Напитки

Что значит кошерный товар. Кошерные продукты – что это такое? Как сочетать продукты между собой

Что значит кошерный товар. Кошерные продукты – что это такое? Как сочетать продукты между собой

10/07/2014 17:31

Всего существует 365 запретов, которые затрагивают все стороны жизни евреев, и большая половина этих запретов относится к пище. Кашрут, на идише кошер, – это свод законов, которые регулирует питание еврейского народа. Кошер переводится, как «подходящий», «пригодный».

Юлия Шапко

Время на чтение: 2 минуты

А А

Основные принципы кошерного питания

Кошерная еда изготовлена из кошерных продуктов, строго определенным способом и только иудеями. Определение «кошерности» пищи описаны в Торе. Все продукты, не соответствующие понятию «кошерная», являются запрещенными и наносящими вред телесному здоровью человека.

Еще важным аспектом, указанным в Кашруте, является гигиена. Продукты не должны содержать вредные вещества , животные должны быть здоровы, молочные и мясные продукты должны не только храниться отдельно, но также и отдельно употребляться в пищу.

, соответствующие описанию Торы:

  • Мясо – говядина, баранина, козлятина, оленина, мясо лосей и др. Можно употреблять в пищу мясо тех животных, которые являются парнокопытными и жвачными. Грызун (зайцы, кролики и т.д.) не являются кошерными.Забой животных должен происходить особым способом. Проводит его только шойхет (резник) – специально обученный человек. Для удаления всей крови из мяса, его вымачивают в воде и посыпают солью, которая впитывает последние капли крови.
  • Птица – куры, утки, гуси, перепела, голуби и мясо индейки.
    Запрещено есть мясо хищных птиц и падальщиков.
  • Яйца только кошерных птиц считаются кошерными. Если оба конца яйца имеют одинаковую форму (оба заостренные или круглые) они не являются кошерными.
  • Рыба — только та, что содержит чешую и плавники. Красная икра считается кошерной, а вот черная не входит в этот список. Угорь, сом, акула, осетр не считаются кошерными — так же, как моллюски и ракообразные.
  • Молоко – только от кошерных животных.Еще один немаловажный аспект: по предписанию Торы, для приготовления мяса и приготовления молочных продуктов используется разная посуда (даже разная плита), хранятся мясные и молочные продукты отдельно (в разных холодильниках) и употреблять молоко после мяса можно только через 6 часов.
  • Насекомые. Разрешается есть только четыре вида пустынной саранчи. Остальные насекомые находятся под запретом.Только мед, продукт жизнедеятельности пчел, является исключением и считается кошерным. Именно из-за запрета на все виды насекомых хозяйки очень внимательно проверяют крупы, зелень и овощи.
  • В отношении алкоголя предписания Торы очень строги: вино изготавливается только евреями, виноград собирается в определенное время на виноградниках в возрасте не меньше 4-х лет, посторонние не должны видеть процесс изготовления – только такое вино считается кошерным.

Помните, кошерное питание – это не новомодная диета или направление в приготовлении пищи. Истинное кошерное питание – это полное соблюдение религиозных канонов не только в еде, но и в духовном мире.

Полезно ли кошерное питание?

Сейчас в магазинах стали появляться продукты с отличительным знаком кошерности.

Нельзя уверенно сказать, что кошерное питание полностью сбалансированное и здоровое. Но то, что кошерные продукты полезнее и безопаснее — это неопровержимый факт.

Эти продукты не содержат красителей, стабилизаторов, синтетических добавок, ГМО, лекарственных препаратов, обработаны и упакованы в стерильной обстановке, а это — главные показатели качества и полезности для человеческого организма.

Поэтому-то сегодня и представители других религиозных конфессий стали часто выбирать кошерные продукты.

Религия – это специальные положения и традиции, которые соблюдаются и в правилах питания. Понятие кошерная пища заимствовано из иудаизма и зачастую встречается у евреев. Однако все чаще в последнее время такую еду можно встретить в кулинарии многих стран.

Что значит термин кошерная еда?

Кошерная пища – это пища, готовящаяся по канонам кашрута, включенного в законные записи Галахи.

Согласно этим правилам все блюда готовятся в соответствии с традиционными обычаями, а контролируют весь процесс специальные организации евреев. На проверенную продукцию ставится специальная печать, подтверждающая качество.

Все кошерные продукты имеют деление на три основных группы:

  1. Басар – это мясные продукты;
  2. Халяв – это молочные продукты;
  3. Парвэ – это все остальные продукты.

