Из рыбы

Первый самовар на руси. История самовара. Легенды про русский самовар

Первый самовар на руси. История самовара. Легенды про русский самовар

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая, Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою. По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал... "Евгений Онегин", Пушкин .

Самовар - русская чайная машина - так её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни. Так что самовар можно считать прадедушкой нынешних мультиварок

Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. 275 лет назад на Иргинском заводе на Урале появился первый самовар. История его создания довольно интересна и поучительна. Хороший пример антикризисного управления в период очередного "усиления роли государства в экономике страны".

Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.


Китайский хо-го, "двоюродный родственник" самовара

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.

Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара. Внешне сбитенник напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидим в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, прянностей и трав.


Самовар-кухня, первая половина 18 века. Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

УРАЛЬСКИЙ САМОВАР. НЕ ОН ЛИ БЫЛ ПЕРВЫМ В РОССИИ?
Н. КОРЕПАНОВ, научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург)

В 1996 году Тула отметила двухсотпятидесятилетие отечественного самовара. Как считают большинство исследователей, два с половиной века назад в городе оружейников началось промышленное производство этого уникального изделия. За исходную дату - 1746 год - взято упоминание о самоваре, найденное в описи имущества Онежского монастыря. Однако не все здесь однозначно и бесспорно. Кроме Тулы родиной самовара называют и три уральских завода - Суксунский, принадлежавший Демидовым, Троицкий, которым владели Турчаниновы, и Иргинский, его хозяевами были некие Осокины. Рассказывая об истории техники и ее достижениях, мы часто упоминаем о "левшах" - безымянных русских умельцах. Хотя в истории нет ничего безымянного, а есть лишь имена забытые. Попробуем выяснить, кто же все-таки был "автором" первого самовара?

Обратимся к историческим документам, хранящимся в Государственном архиве Свердловской области. Один из них весьма любопытен и принадлежит таможенной службе. В нем говорится, что 7 февраля 1740 года на Екатеринбургскую таможню доставили с реки Чусовой, с Курьинской пристани Акинфия Демидова, некоторые изъятые товары, а именно: шесть кадушек меда, шесть кулей орехов да медный самовар с прибором. Пострадавшими в этом деле оказались купцы Иргинского завода. Служащие таможни перевесили мед и орехи, описали изделие: "Самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы". Как видим, удивления от увиденного таможенники не выказали. И тем не менее следует отметить, что слово "самовар" в документах горнозаводского Урала прежде не встречалось. Поэтому следует объяснить, откуда ехали купцы и откуда везли самовар, содержащий, по сведениям таможни, 16 фунтов меди с оловом.

За место под завод на речке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр, бились с 1727 года две компании: трое московских купцов с калужанином против посадских людей из города Балахны - Петра и Гаврилы Осокиных, двоюродных братьев. Казна поддержала Осокиных... Первую медь Иргинский завод выдал в декабре 1728-го. Медь хотя и была с большим содержанием железа, но для монетного дела все же годилась.

Откуда Осокины набирали на свой завод людей, никто толком не знал, лишь изредка в Екатеринбурге получали жалобы от кунгурского воеводы: "В Суксунский и Иргинский заводы приходят пришлые люди многое число непрестанно, а какие они урожденцы, того не объявляют, а приказчики о том виду не дают. А пришлые, приходя со оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои... А поймать их не можно, ибо ходят многолюдством и, учиня бой, убегают на заводы". Заводские приказчики тоже жаловались, но друг на друга. Начались нескончаемые тяжбы за рудники и леса: Иргина и соседний Суксун превращались в соперников.

Суксунский завод Акинфия Демидова имел своих мастеров. На Иргине у новоиспеченных заводчиков мастерам взяться было неоткуда. Плавке меди в саксонских печах с вододействующими мехами местных обучали два мастера из Екатеринбурга. Меднокотельного мастера Степана Логинова прислала Казань, меднопосудного мастера Алексея Стрежнина - Пермь. По тем временам выделывание медной посуды уступало по прибыльности разве что монетной чеканке. Собственно говоря, фабричная медная посуда и родилась здесь из денежных заготовок. Когда в Екатеринбурге прекратили чеканить квадратные деньги - так называемый плат (сколько стоит по весу - таков и номинал), а чеканка новых монет пока не предвиделась, Главный командир горнозаводского Урала генерал Геннин решил хоть чем-то возместить заводские расходы. Так появилась Екатеринбургская меднопосудная фабрика, а за ней еще такие же - и в других местах.

