чая. Согласно питейным традициям того времени первые 5 чашек домочадцы пили вприглядку (то есть глядя на сахарную голову, выставленную на средину стола), затем вприлизку (облизывая свой сектор 7-килограммовой сахарной головы), потом впригрызку (отгрызая свою часть сахара от головы) и лишь под конец чаепития - вприкуску (откусывая по маленькому кусочку от большого куска сахара, завернутого в тряпицу).

В трактирах, расположенных вдоль почтовых трактов, ямщиков потчевали двумя кусками колотого сахара и парой чая, выставляя на стол перед посетителем трактира два чайника: большой - с крутым кипятком, налитым из самовара, и маленький - со свежезаваренным чаем или зельем: морковным либо травяным сбором.

Собственные названия имела и молочная посуда. Замороженный и выставленный на продажу "круг молока" в Сибири объемом примерно в три малых питейных стакана фактически всегда был гораздо меньше пары молока -торгово-бытовой меры молока в ряде городов центральной части России. В юго-восточных и лесостепных областях России для временного хранения молока и переноса на небольшие расстояния (например, косцам, работающим в поле) использовался балакирь - долбленая деревянная посудина, объемом в 1 / 4 - 1 / 5 ведра.

Любопытно, что балакирем в Древней Руси называли еще и весьма упитанного человека небольшого роста, склонного к полноте.

Как правило, в центральной и западной частях России мерные емкости для хранения молока были пропорциональны суточным потребностям семьи и представляли собой разнообразные глиняные горшки, корчаги, подойники, крынки, кувшины, горланы, дойницы, берестяные бурачки с крышками, туеса, вместимость которых составляла примерно 1 / 4 - 1 / 2 ведра (около 3-5 л). Емкости же махоток, ставцов, туесков, в которых держали кисломолочную продукцию - сметану, простоквашу и сливки, примерно соответствовали 1 / 8 ведра.

В центральных областях России издревле были широко распространены разнообразные сорта хлебного кваса. Фруктовые и пенные квасы любили, их готовили и пили в огромных количествах; квас для великорусов был таким же национальным напитком, как питейный мед, хмельная бражка, а позднее и водка.

Обычно квас готовили на всю семью в чанах, кадках, бочках и кадушках (лагушках , ижемках и т.д.) вместимостью до 20 ведер, а на свадьбу - на 40 и более пудов. В питейных заведениях России квас обычно подавали в квасниках, графинах и кувшинчиках, вместимость которых колебалась в разных местностях от 1 / 8 - 1 / 16 до примерно 1 / 3 - 1 / 4 ведра. Торговой мерой кваса центральных областей России служили большой глиняный (питейный) стакан и кувшин.

Культура пития продолжает изменяться. За последние столетия и без того многочисленные ряды питейной посуды умножились чрезвычайно, явив отдельные семейства бокалов винных, коньячных, ликерных, многие из которых вышли из рук хрустальных дел мастеров и стеклодувов настоящими шедеврами, не говоря уже о поистине драгоценных фарфоровых чайных и кофейных сервизах. Но эта тема лежит уже за пределами данной статьи.

Подробности для любознательных

Кабак - слово, заимствованное из татарского языка; в XII-XIII веках наименование дешевого, легкого, небьющегося сосуда, удобного для кочевой жизни; сосуд из тыквы, кабачка, "кабака".

Приимочное ведро - это стандартная мера заорленного (то есть узаконенного царским указом с рельефным изображением двуглавого орла) ведра, которым с 1681 года измеряли привезенную с винокурень помещиков и крупных вотчинников на государственный склад - государев отдаточный двор - питейный мед, водку 18 _ 24°и и, звинь 70°, предназначенные для пополнения запасов казны. Государево приимочное ведро соответствовало ведру торговому объемом примерно в 14 л.

Отдаточное ведро , с помощью которого измеряли отпускаемые с государева отдаточного двора хмельные напитки, предназначенные для выплат служилым людям - казакам, подчиненной непосредственно царю вооруженной военной охране, духовенству на строительство храмов, а также для продажи в царских кабаках и прочих государственных расходных статей, всегда было существенно меньше ведра приимочного, приближаясь по своему объему к 8 л.

Пришедший к нам из Европы бокал отличался по форме от всех известных видов питейной посуды; кстати, при Петре I он произносился как "покал" (от фр. bocal или boccalle). Любопытно, что классические бокалы изготавливались по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты, обезглавленной в Париже в 1793 году. Соответствующие размеру "В" по международной классификации размеров женских бюстов и объему в 200 мл, согласно метрической системе, эти бокалы благополучно дожили до нашего времени.

Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Правда, в те времена он назывался переваром, а позднее - взваром или просто варом. До появления чая в России сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком россиян.

В качестве мерной емкости питий бутыль впервые была завезена в Россию Петром I в 1694 году, а в XIX веке она зачастую имела торговое название "гусь" - крупной меры водки, бутилированной в стеклянные сосуды с очень длинной горловиной, вместимость которых составляла 3,057 л. Бутылочная торговля водкой была введена в России с 1885 года.

