Гарнир

Культурная пьянка. Возможна ли культура пития в России

Культурная пьянка. Возможна ли культура пития в России

1. Славяне не употребляли крепкие спиртные напитки, даже во время застолий.
2. Славянская медовуха была популярным напитком, но ее крепость составляла от 5 до 16 градусов. То есть не крепче вина.
3. Слово "алкоголь" имеет арабское происхождение, произносилось как "Аль Кхоль" и означало "косметическая краска".
4. Первые попытки ввоза водки на Русь были предприняты европейцами в 15-м веке. 5. Ни ром, ни другие спиртные напитки не приживались на Руси вплоть до времен Петра I.
6. Именно Петр I, налаживая контакты с европейцами, приказал ввозить алкоголь большими партиями и сопровождать застолья спиртным.
7. Приезжие иностранцы часто удивлялись, почему у русских так мало кабаков, где можно выпить.
8. В конце 16-го века в Великом Новгороде был всего один кабак на весь город, и тот был прикрыт царем по просьбе жителей города.
9. Только к середине 17-го века русские стали "привыкать" к кабакам - государство поняло, что с алкоголя можно собирать хороший налог.
10. Существует несколько версий о происхождении слова «водка», которое известно с 17-го века. Одни считают, что слово «водка» произошло от слова «вода», другие - от слова «водить». Однако, поляки считают, что именно они придумали это слово. Денис Руссков , специально для сайт

Определение «культуры пития» в народе предполагает весьма банальную, на первый взгляд, вещь — знай меру в выпивке. Короче, другими словами, не превратись в грязную свинью, после застолья. Не будь в непотребном виде своей, закуси хорошей едой то, что выпил за столом, да не опохмеляйся на утро. И проделывай все это не чаще, чем раз в неделю!

Давайте обо всем по порядку…

Авторы теории «культурного пития», как и следовало ожидать, неизвестны, но чем же она так примечательна, что заставляет о себе говорить? Теория гласит: «алкоголь - это некий продукт, еда: как хлеб, молоко и т.д., но который, по каким-то причинам запрещено употреблять детям, беременным, и в каких-то других случаях. Вот, как и любую пищу, его можно употреблять «в меру» и желательно «культурно», то есть народ можно и нужно приучить к «культуре» употребления».

Но как можно оправдывать застолья (которые чаще заканчиваются обыкновенной попойкой), полезностью употребления алкоголя, когда за столом употребляют и взрослые ?! Нет от этого пользы и быть не может. Для вашего организма все равно: выпьете вы спиртное «культурно» или нет. Результат — поражение организма этанолом.

Я как-то хотел рассказать о скрытой рекламе алкоголя в фильмах. Сейчас самое время. Обратите внимание, сколько и как там пьют. Отмеряют себе определенную дозу, выпивают и радостные расходятся, да? Нет, конечно, но продолжение, как правило, не показывают. Многие из них талантливо пропагандируют особенности национального пьянства, охоты, рыбалки…

Всё это - ненавязчивая, но очень эффективная реклама алкоголя.

Такое впечатление, что кому-то это выгодно, чтобы «культурно пьющие» плавно переместились в разряд алкоголиков. А можно ли научить алкоголика пить «культурно» или «в меру»? Наркологи утверждают — нет! Да и не только наркологи. Любой алкоголик, вставший на путь трезвости, ответит вам так же.

Обязательное условие для лечения алкоголизма — пожизненный отказ от употребления алкоголя, а не эксперименты с «культурным питием».

Когда начал писать статью, вспомнил историю из своей жизни.

