Заготовки

Названия пирогов. Пироги: история и теория. Кулебяка русская праздничная

Названия пирогов. Пироги: история и теория. Кулебяка русская праздничная

Определить генотипы (совокупность генов данного организма) родителей можно, зная генотипы детей, в идеале нескольких. Генотипы можно частично или даже полностью составить по фенотипам (совокупностям всех признаков и свойств организма).

Инструкция

  • Решайте задачи по определению генотипа родителей с известными фенотипами по следующему алгоритму:
    1. Определите какие признаки являются доминантными(проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии), а какие рецессивными(проявляются только в гомозиготном состоянии). Попытайтесь это сделать по условию задачи. Если по условию определить не получается, воспользуйтесь специальными таблицами, в которых указаны доминантные и рецессивные признаки.
    2. Нарисуйте условие задачи схематично, используя общепринятые обозначения: А, В – доминантные гены, а, b – рецессивные гены.
    3. Из схемы будет видно какими являются недостающие гены: доминантными или рецессивными.
    Если же известны генотипы детей, задача упрощается. Записывайте генотипы детей, затем анализируйте какой из пары генов мог пойти от матери или отца.
  • Разберитесь подробнее на примере задачи. У Захара и Елисея глаза серые, а у их сестры Алефтины - зелёные. Мать этих детей сероглазая, хотя оба её родителя имели зелёные глаза. Ген, ответственный за цвет глаз расположен в неполовой хромосоме (аутосоме). Определить генотипы родителей и детей.
    По линии матери видите, что серый цвет глаз, это рецессивный признак, т.к. он проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. при встрече двух одинаковых генов. В гетерозиготном же состоянии этот признак вытесняет доминантный ген, в данном случае отвечающий за зеленый цвет глаз.
    Записывайте решение так: А – ген, отвечающий за зеленый цвет глаз(доминантный), а – ген, отвечающий за серый цвет глаз(рецессивный). Обозначьте известные признаки буквами.
    P: мать: аа отец: __
    G: мать: a отец: __
    F: aa, aa, Aa
    Далее рассуждайте так: если у сыновей серые глаза(признак, который проявляется в гомозиготном состоянии), один ген у них от матери, а другой от отца, следовательно, у отца тоже имеется рецессивный ген. Если у дочери присутствует доминантный ген, то он точно пошел от отца, т.к. у матери его быть не может(из-за того что ее глаза серого цвета).
    Составляйте полную схему:
    P: мать: аа отец: Аа
    G: мать: a отец: А, а
    F: aa, aa, Aa
    Задача решена.

При решении задач этого типа нужно иметь в виду, что генотип родителей в ряде случаев устанавливается по их фенотипу. Это относится к следующим случаям:

1) Если родитель имеет рецессивный признак, он всегда гомозиготен (аа).

2) При промежуточном наследовании и неполном доминировании родители с генотипами АА, Аа и аа имеют фенотипические различия и их генотип устанавливается по фенотипу.

3) При наличии у родителя двух кодоминантных аллелей (например, I A I B) он отличается по фенотипу от особей, имеющих лишь один из двух кодоминантных аллелей (например, I A I A или I B I B) и его генотип устанавливается по фенотипу.

В экспериментальных исследованиях генотип родителя с доминантным признаком можно установить, проведя анализирующее скрещивание (схема 7). Из приведенного на схеме примера видно, что если при анализирующем скрещивании 100% потомков имеют доминантный признак, т.е. все они единообразны, то родитель имеющий доминантный признак гомозиготен. Если же в потомстве происходит расщепление в отношении 1: 1 , то родитель с доминантным признаком гетерозиготен.

Если задача относится к определению генотипа растений или животных, от которых получено многочисленное потомство, то генотип родителей обычно (но не всегда) можно установить по расщеплению в F1. При этом возможны следующие случаи:

Р АА Х аа Аа Х аа

Fа Аа Fа Аа аа

100% Доминанты 50% домин. : 50% рецесс.

Схема 7. Анализирующее моногибридное скрещивание.

1) Расщепление в F1 в отношении 1: 1 . Это возможно только при скрещивании типа Аа х аа , и доказывает, что доминантный родитель uе-терозиготен Аа (см. схему II).

2) Расщепление в F1 по фенотипу в отношении З: 1 . Это возможно только при скрещивании типа Аа х Аа и доказывает, что оба родителя доминантны и гетерозиготны.