С 1648 по 1701 год в царских кабаках хмельные напитки продавались ведрами и только на вес, например, вес ведра водки во всех кабаках России должен был быть неизменным и составлять 30 фунтов на всей территории до Урала и 40 фунтов в Сибири. Превышение веса свидетельствовало о том, что водка разбавлена.

СРАНИТЕЛЬНУЮ ТАБЛИЦУ СТАРОРУССКИХ МЕР СМ. В РИСУНКАХ К СТАТЬЕ.

Слова князя Владимира

Слова князя Владимира знают все, время от времени их произносят, но чаще всего в застольных разговорах, с улыбкой, как анекдот: сам де креститель Руси благословил наше пристрастие к хмельному питию. Такое отношение подкрепляется водочными маркетологами в многочисленных публикациях и аннотациях. Больше всего в этом преуспели производители водки из Мариинска, перефразировав слова князя Владимира: «Веселье Руси есть питиё».

Попытаемся разобраться, в шутку или всерьез говорил эти слова князь Киевский Владимир в «Повести временных лет». Против шутки многое. Летопись вели православные монахи, а с их точки зрения, смех греховен. Слова князя помещены в рассказ о выборе вер, когда легкомыслие противопоказано.

На Руси князь делил трапезу с дружиной. Это был светский обычай, но обязательный, потому что совместное участие в пире скрепляло дружбу князя с воинами, а в тех условиях взаимная симпатия была жизненно необходима. Непременная принадлежность пира - хмельные напитки, но строгий ритуал не допускал пьянства. Исходя из этого и нужно понимать знаменитые слова Владимира. Он оберегал «веселье» - не разгул, а нормальную жизнь. Из летописи очевидно, что пиры и впоследствии остались на Руси важнейшим общественным институтом, причём не только для элиты, но и для «простой чади».

Хмеля стали бояться гораздо позже, когда в русские пределы пришло винокурение. Хмель породила нечистая сила. На Руси были в ходу две версии. По одной - делать вино дьявол научил жену Ноя. Другая касалась обстоятельств первородного греха: первые люди начали с того, что упились, поэтому Бог изгнал их из Эдема, а вино проклял. Христос на брачном пиру в Кане Галилейской снимает с вина осуждение, претворив воду в вино. «Невинно вино, виновато пьянство» - эта пословица известна ещё по рукописям XVII века. Человеку надлежит ограничиваться тремя чашами, которые узаконили святые отцы, - теми, что выпиваются за монастырской трапезой во время пения тропарей. Первая чаша во здравие, другая - на веселье, третья - в отраду, а четвертой «не зымай», четвертая - «во пиянство».

В эпоху московских царей появляется кабак. В народном сознании он выглядит как исчадие зла, некая антицерковь, храм и община умерших при жизни. На борьбу с кабаком благословляется Илья Муромец. Народ не видит в нем ни малейшего нравственного изъяна, хотя он не трезвенник. Чаша в полтора ведра, которую он подымает одной рукой и выпивает одним духом, для него привычна. Разгромив кружала, Илья выкатывает бочки народу. Все пьют и радуются: зло побеждено и порок наказан! Что за притча - разбить кабак и пить за его погибель? Есть ли тут логика? Логика есть, и она одинакова для языческой и православной Руси.

Слова «праздный» и «праздничный» встарь были синонимами. Если речь шла о времени, то имелось в виду «пустое» (от работы) время. Но праздник был не равнозначен праздности, ничегонеделанию. Когда он наступает, трудится душа - и в церкви, и на братовщине. Грех в будни праздновать. Еще худший грех - в праздники работать. Жизнь не хаос, она подчиняется определенному порядку, уставу. У язычников эти функции выполнял глубоко религиозный земледельческий календарь. Исполняя его предписания о буднях и праздниках, о связанных с ними обрядах, человек мог надеяться на благополучие. Он мог рассчитывать и на поддержку мира, на своих односельчан, с которыми работал иногда вместе, но чаще порознь, а праздновали всегда сообща, после трудов праведных «привязывая душу» и веселя сердце. Мудр князь Владимир: «Не может без того быти».

Мёды

Слова Владимира были сказаны, когда еще не было винокурения и на братчинах пили мёды. Сейчас под словом «мёд» часто понимают бражку, где вместо сахара используется мёд. На самом деле на Руси исстари готовили «питные мёды» по уникальной, характерной только для славян технологии. Это были напитки на основе мёда как главного (по весу) компонента. Хоть мед и содержит большое разнообразие веществ, для сбраживания в нем не хватает кислоты. Поэтому мед всегда распускали (разводили) соком или целой ягодой: малиной, вишней, смородиной без использования воды. Смеси из 2 частей меда и 1 части сока или ягод перебраживали в больших бочках. В процессе брожения их несколько раз переливали, а затем наполняли бочонки, осмаливали и закапывали в землю на длительную выдержку.