Давно, работая еще ремонтником на заводе, вместе со мной в бригаде работали двое: отец и сын. Приколисты и любители выпить — еще те! Но, если молодой пил и на следующий день был, как огурчик, то со «старым» было сложнее, так как болел он сильно. При этом никогда не признавал и, болея и умничая, любил повторять, что существует его «теория культурного пития», которую всем нам, «темным» в этом вопросе, необходимо познать, так как пьем мы не правильно… да и вообще не умеем пить.И приглашал всех к себе на праздники, чтобы мы познали эту самую теорию, но мы не ходили по разным причинам, а вот его сын рассказывал потом — как все происходило. Как обычно, поляна была накрыта красиво и культурно… но вот что было интересно: пока все готовились и наряжались, он (старый) успевал натрескаться и упиться так, что пропускал все торжество и очухивался только тогда, когда все расходились. И это происходило всегда! Представляете как мы ржали над этим, но старому было пофиг. Главное то, что он был уверен и настаивал на том, что теория существует и он владеет ей.

Это было отступление, а теперь по теме.

Давайте разберем механизм, не позволяющий зависимому от спиртного . Немного умных слов, поэтому, если не хочется читать научные данные, то пропускаем, но все-таки советую матчасть все же изучить: ;-)

В нашем мозге присутствует вещество, под названием глутаминовая кислота, которое участвует в сложных процессах хранения и обработки информации. Под действием этанола нарушается нормальная работа этой кислоты и в управляющие поведением, своеобразные «записи» патологических состояний, которые отличаются неизменностью и сниженной способностью к забыванию, что сохраняет механизмы алкогольной болезни в течение долгого времени, даже в периоды стойкой ремиссии.

То есть простыми словами: если тот, кто приобрел употребит одну маленькую каплю спиртного, то в его мозгу автоматически включается «записанный» механизм алкогольной болезни. И сразу после первой — последует вторая капля и т.д., до тех пор, пока алкоголь не захватит человека в свои сети совсем. Из этого следует, что алкоголь — это наркотик, а говорить о «культурном» потреблении наркотика – это глупость и преступление.

Никакой «культуры пития» не бывает. Ее придумали те, кто увяз в алкогольной трясине. Культура – это какие-то правила… Но какие, когда… и где свод правил, если это касается алкоголя? Типа, не в любое время суток и не любом количестве? С таким же успехом можно внедрить культуру матершинства, гомосятины, педофилии, культуру пьяных бытовых разборок…

Ну вот сколько много культур еще можно получить от одной только «культуры пития».

А ты, уважаемый читатель, что думаешь?

Сегодня два с половиной миллиона россиян считаются алкоголиками. Каждый день около двух тысяч человек в России умирают от проблем, связанных с употреблением спиртного.

Простой пример из личной жизни: в Одноклассниках узнал, что пол-класса уже нет, в основном мужской половины, умерли в основном от возлияний, кто замёрз по пьянке, кто сгорел, опять же по пьянке, кто умер от цирроза печени и прочих болезней-последствий пьянства. Говорят, нет у нас культуры пития. Она ведь складывается столетиями, известно, что на юге Европы, например, предпочитали всегда виноградное вино (и у нас южные народы - молдаване, грузины - известны своим вином), в центральной же Европе – пиво (кто не знает, что в Германии и Чехословакии пьют в основном пиво), а в северной Европе и в России считается, что предпочитают крепкие напитки, причём пьют часто и много (финны и русские тут очень схожи). Вообще-то культура пития в России и на Западе понимаются по-разному. В России – это сколько алкоголя принимаешь и как себя ведёшь после принятия. А на Западе – какие напитки пьёшь, из какого бокала, в каком сочетании с какой едой употребляешь. Говоря про русскую культуру пития сразу приходит на ум банная традиция пить из фильма "Ирония судьбы, или с легким паром". А ведь, действительно, почему это русские пьют в основном только водку! Сегодня русский человек ассоциируется во всем мире с пьянством, русскому человеку почему-то всегда принято предлагать водку. Такой вот стереотип выработался у всех в мире. Это просто стыдно!