Но вернемся к присланным специалистам. Котельник Логинов подготовил для Иргинского завода двух мастеров, посудник Стрежнин набрал девятерых учеников и, проучив год, самовольно отбыл восвояси: не смог смириться с необходимостью поточного производства. Для него, выросшего из самоучки-листобойщи ка, каждое изделие должно было быть уникальным, неповторимым. А тут шла массовая продукция. И девять его учеников-подростков были определены доучиваться к подготовленным Логиновым молодым Семену Зылеву и Ивану Смирнову. Эти одиннадцать человек и составили штат котельной фабрики.

И вот что интересно. Кроме Зылева, остальные десять человек говорили "по-нижегородски" - были земляками из Нижегородской губернии. Мастер Смирнов - раскольник из деревни Малиновки Нижегородского архиерейского села, семеро из девяти учеников родились в раскольничьих семьях сел Копосова и Козина (вотчины Троице-Сергиева монастыря). Родители их бежали на Урал в 1728-1730 годах вместе с тысячами других раскольников. А проложил им всем дорогу на Иргинский завод его приказчик, беглый крестьянин из того же Копосова Родион Федорович Набатов. Он и скрывал, сколько мог, то, что в середине 1730-х, с началом заводских переписей, оглушило горнозаводские власти. Тогда открылось, что Иргинский завод сплошь состоит из беглых раскольников, по большей части из Нижегородской губернии! Тех самых, из Керженской волости, прозванных в XVIII веке "кержанцами", а в XIX - "кержаками".

Между тем к 1734 году на Иргине уже во всю выпускали посуду литейную (горшки, котлы и меденники) и точеную (кружки, кунганы, лохани, четвертины и чайники), делали и винокурные приборы (казаны с трубами). Посуда конечно же попадала в хозяйский дом Осокиных, но главный ее поток шел в Балахну, на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, на продажу в Кунгур, на казенный Ягошихинский завод (где нынешняя Пермь), на Яик. Продавалась посуда и при заводе. За четыре года произвели этого товара общим весом 536 пудов, и треть его - 180 пудов - разошлась именно на заводе. Посуду пускали и на вольную продажу, а при хроническом безденежье - и в уплату работникам.

25 сентября 1734 года Осокины разделились: Петру Игнатьевичу достался Иргинский завод, Гавриле Полуектовичу - выстроенный год назад Юговской завод. Но спустя месяц подули ветры перемен: в октябре в Екатеринбурге сменился Главный командир горнозаводского Урала. Вместо голландца Виллима Ивановича Геннина пришел Василий Никитич Татищев.

Вскоре по частным заводам разлетелись казенные шихтмейстеры, встали вровень с приказчиками и принялись объяснять, как нужно жить и работать. На Иргине приказчику Набатову был зачитан приказ: торговлю посудой прекратить, а медь в слитках сдавать в Екатеринбург по твердой цене. Приказчик в ответ объяснил, что разведанные руды "пресеклись, а накопанных хватит лишь до лета". Если же казне не обойтись без меди, то пусть одалживает руды до 25 тысяч пудов. И действительно, летом 1735-го на Иргине получили около 20 тысяч пудов заемной руды с Ягошихинского завода. И тем же летом восстали башкиры. А осенью начались гонения на раскольников, осмелевших, пока жили под началом веротерпимого голландца Виллима Геннина.

В сентябре последний раз послужил заводу Родион Набатов. С тремя демидовскими приказчиками подписал он челобитье "за всех староверцев", прося прислать двух-трех попов, "которые по старопечатным книгам веру хранить желают". А еще честно предупредил, что за заемную медную руду хозяину Осокину не рассчитаться, если только не пустить весь выплавленный металл на посуду, лучше на винокурную.

Башкирское восстание 1735-1740 годов породило знаменитую тогда "вольницу" - добровольные отряды заводских жителей и приписных крестьян для усмирения башкир. Так, 14 марта 1736 года мастеровые Иргинского завода организованно прекратили работу, разделились на группы и пошли маршем на Кунгур - записываться в боевые сотни на "башкирскую войну". Сперва записывались без всякого порядка, пока власти не установили предел: пятая часть работоспособных от завода или села. И только два завода - Иргинский и Юговской - познали "вольницу" сполна. Почти все их работники и больше половины приписных крестьян вдоволь потешились походной жизнью.

Первая, иргинская "вольница" вернулась к домам уже к июлю, хотя человек сорок остались в походе. То были раскольники, которые спасались, как умели, от крутого нажима, от мирных и немирных увещеваний перейти в лоно официальной церкви. И здесь новый приказчик Иван Иванович Швецов ничего не мог поделать, ибо запись в "вольницу", иными словами - бегство, была дозволена.