3) Расщепления в F1 нет, и все дети имеют рецессивный признак. Это возможно лишь в том случае, если оба родителя рецессивны (аа х аа ).

4) Расщепления в F1 нет, и все дети имеют доминантный признак. В этом случае один или оба родителя гомозиготны по доминантному приз-

гладкие гладкие


F1 3/4 гладкие ¼ морщин

Схема 8. Определение генотипа родителей.

наку. При этом, если один из родителей имеет доминантный, а другой – рецессивный признак, установить генотип доминантного родителя можно: он гомозиготен. Если же оба родителя имеют доминантный признак, то установить их генотип по потомству (без расщепления в F1) нельзя, так как или оба они или только один из них гомозиготен.

Разберем задачу (схема 8). У гороха гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. При скрещивании двух растений с гладкими семенами, генотип которых неизвестен, в первом поколении получено расщепление ¾ гладких: ¼ морщинистых.

Р Bb X Bb

Запишем известные из условия задачи данные о признаках и генах в таблицу схемы 8. При записи генотипа родителей выписываем ген В, детерминирующий доминантный признак – гладкую поверхность семян, а вместо второго гена, который нам неизвестен, ставим знак вопроса. Так как в F1 у потомков произошло расщепление по паре изучаемых признаков в отношении 3:1, то оба родителя гетерозиготны. Следовательно, мы можем записать, что их генотип Bb . Тогда запись решения задачи будет выглядеть так, как показано на схеме 9.

В предыдущих параграфах принималось, что каждый ген действует только на один признак. Фактически многие гены действуют одновременно на несколько признаков организма. В этом проявляется множественное (плейотропное) действие гена. Так, например, ген арахнодактилии вызывает значитель­ное удлинение конечностей и фаланг пальцев на руках и но­гах (паучьи пальцы), нарушение положения хрусталика гла­за и порок сердца (синдром Марфана). В некоторых случаях одни проявления действия гена наследуются доминантно, а другие проявления того же гена рецессивно.

Разберем задачу 22 а). У каракульских овец ген Wдетерминирует серую окраску шерсти и аномалию желудка (отсутствие рубца). При этом серая окраска проявляется как доминантный признак, а аномалия желудка - как рецессив­ный. Ягнята, не имеющие рубца, погибают после перехода с молочного питания на грубый корм. Генwобуславливает черную окраску шерсти и нормальное развитие рубца. В за­даче ставится вопрос, как будет происходить расщепление по цвету шерсти и строению желудка при скрещивании двух се­рых овец. При решении этой задачи необходимо учесть, что взрослые серые овцы не могут быть гомозиготны, так как при генотипеWWпроявляется действие гена W на желудок и яг­нята гибнут вскоре после рождения. Отсюда следует, что скрещиваться могут только гетерозиготные особиWw. Реше­ние задачи приведено на схеме 10.

Схема показывает, что в первом поколении происходит расщепление в отношении: I серая с аномалией желудка к 2 серым с нормальным желудком и к 1 черной с нормаль­ным желудком (расщепление 1:2:1).

Схема 10. Решение задачи 22-а.

Задачи

22. У каракульских овец ген W обладает плейотропным действием. Он вызывает доминантную серую окраску шерсти - ширази и в гомозиготном состоянии обусловливает ано­малию развития желудка, при которой рубец (один из 4-х от­делов сложного желудка жвачных) не развивается. Анома­лия приводит к гибели ягнят, после прекращения питания молоком матери. Ген - w обусловливает рецессивную черную пигментацию шерсти и доминирует над геном W в отношении развития рубца.

а) Скрещены две особи ширази между собой. Как будет происходить расщепление, учитывая сочетание цвета шер­сти и строения желудка?

б) Какая часть ягнят F 1 погибает после отъема от мате­ри при скрещивании ширази между собой?

в) Скрещена серая особь с черной. Как будет происхо­дить расщепление по цвету шерсти и строению желудка?

г) Будет ли происходить генетически обусловленная ги­бель ягнят при скрещивании серой овцы с черным бараном?

23. У мышей ген доминантной желтой пипментации шерсти - Yобладает рецессивным летальным действием (гено­типYYприводит к гибели эмбриона). Его аллель - у вызы­вает рецессивную черную пигментацию и обусловливает жизнеспособность мышей.

а) Скрещены две желтые особи. Какое расщепление не окраске шерсти ожидается в первом поколении?