Была ли на Руси какая-то такая самобытная культура пития? – Несомненно! Раньше на Руси пили лишь очень слабые алкогольные напитки. Медовуху, квас, брагу... Готовили из мёда, соков и винограда, иногда из злаковых растений, но то была не водка!

Водка – это раствор этилового спирта в воде (C2 H5 OH), который в некоторых странах известен под названием «вода жизни». В 1429 году генуэзцы заехали в Москву и преподнесли Василию II в качестве подарка хлебный спирт, то бишь аквавиту (в переводе «вода жизни»), вывезенный из Кафы (Феодосии). так познакомились русские с водкой. Первая русская "вода жизни" на зерновом сырье была произведена предположительно в Москве, в одном из монастырей где-то в 40-х годах 15 века.Считается, что именно с этого времени на Руси и появился совершенно новый алкоголь — прототип нынешней водки.То есть до того, как итальяшки подарили аквавиту, культура пития у славян была!

Пили слабые напитки несколько столетий, причём и пили-то достаточно мало. Потребление алкоголя в1913-м году - до введения сухого закона – было меньше четырёх литров на душу населения. А сейчас потребление алкоголя по самым скромным подсчетам –18 литров чистого алкоголя в год на душу населения в России (это включая младенцев). А в некоторых источниках можно прочесть, что в России этот показатель колеблется от 20 до 30 литров... После преодоления порога в 8 литров чистого алкоголя в год на человека происходит необратимое угасание этноса - вырождение. Значит стоит вопрос жизни и смерти русской нации: возможно ли у нас в стране так называемое культурное питие?

Возможно существует какая-то генетическая предрасположенность в русских генах и соответственно некая генетическая опасность для всех россиян относительно алкоголя. Так же как для чукчей, которые, как известно, имеют именно генетическую предрасположенность к спиванию. Им пить вообще ничего алкогольного нельзя. Так тогда можно ли говорить о культурном питье для русского народа? Почему это в Норвегии, в Финляндии, в Швеции, в Исландии существует государственная монополия на алкогольные напитки? Да потому что они поняли, что у этих народов такая проблема действительно есть. Правительства этих стран заботятся о своем народе, о будущем.

Может ли существовать культура пития в России? Или только в Москве? Ведь стоит отъехать за кольцевую дорогу, большинство граждан обоего полу, выпив одну рюмку, не могут остановиться, пока не напьются до потери сознания. Возможно, что это происходит именно в силу генетических особенностей русских.

А может лучшая культура пития – это не употреблять алкоголь вообще? Возможна ли культура пития в России?

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку". Запрещалось выдавать вино "питухам" (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство. Мнение о том, что пьянство -- исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало.

Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво крепость которых была слишком мала. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причём каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь, в таких условиях трудно сильно напиться. А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

Прошли тысячи лет, прежде чем секретом виноделия овладела Россия. Вплоть до позднего средневековья русские люди употребляли мёд, брагу. Пиво же и вино были заморскими продуктами, которые наша страна импортировала, и то в небольших количествах и далеко не постоянно. К тому же алкогольные напитки предназначались в основном для богатого сословия. Винопитие на территории России носило эпизодический характер. Своей алкогольной промышленности государство не имело. И об этом прямо говорится в Лаврентьевской летописи X века, где также указывается, что виноградная лоза не была нам известна. Ещё сто лет после изобретения традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было. Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность. «Домострой» -- книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, даёт конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют».

Начало повальному пьянству на Руси было положено во времена Ивана Грозного. Всё изменилось с указом царя о государственной монополии на спиртное. Пиво, медовуху запретили, организовали «государевы кабаки», где даже кушать было запрещено, а торговали разбавленным спиртом, который к тому времени научились делать. Чем больше пьют, тем больше доход казне.