Так кому же из добровольцев той далекой, забытой войны с башкирами, знавших у себя на Иргине самые разные медные посудины, явилась мысль о переносной кухне? О походном кипятильнике, что скоро разогревался бы без печки и костра, легко прятался в дорожный мешок и мог создать домашний уют в самых тягостных условиях? В конце концов всякое изобретение является на свет, когда в нем есть нужда.

А заводская жизнь тем временем продолжалась. Заемная руда плавилась отвратительно. От 20 тысяч пудов получили всего 180 пудов чистой меди. Это еще не банкротство, но... Приказчик Швецов засыпал екатеринбургских начальников прошениями: "Прошу, дабы повелено было хозяевам моим из заемной казенной руды выплавленную медь в посуду переделать и продать на сторону вольным охотникам". В июле 1738 года Екатеринбург принял решение. В сентябре о нем стало известно на Иргине: делайте посуду и продавайте, куда хотите. Но - в последний раз!

И вот, получив свободу действий, заводчик Петр Осокин и приказчик Иван Швецов должны были крепко задуматься. Традиционной, обыкновенной медной посудой уже никого не удивишь, ею пользуются многие. А вот что действительно может заинтересовать, так это винокурное оборудование. Еще Родион Набатов предупреждал: хозяин Осокин расплатится по долгу, лишь пустив в продажу на Кунгурский кружечный двор, на частные и казенные винокурни потребные там дорогостоящие приборы - кубы, казаны и трубы. Трубы и казаны. Трубы и... Так это же - самовар?

Итак, в сентябре 1738-го на Иргине имелось 180 пудов грозящей убытками меди и специальное разрешение в последний раз в обозримом будущем сделать посуду. Фунт чистой меди по твердой цене для казны стоил 6 копеек, но было дозволено из той же меди изготовить "по своему усмотрению" некое изделие и продать подороже, чтобы вернуть долг деньгами.

И вот теперь снова вспомним об изъятом полтора года спустя екатеринбургскими таможенниками 16-фунтовом изделии. Оно было оценено купцами при допросе в 4 рубля 80 копеек. По тем временам за корову, в зависимости от сезона и возраста, платили от двух с полтиной до четырех рублей. Десять рублей стоил средней руки домик, двадцать - дом приличный.

В сентябре 1738 года на Иргине числилось семеро оставшихся котельников, тех самых, что обучались мастерству у Алексея Стрежнина и Степана Логинова. Их звали: Иван Смирнов, Петр Чесноков, Сергей Дробинин, Федос Закорюкин, Ларион Кузнецов, Матвей Алексеев, Никита Федоров. Теперь из таможенных документов XVIII века, с которых начался этот рассказ, нам известно, что руки этих иргинских умельцев сработали между сентябрем 1738-го и февралем 1740 года "свое изделие", как они его назвали.

Принято считать, что самовар появился благодаря распространению в России чаепития. Но раскольники чая не пили, употребляли сбитень - напиток на медовой основе. (Не случайно в феврале 1740 года в Екатеринбург вместе с самоваром доставили кадки с медом.) А любой знаток скажет, как много общего у самовара со сбитенником.

Самовар грушевидный. 1940-е годы.

Самовар вазой. Ренессанс. Латунь никелированная. Начало XX века.

Самовар Флорентийская ваза. Медь. Чеканка. 1870 год.

Самовар Египетская ваза. Латунь никелированная. 1910-е годы.

Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий.

Для начала XIX века характерны такие фасоны: яйцевидный с петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века.Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары удобны для транспортировки, в походе, для пикников.

XIX век - "золотой век" самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле "неогрек", воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: "банка", "рюмка", "ваза", "желудь", "дуля", "репка", "пасхальное яйцо", "пламя" и т. д.

Самовар яйцевидный. Латунь. Начало XIX в.

Самовар дорожный. Медь. Начало XIX века.

Самовар ампирный. Латунь. Начало XIX века.

Самовар буфетный. Латунь никелированная. 1923 г.

Самовар Тула - Город-Герой. Латунь никелированная. 1978 г..

Самовар Теремок Латунь. Начало XX века.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д.

Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir - кипеть) - небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: "Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку".

Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.

Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.

Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.

Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно".

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром".

Уже в то время о самоваре складывались пословицы ("Самовар кипит - уходить не велит", "Где есть чай, там под елью рай"), песни, стихотворения.