б) Желтая мышь скрещена с черной. Какой цвет шерсти ожидается в F 1 ?

§ 6. Определение генотипа родителей по фенотипу детей

При решении задач этого рода нужно иметь в виду, что генотип родителей в ряде случаев устанавливается по их фенотипу. Это относится к следующим случаям:

1) Если родитель имеет, рецессивный признак (а), он всегда гомозиготен (аа).

2) При промежуточном наследовании и неполном доминировании родители с генотипами АА, Аа и аа имеют фенотипические различия и их генотип устанавливается по фенотипу.

3) При наличии у родителя двух кодоминантных аллелей (например I A I B) он отличается по фенотипу от особей, имеющих лишь один из двух кодоминантных аллелей (например от I A I A и от I B I B) и его генотип устанавливается по фенотипу.

Следовательно, в задачах на определение генотипа родителей по потомству преследуется цель, указать генотип доми­нантного родителя, установив, гомозиготен он или гетерози­готен. Если такая задача встает по отношению к растениям или животным, то ставится анализирующее скрещивание. Для этого организм с доминирующим признаком, генотип которо­го нужно установить, скрещивается с рецессивным. При этом возможны два случая, разобранные на схеме 11. Схема пока­зывает, что если при анализирующем скрещивании 100% де­тей имеет доминирующий признак, то доминантный родитель гомозиготен. Если же в потомстве происходит расщепление в отношении 1: 1, то доминантный родитель гетерозиготен.

С помощью анализирующего скрещивания генотип можно установить во всех без исключения случаях. В практике, ча­сто приходится устанавливать генотип родителей без постановки анализирующего скрещивания по потомству, которое имеется в наличии.

Схема 11. Анализирующее моногибридное скрещивание.

Если задача относится к определению генотипа растении или животных, от которых получено многочисленное потомство, то генотип родителей обычно (но не всегда) можно ус­тановить по расщеплению в F 1 . При этом возможны следующие случаи:

1) Расщепление в F 1 в отношении 1:1. Это возможно толь­ко при скрещивании типа Аа х аа, и доказывает, что доми­нантный родитель гетерозиготен (Аа) (см. схему 11).

2) Расщепление в F 1 в отношении 3:1. Это возможно только при скрещивании типа Аа х Аа и доказывает, что оба родителя доминантны и гетерозиготны.

3) Расщепления в F 1 нет, и все дети имеют рецессивный признак. Это возможно лишь в том случае, если оба родите­ля рецессивны (аа х аа).

4) Расщепления в F 1 нет и все дети имеют доминантный признак. В этом случае один, или оба родителя гомозиготны по доминантному признаку. При этом, если один из родителей имеет доминантный, а другой рецессивный признак, то установить генотип доминантного родителя можно; он гомозиготен. Если же оба родителя имеют доминантный признак, то установить их генотип по потомству (без расщепления вF 1) нельзя, так как или оба или только один из них гомози­готен.

Разберем задачу 24 а). У гороха гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. При скрещивании двух гладких растений, генотип которых неизвестен, в первом поколении, получено (расщепление в отношении 3 гладких к 1 морщинистому. Определить генотип родителей.

Запишем данные о доминировании в таблицу «признак-ген» и выпишем в генетическую схему все известные из усло­вий задачи сведения о родителях и детях (см. схему 12).

Схема 12. Запись условий задачи 24-а.

При записи генотипа родителей выписываем, известное из условий задачи, наличие у них гена В, детерминирующего гладкую поверхность семян. Вместо второго гена, который нам неизвестен, ставим знак вопроса. Во второй строке (гаме­ты) мы можем написать, что оба родителя дают гаметы с ге­ном В. Имеется ли второй тип гамет, из условий задачи неиз­вестно. В третьей строке выписываем потомство. В отношении рецессивных потомков нужно написать их генотип, помня что рецессивные организмы всегда гомозиготны. Доминантные потомки F 1 имеют ген В, а второй ген в условиях задачи не указан. Задача может быть решена двумя способами.

1-й способ. Известно, что расщепление в F 1 в отношении 3: 1 происходит только в том случае, если скрещиваются два доминантных гетерозиготных родителя. Так как в нашем опы­те имеет место расщепление 3:1, то оба родителя гетерозиготны. Поэтому мы можем дать ответ:

Р..... ВЬ х ВЬ

Решая задачу этим способом, мы пользуемся готовым правилом, не разбирая задачу по существу. Поэтому целесообразно решить задачу и вторым способом, который в дальней­шем поможет нам решать и более сложные задачи.