В 1552 году открываются специальные питейные заведения -- царевы кабаки, в которых поощряется безудержное питье крепких напитков и разухабистые загулы. Для казны такое новшество стало золотой жилой. Чтобы вынудить народ пить только в кабаках, власти объявляют запрет на домашнее изготовление хмельных напитков. Монополия государства на спиртное приводит к тому, что пьянство на Руси становится повсеместным и принимает самые мрачные формы.

Внёс свой посильный вклад в алкоголизацию населения и наш славный Петр I, для пополнения казны, тиражировал кабаки по России. Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела. Пьянство и табакокурение пришлось насаждать посредством cтрожайших указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению.

Роковую роль в спаивании населения сыграло введение Указом Екатерины II в 1765 г. так называемой откупной системы взамен государственной винной монополии. Суть её сводилась к следующему. Для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем, причём деньгами, выплаченными заранее, а не собранными постепенно в результате розничной торговли водкой, правительство отдавало его продажу на откуп частным лицам. Откупа давались наиболее энергичным, богатым и жестоким людям, исходя из того, что они сами найдут способ собрать с народа деньги, но до этого дадут государству установленную заранее сумму. Откупа отдавались целыми уездами и губерниями.

За три столетия водка, а с нею и кабак, прочно укоренились в России. «Около 1552 г. во всём московском царстве, во всей русской земле был только один кабак, стоявший на Балчуге. В конце XVII века в каждом городе было по одному кружечному двору. В XIX столетии кабаки распространяются по селам и деревням. В 1852 году кабаков -- 77 838, в 1859 году -- 87 388 и, наконец, после 1863 года число их, увеличившись примерно в шесть раз, перешло за полмиллиона».

Так постепенно нас модернизировали на генном уровне.

К началу XX века в России сформировался опасный стиль потребления алкогольных напитков, когда алкоголь потребляется почти исключительно в виде крепких напитков, единовременными ударными дозами («залпом») и без закуски. Сложившийся стиль потребления водки залпом делал даже и нечастое потребление весьма опасным.

Когда экономический урон от пьянства перевешивал выгоду от продажи спиртного, правительство принимало антиалкогольные указы. Самый жёсткий из них ввёл в 1914 году Николай II, запретив продажу водки и крепких спиртных напитков. Результаты «сухого закона» были катастрофичны. Расцвел «теневой» алкогольный бизнес, население наловчилось употреблять лаки, политуру и некачественный самогон, что приводило к страшным отравлениям. Однако запреты продолжались: достаточно вспомнить знаменитый «сухой закон» в 1980-х годах.

В начале ХХ века производство и распитие спиртных напитков в России было под запретом. Правительство желало промышленной революции, научных открытий и повышения уровня знаний населения. Сухой закон в полной мере был принят в 1914 году и просуществовал вплоть до 1925 года.

Именно в середине 20-х годов прошлого столетия Сталин и Политбюро приняли решение о прекращении действия данного закона на территории всего СССР. Официальной версией сам вождь называл необходимость восстановления после Первой мировой войны и временное введение монополии на водку с целью стимулирования экономики. Однако в народе поговаривали, что «добро» на спиртное было дано только из личных соображений и капризов Иосифа Виссарионовича: на его родине, в Грузии, употребление вина было древней почитаемой традицией. Отсюда несложно догадаться, каким было отношение Сталина к алкоголю. А культ личности надиктовывал обществу определённую моду на многие вещи.

Далее была затяжная и беспощадная Великая Отечественная война (ВОВ), которая сильно пошатнула физическое и психическое состояние всего русского народа. Ежедневно солдаты уходили на фронт, принимая в обязательном порядке «наркомовские 100 грамм» -- для поднятия духа и притупления чувства страха перед запахом смерти.

После того, как Юрий Левитан на всю страну объявил о победе над фашистскими захватчиками, страну охватила эйфория. Наступило долгожданное время надежд и планов на будущее. Народ стал массово расслабляться, «зализывая раны» и потери не без помощи водки. Русский дух почувствовал свободу, однако для нервной системы резкие, пусть даже и столь благополучные перемены были настоящим испытанием. В итоге в первые несколько лет после окончания ВОВ резко возросло число регулярно пьющих граждан.