Само понятие кошерная обозначает еду, полезную для всего организма и полностью подходящую для применения в пищу.

Польза или вред?

Люди, первый раз обратившие свое внимание на кошерные блюда, задаются вопросом – а полезна ли такая еда? Конечно для здоровья она оказывает положительный эффект. Связано это с отсутствием консервантов, красителей и ГМО, а упаковка их полностью стерильна.

Что касается вреда, то здесь достаточно спорный вопрос. Только в одном исследовании специалистам из Америки удалось доказать, что мясо птицы, приготовленное обычным способом, имеет меньше вредных веществ, чем в мясе, приготовленном кошерным методом.

Как правильно приготовить кошерную пищу

Согласно правилам кашрута в одном приеме пищи нельзя соединять мясо и молоко. Временной разрыв между приемами этих продуктов должен составлять 5 часов. Также специальные правила предъявляют к способу убийства животного – делать это должен обученный для этого человек. После забоя и разделывания мясо вымачивают для того, чтобы из него выкачалась вся кровь. Только после этой процедуры мясо отдают повару для дальнейшей переработки.

Категорически нельзя использовать для приготовления пищи мясо от больных животных. Мясные и молочные продукты готовят с использованием разной посуды и в разных кухнях. Именно поэтому обычным является наличие в еврейских домах двух кухонь. Если же площади не позволяют организовать две кухни, то на одной ставят две плиты для приготовления на них мясных и молочных продуктов.

Перечень кошерных продуктов

Чтобы питание было кошерным, нужно использовать для ее приготовления только продукты, указанные в списке разрешенных:

  • Мясо. Для готовки мясных блюд можно использовать туши животных с раздвоенными копытами и употребляющих в пищу растительные продукты. К таким можно отнести лосей, коров, овец, козлов, жирафов. Существуют исключения, например, из не травоядных разрешается мясо свиней, а из не имеющих раздвоенных копыт мясо верблюдов, кроликов и даманов. При приготовлении обязательно полностью освободить мясо от крови. По мнению евреев, использование в пищу крови делает человека жестоким и агрессивным. Также полностью под запретом яйца, если в них присутствуют кровяные вкрапления.
  • Птица. Из птицы можно использовать мясо только домашних животных – куриц, уток и гусей. Из диких птиц разрешается только мясо голубей. Полностью под запретом мясо орлов, ястребов, пеликанов и сов.
  • Яйца. Для подбора яиц существует особое правило – это их форма. Яйцо должно быть с одной стороны острым, а с другой стороны округлым. Если оба края тупые, то их нельзя использовать в еду. Это может означать, что яйца получены от птиц - падальщиков.
  • Рыба. Для приготовления можно использовать только рыбу с чешуей, хвостом и плавниками. Категорически нельзя применять в пищу любые морепродукты, поскольку у них нет ни чешуи, ни плавников. В списке кошерных вещей полностью под запретом креветки, осьминоги, морские черви и т.д.
  • Молоко. Для приготовления блюд с использованием молока разрешается использование только сырья, взятого от животных, разрешенных законом. Все остальное молоко находится под строжайшим запретом.
  • Фрукты и овощи. В этой категории продуктов нет ограничений. Единственным условием является только отсутствие контакта с некошерными вещами. Также нельзя использовать в пищу червивые плоды.

Мнение врачей

По мнению врачей различных специальностей, еда, приготовленная по кошерным канонам, имеет значение только для соблюдения религиозных правил. Что касается здоровья, то кошерная пища не имеет особого влияния на состояние здоровья человека.

Раньше приверженцы кошерного типа питания испытывали определенные затруднения во время путешествий. В настоящее время даже многие авиа перевозчики предлагают во время полета своим пассажирам блюда кошерной кухни. Поэтому соблюдение всех религиозных канонов, в том числе и в питании, становится без проблемным, даже находясь в поездках вдали от дома.

Рецепты кошерных блюд

Практически в любом крупном городе в кафе можно встретить кошерные блюда, однако обычно их стоимость значительно выше обычных блюд. Но не стоит отчаиваться. Поскольку в магазинах уже в достаточном количестве продаются различные кошерные продукты, то приготовить блюда с соблюдением всех религиозных традиций не составит труда.