Этот процесс назывался мёдоставом, а крепкий хмельной напиток, получающийся в итоге, - ставленным мёдом. Специалист, занимающийся ставленьем мёда, тоже назывался мёдоставом. Существовали три вида ставленных мёдов: простой, хмельный и поддельный. Простой сбраживался самостоятельно, поэтому очень медленно, тогда как в хмельный мёд для ускоренного брожения добавлялся хмель. Если минимальный срок выдержки простого ставленного меда - 8 лет, при этом он расценивался как молодой, сыроватый, а считался созревшим только после 15, к 40 годам, то хмельный мёд после трех лет выдержки считался молодым, а готовым - к 10 годам.

Часто в процессе приготовления (ставления) мёдов использовали пряности. Самыми распространенными были имбирь, гвоздика и корица. Такие мёды называли «поддельными», но не в современном понимании этого слова. И все-таки применение пряностей не было так широко распространено в мёдоставе, как в мёдоварении - технологии, возникшей несколько позже.

Именно такие ставленные мёды, простые, хмельные и поддельные, были основными алкогольными напитками на пирах киевских князей и московских государей. Именно эти мёды поражали вкусом варяжских гостей Древней Руси, именно о них пели песни, слагали поговорки и присказки. «Пиво не диво, а мёд - хвала и всему голова». Мёд был любимым напитком былинных богатырей и сказочных витязей. Только такой мёд мог поднять Илью Муромца после 33 лет паралича ног и сделать из него молодца, сильного богатыря и могучего витязя.

Сложный, требующий больших сырьевых затрат мёдостав не мог быть доступным всем. Для массового потребления хмельных напитков на основе мёда уже в конце XI века на Руси стали употреблять варёный или сытный мёд. Технология приготовления такого мёда близка к пиву, была доступна в любом домашнем хозяйстве и называлась мёдоварением. Получающийся в результате напиток был более экономичным по сырью и готовился в течение двух-трех недель, что и послужило причиной его быстрого распространения.

По словам И.И. Кораблева, профессора истории XIX века, «начиная с княжеских хором и кончая простолюдином, в доме каждого хозяина к праздникам и торжественным случаям варился мёд для себя и угощения. Мёды не опьяняли слишком человека, а лишь повышали настроение и увеселяли». Отсутствие мёда у хозяина считалось признаком крайней бедности.

Сытные меды готовились с добавлением воды. Сначала варили сыто: полуторное (1 ч. мёда + 0,5 ч. воды), двойное (1 ч. мёда + 1 ч. воды), тройное (1 ч. мёда + 2 ч. воды) и т.д. Сыто кипятили, закладывая пряности, фрукты, ягоды, иногда овощи, например сельдерей. Когда оно остывало, в него добавляли закваску. По окончании брожения, осветления и отстаивания сытный мёд мог употребляться сразу или после определенной выдержки.

Кипячение разбавленного водой мёда существенно ускоряло брожение и созревание мёда. Сырой мёд, смешанный с соком, не разведенный водой, бродил и вызревал очень медленно за счет высокого содержания сахаров (60 – 80 %) и белковых веществ (до 1,5 %). При разведении и кипячении эти факторы устранялись.

Таким образом, с самого начала XII века на Руси стали сосуществовать две принципиально разных технологии приготовления мёда, два разных напитка - ставленный (мёдостав) и сытный (мёдоварение) мёды. Но уже в XV веке ставленный мёд превращается в роскошь, его почти полностью заменяет сытный, а мёдостав как технологию начинают постепенно забывать. В XVI веке и мёдоварение начинает сокращаться из-за усиливающейся рационализации домашнего хозяйства. Для всех видов мёда, в том числе и для сытного, были характерны огромные потери сырья: выход готовой продукции составлял от 3/5 до половины от веса заложенного мёда. К тому же выделка мёда требовала больших первоначальных объемов закладки - чем больше, тем качественнее и вкуснее получится мёд.

В XVII веке мёдоварение уже становится редким явлением, эпизодически случающимся только в «домашних», богатых усадьбах. В окончательном исчезновении традиции классического мёдостава и мёдоварения виноваты и войны XVII века, и массовые перемещения населения в Петровскую эпоху. Но гибельным для всех видов мёда стало распространение винокурения. Оно вытеснило мёд окончательно и безвозвратно.

В XVIII и XIX века ставленые мёды выделывали только в богатых дворянских поместьях и в царских приказах. На коронации Александра III подавали 300-летние ставленые мёды. В последней четверти XIX века коронационные мёды закладывал в своём имении князь Лев Сергеевич Голицын. Их ставили в дни коронации на будущее. В 1913 году Л.С. Голицын передал в царские подвалы 1948 бутылок ставленых мёдов, среди которых были коронационные мёды Александра III и Николая II. Все они производились на алтайском сырье (Ламан Н.К., Борисова А.Г. Князь Лев Сергеевич Голицын. М.: Наука, 2000. С. 330.).