Дальше -- больше. Во времена Никиты Сергеевича Хрущёва социальными проблемами заниматься было некогда. Партия судорожно развивала сельское хозяйство, пытаясь утереть нос Соединенным Штатам Америки. А пришедший после Хрущёва Леонид Ильич Брежнев застолья уважал, поэтому его пристрастия аккуратно проецировались на население, которое считало времена его правления золотыми, спокойными и стабильными.

Горбачёв в 1985-1987 гг. попытался жесткими запретительными мерами снизить производство и потребление алкоголя в стране. С одной стороны, поначалу были получены весьма позитивные результаты. Одновременно выявилась ужасающая картина почти биологической потребности значительной части нации в алкоголе: по всей стране люди буквально душились в огромных очередях за ставшими дефицитом водкой, сахаром, дрожжами. Расцвело самогоноварение. Колоссальный дефицит бюджета, вызванный экологической катастрофой на Чернобыльской АЭС, землетрясением в Армении, дополнялся недополучением традиционных «пьяных» денег, оседавших в руках новоявленной алкогольной мафии. Эти и ряд других обстоятельств заставили тогдашнее руководство страны в 1988 году свернуть алкогольную реформу.

Либеральные экономические реформы, начатые Гайдаром в 1992 году, привели к тому, что Россия буквально достигла «дна» в потреблении алкоголя. В 1994-1995 годах потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю страны уровня -- 15-18 литров на человека в год. В эти же годы отмечена необычайно высокая смертность населения РФ. Вымерло значительное число злоупотребляющих алкоголем лиц, в том числе и тех, чьи жизни были сохранены антиалкогольной кампанией 80-х годов прошлого столетия.

Однако, как и на протяжении четырёх последних столетий, легальный наркотик алкоголь в наши дни продолжает оставаться средством пополнения бюджета. Во многих развитых странах, но только не в России, бюджетная политика строится с учётом известной истины, что никакие доходы от реализации алкоголя не покрывают совокупного ущерба, наносимого его потреблением здоровью нации и экономике.

Алкогольные напитки к столу следует подавать в ограниченном количестве. Приподнятое, радостное настроение зависит не от количества бутылок за столом, а от остроумия и интеллекта присутствующих, их взаимной совместимости и коммуникабельности.

Прежде всего следует усвоить непреложное правило: не напитки закусывают пищей, а пищу умеренно запивают. Особенно это касается различных вин - их подбирают к блюдам, закускам, десерту, добиваясь гармоничных вкусовых ощущений. Умело подобранные напитки призваны подчеркнуть вкусовые достоинства пищи или подготовить желудок к ее приему*.

При употреблении спиртных напитков главное - в соблюдении меры, которая необходима в любом деле, а за столом в особенности. Алкоголь на обеде или приеме воспринимается весьма условно, поэтому настоятельно рекомендуется сдерживаться и стараться пить как можно меньше, хотя бокал можно поднимать часто.

Неумеренность в потреблении алкоголя всегда считалась пороком. Древние греки высоко ценили людей, знающих «золотую границу» потребления пищи и вина. Превышение этой границы у них считалось крайней низостью, которую могут допустить только варвары. А в правилах придворного этикета середины XVIII века говорилось: «В банкетном зале надлежит есть сладко и вкусно, а пить умеренно, дабы всякий мог найти свои ноги, выходя из дверей». Тем не менее праздничного застолья без вина не бывает.

Ни один прием без употребления спиртных напитков не обходится. Многолетняя «питейная» традиция выработала свои правила, которые нужно знать и стараться соблюдать.

Алкогольные напитки: Попул. энцикл. / Ред. - сост. С.П. Самуэль, Е.К. Знак. - Мн.: ПП «Мет», 1964 - С. 133-135.