Газета "Тульские губернские ведомости" за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: "Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника..."

История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар – неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары – самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Утро - самая важная часть дня, ведь это его начало. И как пройдет утро - так пройдет и весь день. Поэтому, правильное утро является залогом успешного дня. Многие люди свой день начинают с кофе, поскольку он помогает проснуться, а его несравнимый аромат поднимает настроение. Однако, есть и те, кто предпочитает начинать свой день с чая. И в этом тоже что-то есть! Чай по своим полезным свойствам во многом превосходит кофе, а его аромат ничуть не уступает кофейному. Не важно, какому напитку человек отдает предпочтение утром, его употребление происходит «на автомате». Мы кипятим чайник, чтобы заварить чай или кофе, и не задумываемся о самом процессе употребления напитка, не задумываемся об истории его возникновения, а также о том, как происходило это раньше. В этой статье мы поговорим о чаепитии, а именно о традициях и предметах быта, без которых не могла обойтись ни одна чайная церемония, а также которые по сей день являются ее символами.

Каждая страна имеет свои, абсолютно не похожие на другие, чайные традиции и сопровождающие ее атрибуты. Но только русское чаепитие ассоциируется с самоваром, о котором речь пойдет ниже. Однако, невозможно рассказать о самом главном атрибуте, без которого, порой, даже сегодня не обходится русское чаепитие, не слова не сказав о чае. Ведь именно с появлением чая на Руси появляется и самовар.

Когда стали пить чай на Руси

Сложно сказать, когда конкретно на Руси стали пить чай. Однако, согласно историческим сведениям, впервые знакомство с чаем на Руси произошло в 16-17 вв., что существенно раньше, чем в Англии и Голландии. Так, впервые узнали о существовании чая в 1618 году, когда казаку Ивану Петелину со своим отрядом удалось добраться до Китая, из которого он привез специально для Михаила Федоровича Романова несколько ящиков с чаем. Но, к сожалению, этот напиток в те далекие времена не пришелся по вкусу царю. Второе знакомство Москвы с чаем произошло в 1638 году. Тогда монгольский Алтын-Хан через российского посла Василия Старкова осмелился передать чай в качестве подарка царю. Но и эта попытка привить любовь России к новым напиткам не увенчалась успехом, и царь Михаил Федорович отдал предпочтение традиционным русским напиткам.

И только по истечению тридцати лет чай снова попал в Россию. Причиной этому стала болезнь сына царя - Алексея Михайловича, которому чай был предложен придворным лекарем в качестве лекарства. В связи с этим, этот напиток, к которому люди так привыкли сегодня, в далеком 17 веке стал считаться исконно лекарственным средством.

Однако, уже в конце 17-го века отношение к чаю кардинально меняется, и на Руси зарождаются первые традиции чайных церемоний.

Стоит отметить, что в это время побаловать себя чаем могли позволить только царские семьи, бояре, дворяне и богатые купцы, поскольку он был очень дорогим напитков. Простым людям чай был не по карману. И это не удивительно, ведь в те времена еще не было железнодорожного сообщения или других вариантов передвижения, и чтобы доставить чай из Китая в Россию требовалось целых 16 месяцев. Именно за такой срок сухопутные караваны преодолевали расстояние между странами. Чай был дорогим напитком вплоть до 19 века, пока не появилось железнодорожное и морское сообщение, а также новые поставщики. С этого момента стоимость этого чудесного напитка существенно снизились, и чай стал доступным абсолютно всем сословиям.

Это интересно знать.

  • Некоторые исторические источники приписывают заслугу появления чая на Руси Петру І. Однако, данное утверждение ошибочное. Петру I принадлежит введение употребления кофе, а также по его заслуге в России появился и первый самовар.
  • Статистика утверждает, что с увеличением потребления чая в 1830 - 1840 гг. наблюдалось значительное падение популярности крепких спиртных напитков.
  • В Петербурге до 19 века чай можно было приобрести всего лишь в одном магазине! В то время, как в Москве чаем торговало более сотни.

Когда появился первый самовар

Традиционным напитком до появления чая на Руси был сбитень. Для его приготовления использовалась вода, мед, а также лекарственные и пряные травы. Готовился этот русский традиционный напиток в приспособлении, которое в настоящее время принято считать предшественником самовара. Оно называлось - сбитенник. Как и самовар, в нижней части сбитенника имелось поддувало, а внешний его вид напоминал современный чайник. Внутри такого «чайника» находился специальный сосуд для углей. Именно от своего старшего брата (от сбитенника) самовар и позаимствует в дальнейшем такой же сосуд.