2-ой способ. При втором способе мы исходим из генотипа детей. Генотип потомков с доминантным признаком нам неизвестен, но рецессивные потомки всегда гомозиготны. Их гено­тип -bb. Из этих двух генов, один получен через яйцеклетку от матери, а другой через спермий от отца. Следовательно, и мать и отец, кроме гамет с аллелем В продуцируют гаметы с аллелем b, что мы и вписываем в таблицу. И наконец, у ро­дителей продуцирующих гаметы с геном - b, этот ген дол­жен быть в их генотипе. Следовательно генотип родителей:

Р....... Bb х Bb

Ход решения задачи показан на схеме 13.

Схема 13. Решение задачи 24-а вторым способом.

В практике медицинской генетики (и в некоторых других областях) встречаются задачи, когда потомство малочислен­но. Например, у пары супругов родился только один ребенок. Можно ли в этих случаях установить генотип доминантного родителя. Решение таких задач возможно не всегда, но в ря­де случаев может быть получен вполне достоверный ответ. При этом первый из рассмотренных выше способов решения задачи неприменим. В малых семьях возможны значительные отклонения от классических соотношений 3:1 и 1:1. Поэто­му задачи нужно решать вторым способом.

Рассмотрим задачу 28 б). У человека ген, вызывающий наследственную глухонемоту (s), рецессивен по отношению к гену нормального слуха (S). От брака наследственно глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы родителей.

Заполним таблицу «признак-ген» и напишем известные из условий задачи данные о родителях и детях в виде генетиче­ской схемы. Решение задачи вторым способом приведено на схеме 14.

Схема 14. Решение задачи 28-б.

Генотип отца по условиям задачи был неизвестен и мы обозначили его двумя символами - Sи? Было неизвестно также продуцирует ли отец один или два типа гамет. На схе­ме 14 этот вопрос решен исходя из фенотипа его ребенка.

Задачи

24. У гороха гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой.

а) При скрещивании двух растений с гладкими семенами в F 1 получено расщепление в отношении 3 гладких к 1 мор­щинистому. Определить генотип родителей?

б) При скрещивании двух растений с гладкими семена­ми, все потомство имеет гладкие семена. Можно ли устано­вить генотип родителей?

в) При опылении растения с гладкими семенами, пыль­цой растения с морщинистыми семенами, все потомство име­ет гладкие семена. Можно ли установить генотип родителей?

г) При опылении растения с морщинистыми семенами, пыльцой растения с гладкими семенами, половина потомства имеет морщинистые, а половина гладкие семена. Определить генотип родителей.

25. Рецессивный ген blackдетерминирует черную окраску тела дрозофилы. Мухи дикой расы имеют серое (полосатое) тело.

а) Среди потомства, полученного от скрещивания чер­ной мухи с серой, половина потомков имеют черное тело, а по­ловина - серое. Определить генотип родителей.

б) При скрещивании серой мухи с черной, оказалось что все потомство имеет серую пигментацию тела. Опреде­лить генотип родителей.

в) При скрещивании двух серых мух установлено, что все их потомство имеет серую пигментацию тела. Можно ли

установить генотип родителей?

26. У крупнрго рогатого скота ген комолости (Р) доминирует над геном рогатости (р).

а) От скрещивания рогатой коровы с комолым быком

родился рогатый теленок. Определить генотип коровы, быка и теленка.

б) Комолая корова при скрещивании с рогатым быком принесла двойню. При этом один теленок был комолым, а другой рогатым. Определить генотипы родителей и детей.

27. У человека доминантный ген - Dвызывает аномалию развития скелета - черепно-ключичный дизостоз (измене­ние костей черепа и редукция ключиц).

а) Женщина с нормальным строением скелета вышла замуж за мужчину с черепно-ключичным дизостозом. Ребенок от этого брака имел нормальное строение скелета. Можно ли по фенотипу ребенка определить генотип его отца?

б) Женщина, страдающая черепно-ключичным дизосто­зом вышла замуж за мужчину с нормальным строением скеле­та. Ребенок от этого брака унаследовал от матери дефект ске­лета. Можно ли определить генотип матери?

в) Оба родителя страдают черепно-ключичным дизостозом. Ребенок от этого брака имеет нормальное строение скелета. Определить генотипы обоих родителей и ребенка.