Для того чтобы поднять у гостей аппетит, перед едой им предлагают аперитивы. В качестве аперитива могут быть поданы самые различные напитки. Перед обедом в незначительных количествах предлагаются водка, джин, виски, горькие настойки, коньяк; перед ужином - крепленые вина, настойки. Однако лучшим аперитивом, по мнению знатоков, является вермут со льдом. Аперитивами могут быть также марочные вины, особенно массандровские портвейны, а также сухие вина и бальзамы. Под названием «аперитив» выпускаются специальные смешанные напитки, хорошо возбуждающие аппетит. Сервируют аперитивы на подносах.

Застолье, как правило, начинается с холодных закусок. К ветчине, копченостям, семге, соленым и маринованным овощам и другим острым закускам подаются крепленые вина (портвейн, мадера, херес), из крепких напитков - водка. Нежные, неострые закуски, такие, как салаты, заливная и отварная рыба, крабы и креветки, холодные цыплята, сыры и т. д., хорошо сочетаются по вкусу с белым столовым вином (алиготе, рислинг, фетяска, цинандали и др.). Печеночный паштет, окорок, мясное ассорти хорошо запивать красным столовым вином (саперави, каберне, мукузани и др.). К первым блюдам напитки не подают, однако после супа, например, перед подачей второго блюда можно предложить марочные вина - херес, мадеру, портвейн. Крепкие портвейны уместны после солянок и жирных супов.

Вторые рыбные блюда сопровождаются крепкими белыми винами (мадерой, белым портвейном, хересом и др.) или белыми столовыми винами. Что касается мясных блюд, то следует руководствоваться правилом: к горячим блюдам из темного мяса (говядина, свинина, дичь, утка и гусь) лучше подходят красные вина, а к блюдам из белого мяса (курица, индейка) - белые.

Ко вторым мясным блюдам, приготовленным на гратаре (железные решетки) или вертеле, особенно обладающим повышенной экстрактивностью (митети, печень, шашлык, бараний бок, плов, купаты, жареная дичь и т. д.), следует подать красное столовое (сухое) вино или красное крепкое (кагор, красный вермут, красный портвейн, столовое красное и др.). К блюдам из домашней птицы подходит также сухое или полусухое шампанское.

На десерт - к фруктам и кондитерским изделиям, мороженому - можно предложить шампанское (полусладкое или сладкое) и десертные вина (мускатные, токайские вина, малага, кагор и т. д.). К черному кофе предлагают коньяк или ликер. Коньяк пьют медленно, маленькими глотками, чтобы в полной мере оценить аромат этого напитка. Ликер также является напитком для знатоков и пьется из самых маленьких рюмочек. Наслаждаться ликером - привилегия прежде всего некурящих, не употребляющих регулярно алкогольных напитков и потому имеющих тонкое обоняние и вкус.

Для полного ощущения вкусового букета того или иного напитка важное значение имеет его температура. Водку, белые столовые (сухие) и полусладкие вина охлаждают до 8-10 градусов. Красные столовые вина должны иметь температуру 18-20 градусов. Крепленые вина, ликеры, коньяки хранятся и подаются при комнатной температуре (около 16-18 градусов). Шампанское и другие игристые и газированные вина охлаждают до 6-8 градусов, но не в холодильнике, а в специальном ведерке со льдом.

Все безалкогольные напитки (минеральная вода, соки, квас, коктейли, газированная вода) подают к столу, как правило, охлажденными до 8-12 градусов. Квас, фруктовые или ягодные напитки и соки ставят на стол в кувшинах. Кувшины обычно наполняют на 2/3 объема, чтобы было удобно наливать в стаканы или фужеры. Наливая в фужер напиток, не следует касаться бокала краем кувшина. Газированные напитки ставят на стол в бутылках, не забывая положить ключ для откупоривания пробок. При откупоривании бутылок с шипучими напитками их надо держать в наклонном положении, стараясь не забрызгать скатерть и соседей.