Медовуха как дрожжевая, квасная или фруктовая бражка с добавлением мёда с настоящим классическим мёдом не имеет ничего общего. Появилось это слово только в конце XIX века, утвердилось при советской власти и в нормативном русском языке не существовало. По существу, медовуха - это механическое разведение относительно небольших количеств мёда в воде с последующим сбраживанием раствора пивными дрожжами.

Алкогольные летописи.
Тема выпивки появилась в нашей истории уже на первых страницах "Повести временных лет".
И с тех пор не просыхает на листах книг и протоколов.

"Руси веселие есть пити" - эта фраза князя Владимира из летописи стала крылатой. Её помнят даже те, кто вообще ничего не читал, кроме этикеток на бутылках. Так и вижу, как это было. Князь Владимир слушает скучные прения муллы, раввина и попа о вере, начинает засыпать от обещаний посмертных райских удовольствий, и вдруг его осеняет внезапное озарение. Князь берёт в руку чарку. Хлобысь! Бодрый звук булькающей жидкости в глотке, как в водостоке. Смачное кряканье. Хорошо! Никакого рая не надо. Тем более что рай нельзя повторить, а чарочку можно.


Напиться и забыться. Тоже выход. Но выйдя из этого состояния, все равно вернешься в реальность.
Но что пили наши предки во времена Владимира? Вот вопрос важнее гамлетовского! Как изтно, самый знаменитый русский напиток - водка. По-украински - горилка. Но скажу вам сразу: водка - это не русское изобретение. И не украинское. И, возможно, князь Владимир просто разорвал бы на части того, кто впервые завёз это адское изобретение на Русь. Ведь последствия водочного алкоголизма ужасны. Ничего в них весёлого нет. Кто видел пьяную женщину с синим лицом или не менее часто встречающегося синюшного мужика, вряд ли станет спорить со мной.

Но водочный алкоголизм возник сравнительно недавно, только когда появился избыток ржаного и пшеничного зерна - сырья для производства как хлеба, так и водки. Еще 100 лет назад наш пращур стоял перед выбором: есть или пить? На то и на другое одновременно у него просто не хватало средств.

И хотя корчма была обычным явлением в каждом селе (она располагалась прямо на въезде в него), но на постоянное пьянство просто не хватало денег. Многодетная семья и высокие темпы тогдашней рождаемости доказывают, что пили не так уж много. Алкоголик был исключением, а не правилом. А нынешних бомжей, слоняющихся с бутылкой по улица, в старом селе просто невозможно было представить.
Но если быть точным, то первым славянским словом, подаренным мировой цивилизации, было название хмельного напитка. Не "спутник". И не "матрешка". А "мед" - "медос", как записал его по латыни византийский дипломат Приск Панийский. Приск отправился в середине V века послом к знаменитому гунну Атилле. По дороге он встретил симпатичных туземцев. Туземцы покатали его на лодке-долблёнке, предложили красивых женщин "для соития" и угостили чудным хмельным пойлом. От соития осторожный византиец отказался, а название напитка запомнил навсегда. И даже передал его потомкам.

Мёд - традиционный слабоалкогольный напиток древних славян. Приготавливали его из мёда диких пчёл путем естественного брожения в деревянной кадке. Для ускорения брожения и увеличения объёма пойла, в мёд добавляли ягодный сок малины или брусники. Готовый продукт получался лет эдак через десятъ-пятнадцать выдержки. Полученный таким путем мёд назывался ставленым. Сами понимаете, что при такой технологии (сахар появится в наших краях аж в XVIII веке, а перегонный куб - прообраз самогонного аппарата - где-то в конце ХV-го!) много не выпьешь и голову не отяжелишь.

Пока славян было мало, мёда для ритуального зимнего пьянства хватало на всех. Но для мёда нужны пчёлы. А славяне плодились куда быстрее, чем бедные пчёлы, у которых они отбирали мед. И тут кто-то принес с юга весть, что греки и римляне давно уже охмеляются виноградным вином. Банды славянских богатырей тут же ринулись на завоевание стратегически важных объектов - винных погребов цивилизованных стран. Балканский полуостров упал им в лапы, как перезревшая гроздь. Все вплоть до Альп затопила жаждущая пития славянская рать. Это был наш славянский вклад в эпоху Великого переселения народов.


Встреча с Бахусом. Кто видел пьяную женщину (кто её не видел?), знает, что это за счастье.
Это событие, случившееся в VI веке нашей эры, следует считать эпохальным. Древние славяне впервые разделились на разные группы. Причем основой их разделения стало отношение к спиртным напиткам. Из единого этнического массива выделилась группа южнославянских народов. От собратьев, оставшихся на севере, их отличает важный философский элемент мировоззрения - всем прочим спиртным напиткам южные славяне предпочитают сухое виноградное вино.