28. У человека рецессивный ген sдетерминирует врожденную глухонемоту.

а) Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Их ребенок имеет нормаль­ный слух. Можно ли определить генотип матери?

б) Наследственно глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. У них родился глухонемой ребенок. Можно ли определить генотип родителей?

29. У человека I группа крови обусловлена рецессивным геном I°, II группа геном I А,IIIгруппа геном I В. Аллели I А и I В кодоминантны и их сочетание детерминирует IV группу крови.

а) При определении групп крови у ребенка и его роди­телей установлено следующее: группа крови ребенка - I; матери - I; отца - II. Определить генотип отца ребенка.

б) Ребенок имеет I группу, его мать - II, отец - III группу. Определить генотипы родителей.

в) Группы крови у матери II, у отца III. Можно ли установить их генотип, если у их ребенка IV группа крови?

Вот если можно было бы во время беременности «отсортировать» родительские гены! Хорошие - взять, плохие типа «нос картошкой» - отбраковать. А впрочем… Как жить без тайны и возможности самому создавать свою жизнь, невзирая даже на гены?

Известный американский генетик Роберт Пломин говорил: «Каждый из нас есть абсолютно уникальный духовный и генетический эксперимент, который никогда больше не повторится». Это не может не льстить и не вызывать желания передать свои лучшие генетические «уникальности» будущему потомству. Давай же разберемся, что конкретно могут унаследовать от нас наши детки, как правильно развивать их наследственные способности.

Свет мой, зеркальце, скажи!

Со всем, что касается внешности ребенка, математика проста. Существует два вида генов - доминантные и рецессивные. Первый вид нейтрализует действие второго. То есть если у папы глаза карие, а у мамы голубые, то, вероятнее всего, цветом глаз малыш пойдет в папу! К доминантным признакам генетики относят также смуглую кожу, веснушки, круглую форму лица, ямочки на подбородке и щеках, густые брови, длинные ресницы, нос с горбинкой, пухлые губы и так далее… Если же и папа, и мама - носители рецессивного признака, например, голубого и серого цвета глаз, то «победитель» определится в ходе честной «борьбы». К сожалению, исход этого «поединка» спрогнозировать не удастся.

Это интересно! Если в роду не было рыжих родственников, а тут, ни с того ни с сего, на свет появляется рыженький малыш, не вспоминайте сразу шутку «про соседа». Природа делает исключения!

Гениями не рождаются!

По мнению Ричарда Нисбетта, профессора социальной психологии Мичиганского университета, величина IQ зависит от наследственности меньше чем на 50 %. То есть гарантии, что гены гениальных родителей передадутся по наследству их отпрыскам, никто не даст. А если все-таки и передадутся, то не факт, что проявят себя: слишком велико влияние среды, в которой воспитывается ребенок. Среда, кстати, делится на два типа: общесемейная (делает членов семьи похожими друг на друга) и индивидуальная (делает членов семьи непохожими друг на друга).

Среда и IQ

Многочисленные исследования показывают, что в детстве наибольшее влияние на интеллект ребенка оказывает общесемейная среда. Начиная с предподросткового возраста, существенно возрастает влияние генетики и индивидуальной среды. Именно поэтому в раннем детстве огромное значение имеет общение с ребенком, даже если сам малыш еще не умеет разговаривать.

Это интересно! Женщины, во время беременности занимающиеся физкультурой, имеют больше шансов родить одаренного малыша! Грудное вскармливание также стимулирует рост коэффициента интеллекта (приблизительно на шесть единиц).

Талант по наследству

Прав был Пифагор, когда говорил: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия». Верно и обратное утверждение: даже самые уникальные гены могут просто захиреть и зачахнуть, если человек попадет в неадекватную среду. Ученые настаивают, что у каждого из нас присутствуют гены какой-нибудь одаренности. Главное - обеспечить их правильной «почвой» для «произрастания». У знаменитого немецкого музыканта Иоганна Себастьяна Баха было 10 детей, и все они музицировали. Но Бах - один!

Это интересно! Согласно выводам ученых, творческие способности человека менее всего зависят от наследственности. То есть у каждого человека есть возможность открыть в себе какие-либо способности и развить их, независимо от того, были его родители людьми искусства или нет.