Если к напитку подают лед, то посуду со льдом ставят на покрытую бумажной салфеткой закусочную тарелку, на которую кладут щипцы.

Коктейли обычно пьют до или после еды. Их подают на стол уже разлитыми в стаканы или бокалы. Многие коктейли украшают кружочками лимона, апельсина, закрепляя их на край бокалов или стаканов.

Пиво пьют из больших бокалов или кружек в баре или пивном зале, а дома для этого больше подходят специальные бокалы или кружечки. Когда наливают пиво, бокал держат, слегка наклонив его к бутылке, чтобы пена не переливалась через край. Пивной бокал, как правило, ставят на специальную подставку. Бокалами с пивом не чокаются, можно лишь, приподняв бокал, пожелать здоровья.

Пиво можно подавать к соленой рыбе, сыру и различным мясным блюдам. Не стоит предлагать его вместе с вином. Пиво и минеральную воду можно подать к холодным закускам.

Если для гостей предусмотрены различные вина, то сначала подают легкие и молодые, а затем крепленые и сладкие большей выдержки. Если за столом сидят одни женщины, бутылки после наполнения бокалов не оставляют. Вино за столом разливает мужчина, а в компании женщин - хозяйка. Доливать спиртные напитки в рюмки и бокалы, если в них еще есть содержимое, не принято, а пустой бокал наполняют лишь с разрешения гостя. Бутылки откупоривают прямо за столом. Из открытой бутылки хозяин сначала несколько капель наливает себе, затем наполняет бокалы гостей, начиная с женщин и со старших по возрасту. Шампанское наливают медленно, сначала до половины бокала, затем на 3/4 его высоты. Если бутылка с крепким напитком - водкой, ликером, коньяком - была начата еще раньше, то перед подачей на стол ее содержимое переливают в графин.

Подбирая вино для праздничного стола, необходимо позаботиться не столько о его количестве, сколько о качестве и о гармоничном сочетании с блюдами, входящими в меню*.

Белые сухие вина широко используются для приготовления смешанных напитков (крюшоны, хайболы).

В натуральном виде их пьют перед такими закусками, как различные холодные рыбные блюда, черная и красная икра, раки, устрицы, омары. Хорошо сочетаются они и с различными вторыми рыбными блюдами. Вина этою типа охлаждают перед употреблением до 10-14 градусов. Пьют их обычно из специальных рюмок, наполняя на 3/4 объема.

Марочные красные столовые вина используются для приготовления глинтвейнов и коблеров. В натуральном виде их принято подавать к мясным вторым блюдам и блюдам из домашней птицы и дичи. Эти вина не охлаждают. Оценить вкус и аромат красных вин можно, откупорив бутылку и дав ей постоять около часа. Затем вино наливают в лафитные рюмки, наполняя их на 2/3 объема.

Полусухие столовые вина используются так же, как и сухие. Они отличаются лишь содержанием сахара: в сухих винах сахара практически нет, в полусухих - от 1 до 3 %.

Полусладкие столовые вина применяются для приготовления смешанных напитков: пуншей, крюшонов, глинтвейнов, хайболов, коблеров. В натуральном виде они рекомендуются к овощным и грибным блюдам. Их можно подавать и во время десерта - к фруктам. Красные полусладкие столовые вина можно подавать и к мясным блюдам.

Подробнее см.: Правила этикета: Краткий справочник под ред. Л. Васильевой-Гангнус. - М.: Дельта-МКС, 1992. - С. 64-66. Ароматизированные вина используют как компонент для коктейлей в сочетании с безалкогольными газированными напитками, пивом, соками.

Бутылку шампанского откупоривают только перед наполнением бокалов. Сухое шампанское хорошо открывает праздничный обед или ужин. Сладкое шампанское рекомендуется к сладким блюдам и кондитерским изделиям. Коньяк пьют после десерта, когда подают чай или кофе.