То, что именно вино интересовало славян на юге, доказывает поход папы князя Владимира - киевского князя Святослава в Болгарию 400 лет спустя. На новом историческом витке он попытался повторить подвиг пращуров и перенести свою столицу Руси поближе к источникам хмельного веселья.
"Не любо мне сидеть в Киеве, - сказал Святослав, - хочу жить на Дунае. Там середина земли моей. Туда стекаются все блага. Из Руси - мёд, а из Греческой земли - вина".
Зато после оттока эмигрантов на юг в северных лесах наступило временное равновесие. Сокращение народонаселения помогло восстановиться пчёлам. Мёда снова стало хватать на всех. Гульба пошла пуще прежнего. "Русы пьют днём и ночью, - упоминал арабский путешественник Ибн Фадлан, а иногда даже умирают с кубками в руках".

В это же время в технологии приготовления мёда произошло важное усовершенствование. Пращуры заметили: если пчелиный мёд, смешанный с ягодным соком, подогреть на огне, процесс брожения пойдет быстрее. Ждать 10 лет уже не надо. Варить мёд нужно быстро, как пиво, и тут же употреблять.
Как утверждает "Повесть временных лет", князь Владимир, отразив в городе Василеве нашествие печенегов, приказал сварить 300 перевар пива:
"Собрал он своих бояр и посадников и старейшин со всех городов. И праздновал князь Владимир тут восемь дней и вернулся в Киев. И тут снова праздник справлял, созвав неисчислимое множество народу".
Отзвуком этого Золотого века навсегда осталось слово "пир", которое произошло от "пити".

То, что в таких условиях мы должны были превратиться в христиан, было предопределено свыше. Расспрашивая мусульман об их вере, Владимир, по словам летописи, долго и с удовольствием слушал о рае, где каждого будут ублажать 70 прекрасных дев - "ибо сам любил многоблудие". Но как только дело дошло до запрета пить, тут же изрек то самое, хрестоматийное: "Руси есть веселие пити - не можем без сего быти". И тут же принял христианство.


Европа тоже под столом. Картина художника Жозе Мальоа из жизни евроалкоголиков.
Уже в княжеские времена установилась иерархия спиртных напитков. Простой народ пил пиво - сваренный из зерна слабоалкогольный напиток. Верхушка общества предпочитала ставленые выдержанные меды. Верхом же изыска считалось заморское вино. Его привозили из далекой Греции. Пиры князя Владимира остались в памяти, потому что для Руси это было время побед. Золотой век. Мёд и вино буквально текли рекой.

Почему сами вино не делали? А не было у них такой возможности. На территории Киевской Руси виноград не рос. Ведь южная граница пролегала всего на 100 километров южнее Киева - по речке Рось, контролировали византийцы. Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую и Донецкую области населяли кочевники - печенеги и половцы. А большую часть Руси вообще занимали земли Великого Новгорода - очень северные края. Где тут брать сырьё для вина? Первое собственно русское вино появилось только в XIX веке, когда на Дону завели виноградники и стали производить знаменитое цимлянское вино, а князь Голицын заложил основы крымского виноделия. Но для этого было нужно, чтобы Екатерина Вторая завоевала южные степи и Крым.
Так что не напрасно восстановили в Одессе памятник Екатерине Второй. Благодаря этой великой женщине и её не менее славным "екатерининским орлам" - Потёмкину и Суворову, наш народ получил возможность пить благородное вино - сухое. Вклад в это дело запорожских казаков, воевавших в составе армии императрицы с турками, тоже, естественно, не следует забывать. У победы ведь много отцов, в отличие от поражения.
А где-то посредине между этими двумя величайшими взлетами Православной цивилизации - между Владимиром Святым и Екатериной Великой - произошло величайшее падение Руси.

Какие-то сволочи завезли в наши края водку. И убедили нас, что это наш национальный напиток.


Русь не знала водочного алкоголизма. Она пила ставленые меды и изредка импортные вина.
Как ни странно, первыми спирт изобрели арабы. То есть те самые мусульмане, которым Коран запрещает пить. Само слово "алкоголь" арабского происхождения. Оно означает "дух" или "дурман". А ещё "тончайшая сущность всех вещей". В общем, богатое слово! Арабский врач и алхимик Рабез, работавший в знаменитом Багдадском госпитале, получил из старого вина нечто спиртоподобное ещё в 860 году. На Руси тогда правил ещё прадедушка Владимира - легендарный князь Хельги. Он же - Олег.
Чтобы получить спирт, Рабезу был нужен перегонный куб. Этот прибор принципиально ничем не отличался от набора юного химика. Его во времена нашего детства продавали в специализированных магазинах, которые тоже назывались "Юный химик".