Появление чая на Руси способствовало не только зарождению новых традиций, но и экономическому и промышленному развитию. Его появление стало причиной стремительного развиваться международных торговых отношений, открытия новых фабрик и заводов. Так, первая фабрика по производству самоваров в России была открыта в Туле слесарем Лисициным. Кстати, сбитенники, о которых речь шла выше, также выпускались в Туле. До этого момента, производство самоваров было кустарным.

Самые первые самовары производились на Урале с 1738 года, а именно - в Суксуне, однако, в очень малом количестве. И были это самовары-кухни, которые предназначались не только для приготовления чая. Такие самовары разделялись на три части, две из которых предназначались для приготовления пищи, а третья использовалась для заваривания чая.

Часто считают, что самовар является исконно русским изобретением. Но это очень ошибочное утверждение. Например, есть сведения, что некие устройства, которые можно назвать прототипами самоваров, были известны еще древним римлянам. Чтобы вскипятить воду, римляне использовали сосуд с водой и раскаленный камень. Камень бросался в сосуд, в результате чего вода в нем закипала. А вот в Китае было устройство, схожее с самоваром наличием трубы в нем и поддувала.

В Россию же, как говорилось выше, первый самовар привез Петр I из Голландии.

В Европе в то время самовар называли «чайной машиной».

Это интересно знать.

Общее название «самовар» появилось не сразу. Устройство, для кипячения воды, в разных регионах называли по-разному. Например, в Курске его называли «самокипец», в Ярославле он имел название «самогар», а в Вятке пользовались «самогреями».

С постоянно растущей популярностью чаепития в России, самовары становились все более востребованными, и уже спустя некоторое время фабрик, занимающихся изготовлением самоваров, насчитывалось более 28. В год они выпускали до 120 тысяч самоваров.

Изготовление самоваров являлось процессом долгим и сложным, требующим умения, в котором были задействованы рабочие самых различных специальностей - начиная от наводильщиков, которые сгибали медные листы и задавали форму, и заканчивая чистильщиками.

Материалом для изготовления первых самоваров служила красная и зеленая медь, а также мельхиор. Такие изделия были очень дорогими. Но, спустя некоторое время, самовары стали делать из более дешевых сплавов, типа латуни.

Стоимость самовара была прямопропорциональна его весу - тем самовар стоил дороже, чем его вес был больше. Объем самовара, как правило, составлял от трех до восьми литров. Самовары такого объема были более популярными. Но для больших компаний выпускали и самовары значительно большего объема - на 12-15 литров.

Это интересно знать.

  • Самый маленький самовар был произведен в Москве. Он имеет высоту, меньшую, чем 4 мм. И предназначен для кипячения воды в количестве… всего 1 капли! Однако, это не единственный миниатюрный самовар. Николаю Алдунину, которого еще называют «российским левшой», удалось из золотых 12 деталей собрать самовар высотой всего 1,2 мм. Но в таком самоваре вряд ли удастся вскипятить даже каплю воды.
  • Изготовленный в 1922 году в Туле 260-литровый самовар необходимо кипятить на протяжении 40 минут. А вот чтобы вода в нем остыла, следует ждать аж двое суток. Вес этого самовара составляет 100 кг. Его владельцем являлся председатель ВЦИК Калинин, которому самовар был подарен. В первой половине 20 века это был единственный огромный самовар.
  • А вот на сегодняшний день объем самого огромного в мире самовара составляет 360 литров. Этот самовар имеет высоту около 2 метров и его вес составляет 205 кг. Страна-производитель данного гиганта - Украина. Благодаря такому самовару можно одновременно напоить чаем 10 тысяч человек!

Разновидности и конструкция самовара

С момента своего появления и до сегодняшнего дня самовар потерпел множество различных изменений. Причиной этому является как культурные веяния, так и научно-технический прогресс. За все время существования самовара, он менял свои формы и художественное оформление. Также менялись и способы кипячения в нем воды. И только сама конструкция самовара длительное время оставалась неизменной.

Составляющие самовара:

  • Емкость для воды
  • Сосуд для топлива
  • Круг, имеющийся в верхней части стенки самовара
  • Шейка
  • Две ручки
  • Поддон
  • Репеек - фигурная пластинка, крепящаяся к стенке самовара
  • Ручка крана
  • Донышко
  • Паровичек
  • Конфорка
  • Тушилка для кувшина

Однако, в конце 19 века на фабрике братьев Черниковых был разработан улучшенный самовар, оборудованный боковой трубой, с помощью которой усиливался поток воздуха. Благодаря новой конструкции, время, необходимое для закипания воды, существенно сократилось. Позже появились самовары, работающие на керосине, а также электрические. Однако, последние, по сути, сложно назвать самоваром. Это, скорее, электрочайник нестандартной формы.

