Первое

Кошерная мода. Кошерное питание. Особенность кошерных продуктов, список. Кошерные овощи и фрукты

Кошерная мода. Кошерное питание. Особенность кошерных продуктов, список. Кошерные овощи и фрукты

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Журнал Kosher Today сообщал в начале 2002 года о том, что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличивается ежегодно на 5.9 %, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10 %. По другим сообщениям рост рынка составляет около 15 % в год.


«..И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Левит. 11:2-3

Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям и какую им не стоит предлагать. Для этого нам предстоит познакомиться с понятием «кошерности» . Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Слово это означает «подходящий», «верный». Родственное ему слово «кашрут» означает состояние кошерности. Противоположное по значению понятию «кошер» обозначается словом "трефа", то есть «трефовые блюда».

Некоторые полагают, что кошерная еда - этo та, которую благословил раввин. Это неверно, ведь в таком случае в каждом еврейском ресторане и гастрономе должен был бы работать раввин... Кошерными в еврейской кухне считаются абсолютно все растения, но не все животные, птицы, рыбы. Кроме того, прежде чем мясо станет пригодным в пищу еврею, животное должно быть забито определенным образом, и из него должна быть удалена вся кровь.

Безусловно, пища, приготовленная по строгим правилам ритуальной чистоты, достаточно далека от кухни других народов. К примеру, поскольку запрещена свинина, невозможно и любое блюдо из нее, а значит, в традиционной еврейской кухне не может быть ни поросенка, ни жаркого на свином жиру и вообще ничего подобного (такая нелепость не может прийти в голову даже самому европеизированному еврею, может быть, даже и спокойно поедающему «запретное» в обычный день).

Как известно, кухня любого народа включает в себя прежде всего те исходные продукты, которые дает ему природа страны, где он проживает. Скажем, бананы и кокосы в России не произрастают, и, хотя сейчас они у нас широко распространены, трудно представить себе русское национальное блюдо из бананов с кокосом, как и оленину с брусникой у жителей Сицилии. Но евреи проживают в самых разных странах и почти по всему миру. А значит, и исходные продукты у них разные.

Но правила кашрута везде одинаковы. Напомним, что евреям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов; рыбу можно есть лишь покрытую чешуей; мясо только жвачных парнокопытных. Домашнюю птицу есть можно, но и она, и упоминавшиеся выше жвачные парнокопытные должны быть зарезаны специальным резником («шойхетом»), который должен убить животное специальным очень острым ножом, одним движением, чтобы причинить минимум страданий. (Эти правила мы привели в самом кратком и упрощенном виде; вообще-то они куда сложнее и обширнее!) На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него едят мацу - хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.

При соблюдении кашрута можно готовить любые блюда, принятые в той или иной стране. Но будут ли они еврейскими? Скорее они будут кошерными, т.е. ритуально позволенными.

КОШЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Кошерные животные легко распознаются по двум признакам. Они имеют раздвоенные копыта и являются жвачными, т.е. обладают двумя обязательными условиями «чистоты». К ним относятся крупный рогатый скот, овцы, козы, дичь. Но евреям разрешено есть мясо только передней половины этих животных. Таким образом, шея, бочок допустимы в пищу, филей, к сожалению, - нет. К трефовым животным относятся свиньи, кролики, лошади, медведи, собаки, кошки и... киты.

Кошерные животные жуют жвачку. Жвачкой называются маленькие шарики пережеванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, т.е. возвращается в рот и вновь пережевывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.

КОШЕРНАЯ ПТИЦА

Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (Mishnah) утверждает, что «птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой, а та птица, у которой есть дополнительный коготь и второй желудок, является чистой» (Hulin 3:6). К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепелки и индюки. В Торе приводится длинный список некошерных птиц (Левит 11:13- 19), включающий множество диких птиц. Теоретически евреи могут есть любую птицу, не упомянутую в этом списке, на практике, однако они едят в основном кур, индеек и уток. Даже животные и птицы кошерного вида могут оказаться трефовыми, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов. Иногда, если что-то во внутренностях курицы вызывает сомнение, ее несут к раввину, который в состоянии определить, кошерна ли она.

Цыпленок, если его умертвить неправильно, становится трефовым. Говядина, даже несмотря на то, что она является кошерной, если ее приготовить с молочными продуктами, станет трефовой.

КОШЕРНАЯ РЫБА

В еврейской кухне в отношении к рыбе и морепродуктам гораздо больше ограничений, чем в китайской или японской кухнях.