Формирование характера

Если бы характер передавался по наследству, то сестры с братьями по манере поведения были бы похожи друг на друга как две капли воды, разве не так? Врожденная застенчивость или задатки лидера с пеленок - все это в жизни, конечно, случается. Но и первое, и второе качество не является неизменной константой на всю оставшуюся жизнь. Например, знаменитый комик Джим Керри признавался: «Я знаю, в это трудно поверить, но в юности я был крайне робок и стеснителен. До сумасшествия. Самым жутким годом был для меня первый курс в университете, когда я был абсолютным аутсайдером и никто, я повторяю, никто не хотел со мной даже разговаривать. Если бы не кропотливая работа над собой, над своим характером, я не уверен, смог бы я сделать хоть что-нибудь в этой жизни».

Принимайте и любите своего ребенка таким, каков он есть. И не забывайте, что гены дедушки-тихони - это вовсе не приговор.

Это интересно! На характер человека влияет период внутриутробного развития. Если мамочка в это время окружает малыша хорошим настроением и теплом, беседует ним, а еще лучше - поет, то и ребенок, следовательно, родится более гармоничным.

Здоровье и наследственность

Ученые давно подтвердили факт существования наследственных заболеваний (к ним относят, например, маниакальный синдром, шизофрению, слабоумие и умственную отсталость). Обусловлены такие заболевания различными хромосомными и генными мутациями. Это - плохая новость. Но есть и хорошая: наследственная предрасположенность к определенному заболеванию далеко не всегда перерастает в заболевание. Генетики говорят, что в благоприятных условиях мутировавший ген может и не проявить своей агрессивности. Важно помнить, что здоровый способ жизни - лучшая профилактика! Этот закон справедлив и для случаев, когда родители обладают «богатырским» здоровьем. Даже с такой, казалось бы, «идеальной» наследственностью здоровье малыша можно подорвать, если не следить за его образом жизни.

Генетический паспорт

Благодаря достижениям геномики каждый человек может получить свой генетический паспорт, по сути - генетическую «расшифровку» своего организма. В таком паспорте может быть указна склонность к болезням, а также генетически обусловленное отношение к различным видам спорта, перечень вредных продуктов, неблагоприятных климатических условий, неприемлемых условий труда.

ЗАДАЧА 3. У человека ген наследственной глухонемоты рециссивен по отношению к гену нормального слуха. От брака наследственно глухонемой женщины и с нормальным слухом мужчины родился глухонемой ребенок. Определить генотипы родителей.

При решении этой задачи следует исходить из того факта, что генотип глухонемого ребенка должен быть рецессивным гомозиготным - ss. Один из рецессивных генов он получат через яйцеклетку от матери, другой - через сперматозоид от отца. Следовательно, генотип фенотипически здорового мужчины должен быть гетерозиготным Ss.

ЗАДАЧА 4. Ахондроплазия передается как аутосомный доминантный признак. В семье, где оба супруга с ахондроплазией родился нормальный ребенок. Определить генотипы родителей.

Если нормальный ребенок имеет генотип - аа, следовательно, в генотипе родителей должен содержатся рецессивный ген - а. Тогда генотип больных родителей должен быть гетерозиготным - Аа.

Определение вероятности рождения ребенка с генетически обусловленным признаком.

ЗАДАЧА 4. У человека доминантный ген вызывает аномалию развития скелета - черепно-ключичный дизостоз.

Женщина с нормальным строением скелета вышла замуж за мужчину с черепно-ключичным дизостозом. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в таком браке?

Мужчина с черепно-ключичным дизостозом может иметь генотип гомозиготный или гетерозиготный по доминантному гену. Следует рассмотреть оба варианта решения.

Вероятность рождения ребёнка с аномалией: в первом ораке 100%, во втором 50%.

Самостоятельная работа студентов

Решение ситуационных задач по наследованию менделирующих признаков человека.

ЗАДАЧА 1. У человека полидактилия (многопалость) наследуется как аутосомный доминатный признак. От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением руки родились двое детей: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей?

ЗАДАЧА 2. Мужчина с полидактилией женится на нормальной пятипалой женщине. Они имеют 5 детей, все с полидактилией. Один из них женится на нормальной женщине и они имеют несколько детей. Много ли детей будут с полидактилией?

ЗАДАЧА 3. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого мужчины, мать которого имела нормальное зрение, с женщиной, имеющей нормальное зрение.