В настоящее время самовары не являются обязательным атрибутом быта. Их заменила более мобильная и удобная бытовая техника - электрочайники. Однако, это совсем не значит, что купить самовар невозможно. Они, как и раньше, являются традиционным символом настоящего русского чаепития. А, кроме того, настоящий старинный русский самовар сегодня считается предметом искусства и антиквариатом.

Стоит сказать, что все же настоящим самоваром принято считать жаровой самовар. Именно этот самовар поможет окунуться в далекие времена и воссоздать чаепитие с учетом всех русских традиций. Чаепитие за самоваром создает волшебную атмосферу, наполненную теплом, добротой и уютом.

Чаепитие за самоваром - отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.


Когда появился первый самовар

История русского самовара уходит в далекое прошлое. По легенде самовар привез в Россию из Голландии Петр Первый. Но по документальным свидетельствам он появился спустя полвека после его смерти. Происхождению самовара мы обязаны чаю, который в конце 16 века появился в России. Его популярность быстро росла, к 19 веку на Руси чай считался самым популярным напитком.

Уже в 18 веке в Туле и на Урале появились самовары-кухни и сбитенники, в которых из меда, трав, воды и пряностей варили сбитень. Первое упоминание о самоваре встречается в описи имущества Онежского монастыря, датированной 1746 годом. Родиной самовара называют Тулу, но некоторые историки не исключают, что первые самовары начали делать на одном из уральских заводов: Иргинском, Троицком или Суксунском. В исторических документах, которые хранятся в Госархиве, описывается медный луженый самовар заводской работы, весом 16 фунтов. Согласно проведенным исследованиям доказано, что он был сделан иргинскими умельцами в 1738-1740 г.

В 19 веке был выпущен керосиновый самовар, на фабрике братьев Черниковых стали выпускать самовары с боковой трубой, это совершенствование ускорило процесс кипения, усилило движение воздуха. К 1812 году завод Петра Силина в Подмосковье считался самым крупным предприятием по производству самоваров. Ежегодно выпускалось 3000 штук. Но к 1820 году Тула стала лидировать в самоварном производстве. За тридцать лет там открылось 28 фабрик, ежегодно выпускающих 120 000 самоваров.

Возникновение самоваров породило модели разных форм. Были популярны яйцевидные самовары с петлеобразными ручками, некоторые модели напоминали древнегреческий сосуд, вазы с ножками в виде львиных лап, что выглядело очень торжественно. Изготавливали и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в путешествие.

На 19 век приходится расцвет самоварного дела в России. Каждая фабрика пыталась создать свой, непохожий на другие самовар. Появились шарообразные, гладкие, конические, граненые самовары. Объем тоже были разный, доходил до 20 литров. В народе самовары называли по их форме: пламя, репка, ваза, дуля, желудь, пасхальное яйцо.

В 20 веке самовару была отведена только одна роль - кипячение воды и подача к чайному столу. Выделились три формы: коническая, цилиндрическая, сферическая приплюснутая. Конструкции ручек, кранов, конфорок, ножек стали разнообразнее. В 1912 году количество выпускаемых самоваров в Туле достигла 660 тысяч штук в год. История самоваров в годы гражданской войны была прервана, поскольку выпуск самоваров был временно приостановлен. Позже он возобновился. Спустя годы, уже в советское время стали выпускать электрические самовары.

Производство первых самоваров

Процесс изготовления самоваров был очень сложен, он составлял 12 этапов. Весь процесс был разделен на определенные операции, каждый мастер выполнял свою работу. В производстве участвовали семь специалистов:


  • Наводильщик. Он сгибал и спаивал медный лист, выделывал из него соответствующую форму. За неделю он мог сделать 6-8 заготовок.
  • Лудильщик. В его работу входило вылуживание оловом внутренней части самовара. В день он мог сделать 60-100 штук.
  • Токарь. Он точил и полировал самовар с помощью специального станка, который вертел рабочий (вертельщик). В день получалось сделать до 12 штук.
  • Слесарь. Изготавливал комплектующие (краны, ручки, ножки).
  • Сборщик. Из отдельных частей он собирал самовар, припаивал ножки, краны. За неделю он собирал до 24 самоваров.
  • Чистильщик. Этот рабочий мог очистить до 10 самоваров в день.
  • Токарь по дереву. Занимался изготовлением деревянных шишечек к крышкам.