Вопрос в другом: почему арабы, которые изобрели спирт, его не пили - ни в чистом виде, ни в разбавленном? Табу на употребление крепких спиртных напитков в арабском мире связано с невероятно жарким климатом тех мест, где возник ислам. Действительно, попробуйте выпить пол-литра на солнцепеке в Аравийской пустыне! Сразу окочуритесь!
Поэтому арабские первооткрыватели спирта использовали его только как закрепитель ароматов при производстве духов. Ведь лучшие духи во времена Средневековья производили не в Париже, а в Аравии - на родине пророка Мохаммеда. Выражение "аравийские благовония" знали все тогдашние европейские дамы.
Западные купцы вывезли эту технологию с Востока. А слово "алкоголь" буквально перевели с арабского на латынь. Спирт - он же "ершив" - тоже означает "дух".
Но вскоре выяснилось, что если в спирт вместо благовоний добавить обычную воду, то этот "дух" можно запустить прямо внутрь себя. Новый напиток содержал страшную энергию. Попав в человека, он действовал, как атомная бомба. Ноги сами пускались в пляс. Языки развязывались. Кровь разгоняла даже жестокий мороз.
А в XV-XVII веках зимой было куда холоднее, чем сегодня. Шел так называемый Малый ледниковый период. В Лондоне замерзала Темза, в Амстердаме - каналы, а на Руси просто зуб на зуб не попадал от холода.

А дальше умные, коммерчески одарённые западные торговые людишки подумали: а почему бы не продавать эту штуку славянам, раз уж они так любят пить? В 1386 году генуэзское посольство завезло спирт в Великое княжество Литовское, под власть которого попала западная часть Киевской Руси. Появление в наших краях "огненной воды" привело к чудовищному падению нравов.
Это в "Тарасе Бульбе" приятно читать, как лежит посреди дороги, раскинув ноги, в шароварах пьяный казак. А представьте, сколько ему нужно было выпить, чтобы так лечь - точнее, ПАСТЬ? И кому ушли его денежки, пропитые до остатка? Конечно же, шинкарю, для описания которого у Гоголя не нашлось таких ярких красок, как для запорожца.
В той части Руси, где образовалось Московское царство, новую разновидность "зеленого змия" быстро взяли под государственный контроль, а иностранных торговцев спиртным выгнали в три шеи. Уже во времена Ивана Грозного там существовали государевы кабаки. Каждый алкоголик не просто пил, а укреплял государственный бюджет, на который обновлялись крепостные стены и возводились каменные палаты.

А по-украински водка недаром называется "горілка". То есть "огненная вода". Кстати, по-польски "горілка" - "гор-залка". Эта часть Руси подпала под власть Польши. И водка тут проявила себя куда горячее! Воистину пронеслась "огнём и мечём" по городам и селам. А также - еврейским местечкам.
И было это совсем не весело. Примерно, как сейчас в зоне АТО. В Украине питейные заведения - корчмы - во времена Речи Посполитой принадлежали преимущественно польской шляхте. Это была её привилегия. Но сами магнаты и шляхтичи не хотели заниматься хлопотной экономической деятельностью, предпочитая ей попойки и охоту. Свои "наливайки" они сдавали в аренду. Большинство этих арендаторов происходили из еврейских общин, переселившихся в Украину из Германии. Это вызвало в Украине чудовищный взрыв алкогольно-национальных противоречий!

Вот что писал по этому поводу известный еврейский историк Дубнов в книге "Краткая история евреев":
"В Польше выше всех стоял класс землевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; между ними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс... Евреи часто держали в аренде шляхетские поместья и, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны. Сталкиваясь чаще с арендатором-евреем, чем с польским паном, русский крестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремился отомстить ему. Долго накоплявшееся недовольство привело, наконец, к страшному восстанию казаков и русских крестьян в последний год царствования Владислава IV. Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий".


Смерды, получившие потом именование "крестьяне", пили брагу. Древнее праславянское её название - браванда, это слово есть в словаре Даля, это слово имеет арийскую форму.
У самих арьев засвидетельствовано изготовление и использование "сомы", так напиток называли в Ведах и "хаомы" - так называли его в Авесте. Чередование "С" у индийских ариев и "Х" у ариев иранских закономерно. Например название страны "Индия" возникло из персидского его названия Хинду. Сами древниеиндийские арии называли себя Синду.
Из истории известно что некоторых ариев, саков, даже именовали по варке хаомы, их племена называли "хаомаварга", т.е. "варганящие хаому", варящие её.
Оказывается слово "варганить" очень древнее, досталось нам от наших очень дальних генетических и языковых предков - ариев.
Вот так народ из тысячелетия в тысячелетие и варил себе питьё. Тысячелетия минули, а народ вот он, остался и традиции все сохранил. Рецептов полно.
А вино, что ж, вино хорошая штука. Вот только греки пили его разведённым водой
(просто ужас, смерть вкусу и аромату) и упрекали скифов (это греки так этот народ называли, сами себя они называли сколоты или споры) в том что те пили вино чистым, неразбавленным.
А кто такие скифы, как не предки славян?
Из ПВЛ знаем что часть славян пришла на Русскую равнину с Дуная. Является ли Придунавье винодельческой областью? Конечно! Все любят токайское? Женщины - наверняка любят. Уж не кочевые скотоводы ли венгры - мигранты из Приуралья научили всех местных славян его делать?
Какой вывод напрашивается? А простой, с глубокой древности наши предки арии, скифы, славяне знали вино, умели его делать и правильно употреблять - неразбавленным.
А греки? А что греки? Это ж другая гаплогруппа, неарийская, у них обмен веществ иной, многие даже молоко натуральное употреблять не могли из-за непереносимости лактозы, вот и пошли у них кисломолочные продукты и сычужный сыр.
Славяне и их предки молоко и алкоголь переносят гораздо лучше чем другие народы, лактозу переваривают наура, а потому сычужный сыр появился у них лишь в 19 веке, своего свежайшего творожка всегда хватало. Кстати русское слово "творог" очень древнее и сакральное. У украинцев наш творог называется "сыр". Вот таким сыр был на Руси всегда, свежим продуктом, а не ферментированным, сброженным, солёным и высушенным.
Интересно?