Остальные крепкие алкогольные напитки (кроме водки) чаще всего употребляются в разбавленном виде и для приготовления коктейлей.

Виски часто пьют со льдом и с содовой.

Ликеры используют для приготовления смешанных напитков (до 1 чайной ложки на порцию) или со льдом. Их подают к кофе или чаю, пьют из ликерных рюмок.

Пунши принято разбавлять горячим чаем, кипятком или охлажденной газированной водой в соотношении 1:1.

Если отмечаемое событие не носит торжественного характера и круг гостей невелик, набор вин следует ограничить теми, которые наиболее приятны приглашенным. Разнообразие вин уместно только во время больших приемов.

Помимо ассортимента вин, нелишне обратить внимание и на посуду, в которой их должны подавать. Бутылки, как правило, открывают на кухне, и только бутылку очень старого вина можно торжественно показать гостям и открыть в их присутствии.

Не следует переливать вино из бутылок, в которых они продаются. В графинах и кувшинах подают вина бочкового разлива или самодельного приготовления.

Полупустые бутылки ставьте на специальный столик, а пустые относите на кухню.

Бутылки с пластиковой пробкой открывайте ножом. При пользовании штопором не ввинчивайте его глубоко в пробку: ее можно раскрошить или нечаянно протолкнуть внутрь бутылки. Если крошки от пробки все же попали в вино, перед подачей на стол обязательно их удалите. Прежде чем наливать гостям, хозяин для пробы наливает себе глоток вина. Таким образом, крошки от пробки, которые могли остаться в бутылке, попадают в бокал хозяина, а не гостя.

Бутылку шампанского подают в ведерке со льдом или холодной водой. В нем же открывают бутылку. Для этого краем салфетки обертывают пробку и, придерживая ее большим пальцем левой руки, правой рукой удаляют проволоку. Левой рукой, защищенной салфеткой, медленно открывают пробку. Не старайтесь, выстрелить в потолок, хотя это порой и вызывает шумное одобрение гостей. Этого можно избежать, если перед последним поворотом пробки отклонить ее в сторону и выпустить из бутылки газ. Разливая шампанское, не спешите, чтобы пена не вылилась через край фужера.

Не наполняйте бокалы и рюмки до самых краев. Первым наливают сидящим рядом с вами дамам, предварительно спросив их согласия.

Спиртные напитки пьют по разным правилам. Одни из них принято пить «залпом», а другие - глотками. Водку и шампанское пьют сразу до дна.

Чем крепче вино, тем меньше рюмки, из которых его пьют. Ликер подают в маленьких (25 мл) рюмочках, выпивают его не сразу, а по капле. Коньяк обычно подают в больших грушевидных бокалах с узким горлышком. Его наливают до 1 /3 бокала, т. е. до самой широкой его части, и стараются его подержать в руке подольше, чтобы согреть коньяк и дать полнее раскрыться его аромату. Водку наливают в рюмки емкостью 35-50 мл. Они могут быть как с короткой, так и длинной ножкой или вовсе без нее.

Десертное вино подают в рюмках емкостью 75 мл на довольно длинных ножках. Белые вина - в рюмках 75-100 мл на ножках. Красные вина подают в рюмках емкостью 100-125 мл, они могут быть на коротких ножках. Шипучие вина и шампанское разливают в бокалы емкостью 125 мл цилиндрической формы на ножках. Коктейли подают в бокалах (150-300 мл). Минеральные воды и соки - в больших стаканах емкостью 250-280 мл.

Такова в самых общих чертах культура употребления спиртных напитков. В качестве заключения еще раз повторим основные правила «питейной» традиции: -

вино должно подходить к предлагаемому блюду; -

сухое вино подают перед сладким; -

слабое вино - перед крепким; -

дешевое вино - перед дорогим; -