Детали делали по домам, только сборка и отделка проходила на фабриках. Порой в целой деревне изготавливали одну деталь для самовара, раз в неделю детали собирали и везли на лошадях на фабрику для сдачи.

Самовары продавались на ярмарках. Специальные самоварные ряды были организованы на знаменитых ярмарках: Нижегородской и Макарьевской. В начале июня туляки отправляли самовары в Нижний Новгород. На лошадях товар добирался до Алексина, затем по Оке их водный путь лежал до Нижнего Новгорода. Такая доставка была наиболее выгодной. Продавались самовары на вес, сделанные из красной меди стоили дороже, чем модели из латуни. Чтобы запросить большую цену, торговцы прибегали к хитростям: заливали в самовар свинец, вставляли чугунную решетку.

Почему чай из самовара такой вкусный

Тот, кто хотя бы раз попробовал чай из настоящего русского самовара, убедился в том, что чай из самовара намного вкуснее. Почему? Ответ оказывается прост. В электрическом чайнике вода слишком быстро закипает, разрушая структуру воды, становясь бесполезной, а при многоразовом кипячении вредной. Переворачивая чайник, в чай попадают вредные вещества, которые собираются на дне. Носик самовара расположен выше уровня скопления тяжелой воды, поэтому можно получить полезную воду, мягкую и вкусную. Сверху у самовара есть конфорка, на которую ставят заварочный чайник. Он не кипятится, но находится в тепле, настаиваясь.

Самые необычные самовары в истории

Сейчас самовары того времени можно увидеть только в музеях. Были самовары, выполненные из меди, стали, латуни, мельхиора, реже из серебра. Для императора Александра Первого был изготовлен изысканный самовар, который теперь хранится в музее Московского Кремля. Он был украшен накладными элементами в виде львиных голов, колпачок-заглушка была в виде фигурки ангела, а кран имел голову хищной птицы.

Для детей императора Николая Второго в 1909 году в Туле изготовлено пять маленьких самоваров, объемом в один стакан. Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры. Все они сохранены в музее, находятся в рабочем состоянии. В Оружейной палате можно полюбоваться на самовар, изготовленный из прозрачного кварца.

В 1922 году на одной из фабрик в Туле был изготовлен самый большой самовар. Он вмещал 250 литров воды и весил 100 кг. Его преподнесли председателю ВЦИК Калинину. Вода горячей сохранялась в нем два дня, хотя на подогрев нужно было потратить около 40 минут. Стоит отметить и самый маленький самовар в истории. Его размер 1 мм, он состоит из 12 деталей, изготовлен из золота.

На сегодняшний день самыми дорогими самоварами считаются самовары мастерских Фаберже. Для их производства использовалось серебро, золото. Применялись уникальные техники чеканки, литью.


Самовар вот уже почти три века считается исконно русским символом гостеприимства и неотъемлемой частью жизни славянского народа. Но, как сейчас ни прозвучит странно - история этого древнейшего приспособления насчитывает несколько тысячелетий. И появился самовар вовсе не в России, как принято считать во всем мире.

Но, как бы там ни было, русское слово "самовар" перекочевало во многие страны и это приспособление называют - "samovar" и англичане, и французы, и испанцы, и итальянцы, да, впрочем, и турки называют его - "semaver".

Античный самовар Древнего Рима

Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.


Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, - аутепса. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.

Китайский самовар «Хо-Го»


Аналогичное древнейшее приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша со встроенной трубой и поддувалом - вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Они бывают металлическими и фарфоровыми, и подают в них, как правило, суп или кипящий бульон.

Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.

Когда появился первый самовар на Руси


По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.

Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.


Массовое производство в России чудо-приспособления

Но как бы там ни было, именно реформы Петра повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России и уже в первой половине 18 века массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом казаны с трубами и поддувалами, называемыми - «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара.


Само же производство самоваров - дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов - золота, серебра и даже из чистого кварца.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-015.jpg" alt="Самоварчики для детей императора Николая II." title="Самоварчики для детей императора Николая II." border="0" vspace="5">


Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. "Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры". Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-021.jpg" alt=" Алексеич.

Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные - на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар - тем дороже.

Самовар - душа каждого дома

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-019.jpg" alt="У самовара.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-006.jpg" alt=" Чаепитие.

Этот добрый толстый "друг" был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под "пыхтение" самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.

Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях."

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-samovar-028.jpg" alt=" В гостях у бабушки.