Изучая прошлое, мы начинаем лучше понимать современное; осознавая былое, словно бы заглядываем в грядущее… Таковы благотворные последствия исторических изысканий, но не всегда, увы, потворствуют они историческому оптимизму. Сколько бы ни провозглашалось иной раз во всеуслышание скорое пришествие того блаженного времени, когда «зеленого змия» у нас вообще уже не будет, оказывается, что русскому человеку и в старину нелегко было отказаться от чрезмерного употребления вина.

«Руси есть веселие пити не можем, без того быти…» Эти слова великого князя киевского Владимира Красное Солнышко прозвучали в 986 году отповедью на предложение ему принять магометанскую веру, возбраняющую употребление алкогольных напитков. Не знал тогда князь, что со временем горделивые эти слова выродятся у нас в звукосочетание «пи, пю и бу пи», что в переводе с алкогольно-делириумического означает: «пил, пью и буду пить».

Христианская церковно-учительская литература Древней Руси отнюдь не запрещала употребление вина, но всячески обличала пьянство. «Бойся не вина, а упийства» - говорилось в древнерусском сборнике мудрых изречений под названием «Пчела». «Изборник» 1076 года гласил: «Мед в веселие дан бысть Богом, а не на пиянство сотворен бысть». «Когда вы упьетесь,- говорил в конце XII века белгородский епископ Григорий,- тогда вы блудите и скачете, кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, завидуете, пьете чуть свет, объедаетесь и упиваетесь, блюете и льстите, злопа-мятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжете, возноситесь, срамословите и кощунствуете, вопите и ссоритесь, море вам по колено, смеетесь, крадете, бьете, деретесь и празднословите, о смерти не помните, спите много, обвиняете и порицаете, божитесь и укоряете, доносите…»

Подытоживая этот прискорбный перечень совершаемых обычно пьяными людьми греходёяний, епископ Григорий вспомнил их отговорку, бытующую и по сей день: «Тогда только праздник хорош, если на несколько дней мы упьемся…»

Что же предлагали, обличая пьянство, древнерусские попечители народного благочестия? Прежде всего то были их неустанные проповеди трезвого образа жизни, постоянного, как тогда говорили, трезвения. И не только при застольях с возлияниями, но и во всех чреватых излишествами увлечениях. Само же пьянство нещадно высмеивалось во множестве ставших народными пословиц и поговорок, одну из которых - целый рассказ о постепенном воздействии вина на человека - записал впоследствии великий собиратель русской народной мудрости В. И. Даль.

Первую чашу пить - здраву быть, вторую пить - ум веселить, утроить - ум устроить, четверту пить - неискусну быть, пятую пить - пьяну быть, чара шестая - мысль будет иная, седьмую пить - безумну быть, к осьмой приплети - рук не отвести, за девятую приняться - с места не подняться, а выпить чарок десять - так поневоле взбесят.

Древнерусские поучения против пьянства - это сатирические «Служба кабаку» и «Повесть о бражнике», песня «Непослушливый молодец» и «Повесть о горе-злосчастии»… В XV веке особую известность приобрело на Руси «Слово о высокоумном хмеле и о худоумных пьяницах», кое-какие отрывки из которого и сегодня могут стать душеполезным чтением современных приверженцев «пи, пю и бу пи».

«Тако глаголет хмель к всякому человеку, и к священничьскому чину, и ко князем, и к боляром, и к слугам, и к купцам, и к богатым, и ко убогим, и к женам, старым и младым: «Не осваивайте меня».

Аз семь силен более всех плодов земных, от корени еемь сильна, от племени велика и многородна. Мати моя сотворена Богом. А имею у себя ноги тонки, а утробу необъядчиву, руки мои держат всю землю, а главу имею у себя высокоумну, а умом еемь неровен, а языком многоглаголив, а очами бессрамен.