Рыба в соответствии с Библией годится в пищу только та, у которой есть плавники и чешуя, - она считается «чистой». К такой рыбе относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба. Зубатку, угря и дельфина есть нельзя. Все ракообразные считаются трефовыми. Таким образом, такие любимые многими морские продукты, как моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки и устрицы, запрещено принимать в пищу. Существует спор о том, можно ли есть такую рыбу, которая часть своей жизни имеет плавники и чешую, а другую часть - не имеет. Ортодоксальные евреи запрещают есть осетра и меч-рыбу. Консервативные евреи и реформаторы допускают прием в пищу этих рыб.

В КОШЕРНОЙ КУХНЕ

Евреи, соблюдающие кашрут, основываются на библейском стихе: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19 и в других местах) и потому не совмещают мясную и молочную пищу вместе.

Этот запрет настолько строг, что даже на еврейских кухнях для мясного и для молочного есть отдельные столы, фаянсовая посуда, ножи и другие принадлежности. Посуда для мясного и молочного хранится в ящиках и шкафах на разных частях кухни.
Процесс приготовления пищи требует определенной осторожности и хорошей организации. Электроплиты предпочтительнее газовых, поскольку конфорка может быть раскалена докрасна и при этом вся «сбежавшая» пища сгорает. Те, кто может себе это позволить, имеют две плиты, а также две раковины. Если же есть только одна раковина, она, безусловно, трефа (некошерная), поскольку в нее сливается все. Если на кухне одна раковина, посуду моют в тазиках. Впрочем, нет никакой необходимости в двух холодильниках или морозильных камерах, поскольку холодные продукты не влияют друг на друга так, как горячие.

Продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных элементов (например, овощи, яйца) и приготовленные не в мясной или молочной посуде, называются «парев» или «парве». Паревные продукты можно есть как с мясом, так и с молоком.

Иногда даже при самой тщательной организации работы на кухне мясная и молочная еда смешивается или проливается одна в другую. Если такое случилось, обращаются к раввину, который решает, остались ли продукты и посуда кошерными.

Смотрите также

И удейские законы, касающиеся допустимых продуктов питания и приготовления пищи называются кашрут – множественное число от ивритского слова (כשר), что означает надлежащий или подходящий. Кошерная еда – это еда, которая считается правильной и одобренной для потребления религиозными евреями.

Еврейские диетические законы довольно сложны. Продукты должны быть приготовленны в соответствии со строгими принципами и прямым надзором раввината. Особенно жесткому контролю подвержено мясо. Производство кошерного мяса тщательно контролируется, от момента ритуального убоя животного, разделки и подготовки мяса на продажу для общественного потребления.

Ресторан может подавать кошерные продукты , но для того, чтобы он был признан кошерным в глазах религиозной общины, нужно заработать репутацию благодаря упорному труду и последовательности в соблюдении диетических норм и правил. Кошерный ресторан должен подавать кошерную еду!

Что такое кошерная пища?

Написаны тома о предмете в целом и в частности, какие пищевые продукты считаются кошерными , а какие нет. Фрукты и овощи, выращенные естественным путем, всегда считались кошерными . Это распространяется и на зерно, и на другие переработанные продукты растительного происхождения.

Когда дело доходит до мяса, морепродуктов и молока, начинают возникать проблемы. Ветхий Завет позволяет приверженцам Закона Моисеева есть определенных животных и морских существ. Такие животные, как свиньи, считаются нечистыми, и их не разрешается использовать в пищу в любой форме. Животные, которые питаются падалью и охотятся на других животных, также запрещены. Рыбы, имеющие плавники и чешую, разрешены, но морские хищники, такие как акула, запрещены. Моллюски и ракообразные также запрещены, как и амфибии и рептилии.

Молочные продукты от разрешенных животных, таких как коровы, козы и овцы, приемлемы, но еврейские законы требуют, чтобы мясо и молочные продукты хранились отдельно. Нельзя подавать мясо вместе с молочными продуктами , им недопустимо находится даже на одном столе. Такое разделение молочных и мясных продуктов представляет собой интересную задачу для ресторанов , которые хотят быть кошерными .

Как готовятся кошерные продукты?

Мясо должно быть заготовлено, как описано выше, и может разделываться только кошерными мясниками. Все обработанные и изготовленные продукты должны соответствовать высоким требованиям раввината , исключается любой контакт пищи с некошерными продуктами .

Особая маркировка используется для продуктов, которые сертифицированы как кошерные , а также имеют товарный знак с пометкой «К» или с пометкой «О», что означает одобрение еврейского ортодоксального союза. На своем сайте союз дает подробную информацию о кошерных продуктах.

Что такое кошерный ресторан?