ЗАДАЧА 4. Врожденный вывих бедра наследуется у человека как аутосомно-доминантный признак. Мужчина, страдающий врожденным вывихом бедра, женился на здоровой женщине. От этого брака родились двое детей: здоровый и больной. Определить генотипы детей и родителей.

ЗАДАЧА 5. Детская форма амавротической семейной идиотии (синдром Тея-Сакса) наследуется как аутосомный рецессивный признак и заканчивается обычно смертельным исходом к 4-5 годам. Первый ребенок умер от анализируемой болезни в то время, когда должен родиться второй. Определить генотипы родителей и детей.

ЗАДАЧА 6. Альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой нормален, родились разнояйцевые (дизиготные) близнецы, один из которых нормален, а другой альбинос. Какова вероятность рождения следующего ребенка альбиносом?

ЗАДАЧА 7 . Аниридия (отсутствие радужной оболочки) наследуется у человека как аутосомный доминантный признак. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей страдает аниридией, а другой нормален, если известно, что у больного родителя эту аномалию имел только отец?

ЗАДАЧА 8 . У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на женщине правше, имеющей 3 братьев, двое из которых левши. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

ЗАДАЧА 9. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого мужчины, мать которого имела нормальное зрение, с женщиной, имеющей нормальное зрение?

ЗАДАЧА 10. Мужчина, страдающий гемералопией (ночная и куриная слепота), мать которого имела нормальное зрение, женился на женщине с нормальным зрением. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген гемералопии доминирует над геном нормального зрения?



ЗАДАЧА 11 . Семейная миоплегия (периодически повторяющиеся параличи конечностей) наследуется как аутосомный доминантный признак.

Больной мужчина, гетерозиготный по гену семейной миоплегии, женился на здоровой женщине. Какое потомство можно ожидать ог этого брака?

ЗАДАЧА 12 . Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминатный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по анализируемому признаку?

ЗАДАЧА 13. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери карие. Какое количество можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?

ЗАДАЧА 14. Синдактилия наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей со сросшимися пальцами в семье, где один из родителей гетерозиготен по анализируемому признаку, а другой имеет нормальное строение пальцев?

ЗАДАЧА 15. Ахондроплазия передается как доминантный аутосомный признак. В семье, где оба супруга страдают ахондроплазией, родился нормальный ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок будет тоже нормальным?

ЗАДАЧА 16. Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Может ли родиться больной ребенок у фенотипически здоровых супругов?

Контроль исходного и заключительного уровня знаний студентов:

тестовый контроль, устный опрос, контрольная ситуационная задача

ОСНОВНАЯ:

1 . Ярыгин В.Н. Биология, 2004,кн. I, стр. 164 -170, 222 - 225

2. Ярыгин В.Н. Биология, 1984. стр. 82 -83,93-94, 111-116

3. Слюсарев А.А., Жукова СВ. Биология, 1987. стр. 64-71, 87 - 92

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бочков Н. П, Захаров А. Ф, Иванов В. И., Медицинская генетика.

Медицина, 1984 2.Дубинин Н.П. Общая генетика. - М.: Медицина, 1986. 3. Пехов А.П. Биология и общая генетика. - М.: Издательство

Российского университета дружбы народов, 1993.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИГИБРИДНОГО И ПОЛИГИБРИДНОГО СКРЕЩИВАНИЯ. НЕЗАВИСИМОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ У ЧЕЛОВЕКА.

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ.

Закон независимого наследования или II закон Менделя применим и к наследованию менделирующих признаков у человека. Цитологической основой такого наследования является независимое расхождение в мейозе при гаметообразовании гомологических пар хромосом, содержащих аллельные гены в гаметы в мейозе при гаметообразовании. Для будущего врача важное значение имеет понимание того, что при таком типе наследования, возможно появление новых комбинаций признаков у детей в сравнении с родителями.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучение общих закономерностей дигибридного и полигибридного скрещивания и применительно к независимому наследованию признаков у человека.

Студент должен знать:

1.Сущность закономерностей игибридного и полигибридного скрещивания, установленные Г. Менделем.

2. Цитологические основы независимого наследования.

3. Независимое наследование менделирующих признаков у человека

Студент должен уметь:

1. Выписывать гаметы родительских особей по двум и более парам аллельных генов.

2. Определять генотипы детей по генотипам родителей при независимом наследовании у человека.

3. Определять генотипы родителей по фенотипам детей.

4. Определять вероятность рождения детей с генетически обусловленными признаками.