Аще кто сдружится со мною, а.имет меня осваивати, первее доспею его блудника и к Богу не молебника, на ^молитву не встанлива, а в ночь не сонлива, не изоспався стонет. Наложу ему печаль на сердце; вставшу ему с похмелия, глава болит, очи света не видят, а ум его не идет ни на что доброе, а ясти не требует, гортань его преецшит, пити хочет, испиет чашу и другую с похмелия и ины многи, и тако напивается по вся дни. Воздвигну в нем похоть плотскую и все помыслы злые и потом ввергну его в большую погибель…

А иже кто не лишится пиянства и злого запойства, сотворю его аки окаянного, горе идол. Идолы бо не могут творити ни добра, ни зла, а пьяный человек вместо добра зло творит.

Аще бы пил в меру, добро бы ему было-. Пьяный человек согрешив не кается, а трезвый согрешив кается и спасен будет. Пьяный человек горее бесного, бесный бо страждет неволею, добудет себе вечную жизнь, а пьяный человек страждет своею _ волею, добудет себе вечную муку. Пришедшие иереи молитву сотворят над бесным и прогонят беса, а над пьяным, аще бо всея земли сошлися бы Попове и молитву бы сотворили, но не прогнати им пьянства, самовольного беса. Сего ради лишимся пьянства. Пьяный человек горее блудного, блудный бо нов месяц блудит, а пьяный напивался по вся дни блудит.

Пьяница приложен есть к свинии. Свиния бо, аще где ни внидет, да рылом потычет. Тако и пьяница, аще в кый двор не впустят, да у тына постоит послушивая, пиют ли в дворе сем. А люди вспрашивает, в котором дворе пьют…

Лепо же нам помянути о сем пьянстве. В сем бо пьянстве содевается нам все злое беззаконие. Се пьянство нам ум погубляет, орудия портит, прибытки теряет. Пьянство князьям землю пусту сотворяет, а люди работы доводит, а простым людям долг содеивает, а хитрым мастерам пьянство отымает ум, не может смыслити дела своего, а простым мастерам, ох, сотворяет и убожие. Зло будет им злое се пьянство. Братию сваживает, а мужа отлучает от своей жены, а жен от мужей своих. Се пьянство ногам болезнь творит, а руки дрожат, зрак очей погибает. Пьянство к церкви не пустит, Богу молиться не хочет, книги чести не дает и во огнь вечный посылает. Пьянство красоту лица изменяет, смех трезвым сотворяет. О ком молва в людях - о пьянице, кому блядня - пьянице, кому сини очи - пьянице, кому ох - пьянице, кому горе - пьянице, кому рано есть и пить - пьянице, кому стенание и трясение - пьянице…

Ох, увы, пьянства сего злого бежим, братие, обычая злого пьянства, нелепого запойства. А се слышите, братие, апостола Павла, глаголюща к Тимофею: «Чадо Тимофее, к тому не пий воды, но мало вина приемли. Да будет телу здравие, а душе спасение». Аминь.

До поры до времени древнерусские люди пили только мед, пиво и брагу, не зная, что арабские народы еще в древнейшие времена открыли секрет винокурения и приготовления водки. Но в первой половине XVI века она уже настолько известна на Руси, что Иван Грозный, возвратившись из похода на Казань, запрещает ее продажу в Москве. Правда, для себя и для своих опричников он впоследствии даже возводит на Балчуге собый дом, названный на татарский манер кабаком, но обо всем, что там творилось, как, впрочем, и о том, что представляли собой вообще все царские кружала и питейные дома, нашим читателям, думается, будет интереснее узнать из книги историка И. Г. Прыжова « История кабаков в России в связи с историей русского народа». Ныне готовится переиздание этого вышедшего в 1868 году в Петербурге фундаментального исследования…

Последствия распространения на Руси питейных заведений оказались трагическими. «У великорусского народа,- писал Пры-жов,- мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить - так и на свете не жить. Но, испивая да испивая, не могли не заметить,.что подчас и водка не помогает, и, ухмыляясь на свою судьбу, прибавляли: «Пьем как люди, а за что Бог нас милует - не знаем…» Появлению «Истории кабаков в России…» предшествовало обнародование статистических данных о смертности россиян от опоя. Оказалось, что в 1885 году от пьянства в стране умерли 1423 человека, годом позже-1535, в 1857 году-1774, а в 1859-м - 1713… Если в 1552 году в России был только один кабак, то теперь их здесь было уже 87 388, а накануне издания книги Прыжова число их перевалило за полмиллиона. Спаивание народа стало делом государственной важности.

…В декабре 1909 года Л. Н. Толстой писал из Ясной Поляны: «Чем больше я вижу зло, происходящее от пьянства (а вижу я это зло в ужасающих размерах), и чем чаще мне приходится говорить об этом зле с страдающими от него, тем больше я убеждаюсь, что спасение от него преимущественно, если не исключительно, в сознании людей губительности - не для тела, а для души - этого греха. Избавится от него человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино и он слышал его запах и ему стоило бы только протянуть руку. А это будет только тогда, когда человек будет считать благо духовное выше блага телесного…»