Где б ты ни был днем ли, ночью -
Словно дома рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.

Ночная прелюдия уютного летнего вечера, люди разбегаются по домам, чтобы развеять усталость и насладиться полуночной тишиной после сумбурного дня. Вечерний сад навевает лёгкую прохладу, незаметно и вкрадчиво заполняя дома ароматами зелени. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия…

Это частичка каждого из нас, воспетая литературными классиками. Медный блестящий самовар и по сей день живёт в произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. Испокон веков, самовар, как старый добрый друг, привлекает своей теплотой и гостеприимством. Откуда же начинается история самовара?

Однозначно, самовар истинно русское детище, занимающее особое положение в . Удивительно – насколько он распространён, настолько и загадочен. И правда, далеко не каждый знает, когда и где запыхтел первый водогрейный для чаю сосуд. А ведь история самовара, в самом деле, уникальна и почти не исследована.

Что касается происхождения слова «самовар», – даже здесь мнения историков расходятся. Разные народы на Руси аппарат называли по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», по-вятски же его величали «самогрей». Прослеживается общая идея предназначения медного друга, «сам варит». Другие же исследователи находят подтверждения татарского происхождения от слова «снабар» (чайник). Но у этой версии меньше приверженцев.

Версии происхождения самовара

Где искать ответы на вопрос о происхождении самовара и его создателе? К сожалению, точных ответов найти не представляется возможным. Историки полагают, что русский самовар, синоним нашего гостеприимства и непременный атрибут русского чаепития, берёт начало из древних цивилизаций. Но это, опять же, версии.

1. Античный самовар Древнего Рима

Если верить одной из версий, корни самовара уходят куда глубже, чем кажется. Они произрастают из места, куда ведут все дороги на Земле – Древнего Рима. Археологи обнаружили приборы, работающие по принципу русского самовара. Невероятно, но напитки из самоваров пили римляне ещё во времена античности. Аутепса - так назывался античный самовар. Довольно простое, но, тем не менее, оригинальное и крайне полезное изобретение устроено следующим образом: внешне аутепса представляла собой нечто похожее на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости, для угля и для жидкости. Раскалённый уголь подавался через отверстие сбоку, а жидкость наливалась с помощью черпака. В этом же устройстве можно было охлаждать напитки в жаркие дни, для этого вместо угля использовался лед.

2. Китайский самовар 火锅 «Хо-Го»

Аналогичное приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабжённая поддувалом и трубой – вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Изготавливают «Хо-Го» из металла и фарфора. В них, как правило, подают суп или кипящий бульон. Возможно, происхождение самовара, как и , обязано Китаю, и прообразом русского самовара является китайский «Хо-Го».

Появление на Руси – из истории самовара

Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское приспособление.

Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.

История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара согласно документально подтвержденным данным известно следующее: в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.

Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара ?

Получается, что в 1730-1740 годах самоварами пользуются на Урале, и только позже – в Туле, Москве и Петербурге. В XIX веке самоварное дело распространяется за пределы больших городов и наблюдается в Вятской, Владимирской и Ярославской губерниях. К 1850 году во всей России насчитывалось 28 самоварных мастерских. В год производилось около 120 тысяч медных самоваров. Самовары делали на усмотрение и по желанию заказчика: от большого до малого, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, даже дулей. Фантазия ремесленников и кошелёк заказчика не знали пределов. Внешний облик самовара трансформировался в ногу со временем, модой и укладом жизни людей. В следующих выпусках нашего блога обязательно опубликуем историю самовара в картинках.

Чаепитие и самовар – понятия неразделимые!

Пройдя по страницам истории самовара , вглядитесь в себя. Что для нас значит самовар? Как он полюбился и стал синонимом русского гостеприимства и великодушия?

Какое чаепитие без самовара! Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал центром праздничного застолья и незаменимым атрибутом . Неспешный и гостеприимный самовар создавал дружелюбную атмосферу и располагал к беседе. Этот добрый друг был вне сословий, он был в почёте и у бедняка, и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Самовар воспевается в русских народных песнях, о нём сложились пословицы: «С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее», «Где есть чай, там под елью рай». Самовар стал незаменимым помощником чаёвника, значительно облегчив процесс заваривания чая. Отпала необходимость топить печь, чтобы накипятить воды, с самоваром это занимало несколько минут и превратилось не в ежедневный труд, а в традицию чаепития. Вода остывает долго, чай в самоваре заваривается лучше, да и получается намного вкуснее!

Владимир Стожаров у самовара.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.