Ресторан считается кошерным , если он сертифицирован раввинами, которые специализируются на этих вопросах. Кошерный ресторан , как ожидается, следует рациону питания правоверных евреев, и предлагает только кошерные продукты. Периодические проверки ресторанов необходимы, чтобы убедиться, что ресторан придерживается стандартов приготовления и хранения пищи, технического обслуживания, оборудования и чистоты.

Из-за правил разделения мясных и молочных продуктов, кошерный ресторан имеет право выбирать подавать одно или другое. Кошерное заведение может принять решение подавать только молочные блюда , ограничивая себя от подачи мясных .

Фрукты, овощи, злаки и хлеб, как правило, считаются нейтральными . Кошерные рестораны также могут выбрать третий вариант - обслуживая только вегетарианцев. Ресторан , который не подает ни молочных, ни мясных блюд считается кошерным по определению.

Почему едят кошерную пищу?

Существует много причин, по которым евреи и неевреи предпочитают есть кошерную еду . Для них кошерные продукты являются продуктами более высоких стандартов. Кошерная еда не содержит вредных наполнителей и мясных субпродуктов. Для потребителей этой специфической кухни, кошерные рестораны относятся к более высокому стандарту приготовления пищи и обслуживания.

Религиозные правила употребления еды взяты не с потолка и в основном это древние упрощенные санитарные нормы и правила ЗОЖ (на имеющемся тогда уровне знаний). Впрочем, часто эти законы устаревают под натиском научных знаний. Например, все мы слышали о «кошерной» еде, давайте разберемся, что же такое «кошерная» (и некошерная) еда.

«Кошерная » - это любая еда (пусть даже из китайской кухни или русской народной), но соответствующая строгим законам «Кашрута» (дозволенность чего-либо с точки зрения законов, содержащихся в Торе, Талмуде и т.п.)

Само по себе слово «кошер» означает «дозволенный», слово «кошерный» - это просто русское производное означающее, что еда соответствует правилам иудаизма.

Кошерный Макдоналдс в Буэнос-Айресе.

Вопреки распространенному заблуждению, раввины или другие религиозные деятели не «благословляют» пищу, чтобы сделать ее кошерной. «Благословление» не имеет отношение к термину «кошерный».

Кошерность - не стиль приготовления пищи. Китайская пища может быть кошерной, если она приготовлена в соответствии с еврейскими законами, и есть много прекрасных кошерных китайских ресторанов в Филадельфии и Нью-Йорке.

И наоборот - традиционные еврейские продукты, например, бублики, блинчики, маца и суп шара могут быть не кошерными, если не были подготовлены в соответствии с еврейскими законами.

Некоторые законы кашрута устарели с точки зрения ЗОЖ

Многие современные евреи считают, что законы кашрута - просто примитивные медико-санитарные правила, которые устарели. Например, согласно современным научным знаниям нет никаких причин считать мясо верблюда или кролика менее здоровыми, чем мясо коровы или козы. Нет также прямых научных доказательств или наблюдений вреда от сочетаемости молочной и мясной продукции (а это не кошерно).

Впрочем логика тут прослеживается другая: верблюд (не кошерный для употребления в пищу) является более полезным в качестве вьючного животного, чем как источник пищи.

Краткий ответ, почему евреи соблюдают эти законы: потому что Тора говорит так. Тора не определяет никаких оснований для этих законов и традиционному еврею нет необходимости видеть любые другие причины. Более развернутый вариант из книги «Быть евреем» раввина Хаима Галеви Донин: соблюдение законов - это такой самоконтроль, чтобы научиться контролировать даже самые простые, основные инстинкты.

Мы приведем здесь основные правила кошерности с комментариями Зожника.

Основные правила кошерного питания

Законы кашрута вытекают из нескольких довольно простых, понятных правил:

1. Некоторые животные не могут быть съедены полностью. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко животных, которые запрещены.

2. Из животных, которые могут быть съедены, птицы и млекопитающие должны быть убиты в соответствии с еврейским законом.

3. Вся кровь должна быть удалена из мяса и птицы до ее приготовления.

4. Некоторые части разрешенных животных не могут быть съедены.

5. Фрукты и овощи разрешены, но должны быть проверены на предмет частей, которые не могут быть съедены.

6. Мясо (мясо птицы и млекопитающих) не может быть съедено вместе с молочными продуктами. Рыба, яйца, фрукты, овощи и зерно можно есть с любым мясом или молочными продуктами. (По некоторым мнениям, рыба не может быть съедена с мясом).

Нет никакого научного или медицинского подтверждения вреда от сочетания в пище молочных и мясных продуктов. Важно при этом понимать, что и мясо, и «молочка» - это продукты, богатые белком. Белковые продукты - «тяжелые», требуют больше усилий для организма для их переваривания. Именно на переваривание белковой пищи тело может тратить до 30% энергии, которую от них получает (в среднем же тело тратит 5-10% от содержащейся в пище энергии на ее переваривание).