Штрудель

Одним из самым легких и быстрых в готовке кошерных блюд является штрудель с лососем, сыром и шпинатом. Его можно подавать не только как праздничное блюдо, но и просто для посиделок с друзьями, поскольку штрудель не только очень вкусный, но и диетический.

Продукты для приготовления:

  1. 150 гр. просеянной муки;
  2. Яйцо;
  3. 1 ст. ложка масла;
  4. Немного воды.

Из этих продуктов нужно замесить мягкое тесто. Обычно это занимает не более 10 минут. После этого тесто в пищевой пленке убирают в холодильник на полчаса.

В это время можно заняться начинкой: 150 гр. сыра натереть на терке, 0,5 кг лосося нарезать тонкими полосками, а шпинат слегка потушить со сливочным маслом. После этого все ингредиенты смешать и добавить туда яйцо, по желанию можно добавить соль.

Отдохнувшее в холодильнике тесто нужно раскатать на столе очень тонко, размером примерно 50х70 см. если тесто было замешано правильно, то оно не будет рваться, при этом будет тонким, просвечивающим на свет.

На раскатанный лист посыпают панировочные сухари, причем с краев нужно отступить по 2 см, а с правой стороны оставить пустым около 15 см листа. Затем ровным слоем выкладывают начинку и сворачивают рулет. Готовый рулет смазывают маслом и ставят на противне в духовку на 40 минут, при этом температура внутри должна составлять 2000 С. После выпекания штрудель нарезают толстыми кусочками и предлагают со сметаной или с овощным салатом.

Курица

Приготовить кошерную курицу совсем не сложно. Для этого кошерную тушку делят на 4 доли, натирают смесью из соли и перца. Пока мясо пропитывается, готовят соус. Для этого смешивают немного соевого соуса с бокалом красного вина и добавляют к ним 4 ст. ложки харосета. Этой смесью заливают мясо и готовят в печи, разогретой до 2000 в течение часа.

В настоящее время потребность в кошерной пище только возрастает. Это объясняется многими факторами – простотой в приготовлении, исключением больших затрат, пользой для организма. Попробуйте приготовить дома такое блюдо один раз, и вы останетесь приверженцем кошерной кухни надолго.

Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.

На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?

Кошерный – значит, натуральный

Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.

Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.

Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.

Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.

Мясо и рыба

Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что , конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.

Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.

Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет). Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.

Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки). Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.

В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.

Овощи, фрукты и другие растения

Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.

В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.

Молочные и мучные продукты

Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.

Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.

С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов. Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы. Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

– в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи. Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай. Кроме того, многие пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.

Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.

Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.

Кошерные продукты можно узнать по знаку

Чтобы не ошибиться в выборе и не заучивать список дозволенного, при покупке необходимо искать кошерные знаки на продуктах -«эхшер». Их имеют право присваивать только еврейские организации, контролирующие качество товаров. В мире насчитывается не менее 100 вариаций таких знаков.

Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».

Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».

Кошерный и халяльный – разные продукты

Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?

И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.

Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.

Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.

Православие не исключает кошерные продукты

Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует. Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции. Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»

Слово "кошерный" в последнее время стало довольно популярным среди интернет-пользователей. Однако далеко не все понимают, что это слово означает, и употребляют его скорее следуя веяниям моды, чем логическому смыслу. Причем в употребление вошло не только прилагательное "кошерный", но и наречие "кошерно" и даже существительное "кошер".

Давайте разберемся, что же значит это слово - кошерно?

Происхождение и значение слова

Слово "кошерный" пришло к нам из языка еврейского народа (о нем вы можете узнать в статье ). В иудаизме, который исповедуют евреи, есть термин "кашрут", означающий свод определенных правил и дозволенность чего-либо с точки зрения еврейского священного писания. В некоторых диалектах слово "кашрут" звучит несколько иначе, например, "кошер". К чему же применим этот термин?

Употребление слова

Изначально данное слово относилось к пище евреев. Кошерное - это значит дозволительное для употребления в пищу. Например, согласно кашруту, говядина или мясо птицы является кошерным, а вот свинина - нет. Еще один признак кошерности мяса - убить животное может только специальный по профессии человек, если же это не так, то мясо уже не кошерно.

Если же смотреть глубже, то кроме пищи этот термин может быть применим к одежде, внешнему виду, манерам поведения и прочему. Именно такое значение приняло широкую популярность в современном мире. Кошерно в интернет-сленге - значит дозволено, соответствует правилам. Также слово кошерный в молодежном сленге стало синонимом словам модный, хороший (Пример: у него кошерный автомобиль).