7. Посуда (в том числе кастрюли и сковородки и другие поверхности для приготовления пищи), которые вступают в контакт с мясом, не могут быть использованы с молочными, и наоборот. Посуда, которая вступила в контакт с пищевыми продуктами не кошерного происхождения, не может быть использована с кошерной пищей.

8. Виноградные продукты, сделанные не евреями, не могут быть съедены.

9. Есть несколько других правил, которые не являются универсальными.

А теперь чуть подробнее по этим вопросам.

Животные, которые не могут быть съедены

Из «зверей земных» можно съесть любое животное, которое имеет раздвоенные копыта и является жвачным . Любое наземное млекопитающее, которое не имеет оба эти качества, запрещено. Тора указывает, что верблюды, тушканчики, зайцы и свиньи не являются кошерными, поскольку у каждого из них не хватает одного из этих двух квалификаций. Крупный рогатый скот, овцы, козы, олени, зубры являются кошерными.

Из «водных» созданий вы можете есть все, у чего есть перья и чешуя. Таким образом, из моллюсков, таких как омары, устрицы, креветки, моллюски и крабы, все запрещено. Рыбы, например, тунец, карп, лосось и сельдь - разрешены.

Полное исключение некоторых полезных морепродуктов с одной стороны обедняет рацион некоторыми микроэлементами. С другой стороны - имеются некоторые спорные доводы в пользу того, чтобы отказаться от креветок.

Для птиц, критерии менее ясны. Тора предоставляет список запрещенных птиц, но не уточняет, почему именно эти птицы запрещены. Все птицы, включенные в список являются либо хищными птицами, либо падальщиками, раввины утверждают, что это и было основой для их различия.

Другие птицы разрешаются, например, курицы, гуси, утки и индейки .

Грызуны, рептилии, амфибии, насекомые - запрещены.

Кошерный убой

Млекопитающих и птиц, которые могут быть съедены, должны быть забиты в соответствии с еврейским законом. Запрещено есть животных, которые умерли от естественных причин или были убиты другими животными - что вполне логично с точки зрения здоровья.

Кроме того, животные не должны иметь заболеваний или недостатков в органах в момент убоя. Эти ограничения не распространяются на рыбу, только мелкий и крупный скот.

Существуют специальные правила кошерного убоя животных. Смысл их сводится к минимуму боли, испытываемую животным перед смертью. И в этом есть важный смысл.

Традиции и запреты, связанные с ограничением потребления определенных продуктов питания, есть у многих народов. В русской кухне запретов, как таковых, не существует: мы просто не едим то, к чему не привыкли, или то, что кажется нам неприемлемым, и поэтому в официальных запретах нужда не возникает.

Но о запретах, существующих для мусульман и евреев, в России наверняка слышал каждый. Чаще всего упоминается, что мусульмане не должны есть свинину, а вот с еврейской кухней все сложнее: в ней запретов больше, и многие из них могут показаться нам странными и непонятными.


Пищу, разрешенную к употреблению, в Израиле называют кошерной, и евреи, живущие в других странах и строго соблюдающие «веру отцов», включают в рацион только кошерные продукты . Происхождение слова «кошерный» восходит к понятию «кашрут», которым в иудаизме обозначают соответствие Галахе – традиционному иудейскому праву, основанному на множестве религиозных заповедей. Вот так сложно; однако требования, предъявляемые еврейским законом к продуктам, довольно близки понятиям о здоровом и раздельном питании. Например, смешивать мясные и молочные продукты иудеям строго запрещено, и это правильно, так как они совершенно не сочетаются друг с другом.

Возможно, по этой причине кошерными продуктами в России интересуются не только евреи, и многим людям хочется узнать об этом подробнее.

Кошерный – не кошерный

Кошерные мясные продукты получают из мяса травоядных животных, живущих на суше. Это жвачные копытные животные, но копыта у них раздвоены: овцы, козы и крупный рогатый скот; также разрешается есть мясо лосей и жирафов. Свинину, крольчатину и верблюжатину есть запрещается. Употреблять кровь запрещено в любом виде, поэтому мясо кошерных животных всегда замачивают и промывают особыми способами. Забивать животных тоже нужно по правилам: это делают кошерные мясники, прошедшие специальное обучение.

В следующем кошерном блюде сочетаются целых два еврейских рецепта. Чтобы вкусно запечь в харосете курицу, надо сначала приготовить сам харосет – блюдо истинно еврейское, из фруктов, орехов, гранатового сока (вина) и специй. Надо взять 1-2