Первое

Пьешь омар хайям. Великие об алкоголе

Пьешь омар хайям. Великие об алкоголе

**********
Упреков не боюсь, не опустел карман,
Но все же прочь вино и в сторону стакан.
Я пил всегда вино - искал услады сердцу,
Зачем мне пить теперь, когда тобою пьян!
**********
Почему стремиться к раю здесь должны мы непременно?
Мой эдем - вино и кравчий, все иное в мире - тленно.
Там, в раю, - вино и кравчий, здесь дано - вино и кравчий,
Так пускай вино и кравчий в двух мирах царят бессменно.
**********

Мы выделяем 100 фактов и личностей, которые были важны для строительства истории вина, с древних времен и по сей день. Отчеты, которые будут найдены в этой области, содержат информацию о первых виноградниках, заложенных в мире, о происхождении первого клоса, о перевороте бутылок, о росте Каберне Совиньон и о первой оценке вин в Бразилии.

Самые старые культивированные виноградные лозы в мире были найдены в Грузии, в регионе Кавказа, и относятся к каменному веку. Ученые считают, что это первые признаки виноградарства, то есть искусственного сада. Считается, что вина появились и в этот период, хотя первые прессы и другое винодельческое оборудование были найдены в Армении в 2000 году до нашей эры.

*****
Родник живительный сокрыт в бутоне губ твоих,
Чужая чаша пусть вовек не тронет губ твоих...
Кувшин, что след от них хранит, я осушу до дна.
Вино все может заменить... Все, кроме губ твоих!
**********
Вина не пьющий, воздержись хотя б
Кичиться силой, перед тем, кто слаб.
Не лицемерь, ты в сотне дел повинен,
Пред коими вино - лишь малый раб.
**********
Что мне блаженства райские - "потом"?
Хочу сейчас, наличными, вином!
В кредит не верю! И на что мне слава?
Под самым ухом барабанный гром...
**********

Первые работы по вину

В первой книге Библии «Бытие» говорится, что Ной стал земледельцем и посадил виноградник. Талмуд, священная книга евреев, также говорит о вине. Амфора, по-гречески, означает то, что может переносить два человека. Историки отмечают, что это было изобретение хананеев, людей, населявших регион Ближнего Востока, и которые представили это благоприятное судно для перевозки вина в Египте около 500 г. до н.э. Амфоры использовались для транспортировки и хранения вина на протяжении веков до почти средневековья.

Его эпические рассказы, как история Троянской войны в Илиаде, так и приключения Улисса в «Одиссее», рассказывают о потреблении и производстве вина в то время. В приключениях Улисса, например, упоминается вино Маро, сладкое и сильное, которое герой использовал, чтобы ошеломить Циклоп Полифемус.

*****
В полях - межа. Ручей. Весна кругом.
И девушка идет ко мне с вином.
Прекрасен миг! А стань о вечном думать,
И кончено: поджал бы хвост щенком!
**********
Вино запрещено, но есть четыре "но":
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий
Все здравомыслящим вино разрешено.
**********
О, мудрец! Если бог тебе дал напрокат
Музыкантшу, вино, ручеек и закат -
Не выращивай в сердце безумных желаний.
Если все это есть - ты безмерно богат!
**********
Коль не пью я вина - значит, я не созрел,
Если пью я всегда, то позор - мой удел.
Можно пить мудрецу, также шаху, бродяге,
Так не пей, раз одним из них стать не сумел!
**********
Человек - это истина мира, венец -
Знает это не каждый, а только мудрец.
Выпей каплю вина, чтоб тебе не казалось,
Что творения все - на один образец.
**********
Унылых осеней прошел над нами ряд,
И нашей жизни дни развеял листопад.
Пей! Ведь сказал мудрец, что лишь вина дурманом
Мы можем одолеть тоски душевной яд.
**********
Вино - прозрачный рубин, а кувшин - рудник.
Фиал - это плоть, а вино в нем - души родник,
В хрустальной чаше искрится вино огневое, -
То - ливень слез, что из крови гроздий возник.
**********

Одна из самых известных пьес о боге Вакхе, или Дионисе, Бакханцах была написана греческим теотологом Еврипидом и была посмертно дебютирована. Работа посвящена мести Диониса, которую он отвергнет своей человеческой семьей. Это также первая работа, которая связывает Бога непосредственно с вином.

Юлий Цезарь и рождение романов

Юлий Цезарь, один из величайших военных стратегов всех времен, расширяет Римскую империю до Бретани. В то время император также определил аграрный закон и представил своим генералам земли в Галлии, недавно завоеванном регионе. Отсюда возникли бургундские виноградники, называемые романами, например, романе-Конти.

Запрет вина - закон, считающийся с тем,
Кем пьется, в когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, а не порок совсем.
**********
День каждый услаждай вином, - нет, каждый час:
Ведь может лишь оно мудрее сделать нас,
Когда бы некогда Ивлис вина напился,
Перед Адамом он склонился б двести раз.
**********
Хоть мудрый шариат и осудил вино,
Хоть терпкой горечью пропитано оно, -
Мне сладко с милой пить. Недаром говорится:
"Мы тянемся к тому, что нам запрещено".
**********
Пить аллах не вели! не умеющим пить,
С кем попало, без памяти смеющим пить,
Ио не мудрым мужам, соблюдающим меру,
Безусловное право имеющим пить!
**********
Листья дерева жизни, отпущенной мне,
В зимней стуже сгорают и в вешнем огне.
Пей вино, не горюй. Следуй мудрым советам:
Все заботы топи в искрометном вине.
**********
Пусть будет сердце страстью смятенно.
Пусть в чаше вечно пенится вино.
Раскаянье творец дарует грешным -
Я откажусь: мне ни к чему оно.
**********

Люциус Колумелла и основы виноградарства

Лучио Колумелла, испанец из Кадиса, написал самое полное руководство по сельскому хозяйству до тех пор, Де Ре Рустика, по предметам поля. Все о виноградарстве в вашей книге. В нем автор утверждает, что виноградник является наиболее прибыльной формой сельского хозяйства и детализирует все процессы, от обрезки до сбора урожая. Многие из описанных методов все еще используются сегодня.

Первая компиляция вин

В главах по сельскому хозяйству он приводит великие вина Рима, методы виноделия и лекарственные качества напитка. Он также формулирует одно из первых видений терруара, говоря, что уникальные места могут дать уникальные вина. Его книга может считаться первой компиляцией вин мира, а также содержит первые обзоры, потому что Гален сказал, как оценивать вина, хранить их и стареть. Амфоры были заменены только бочками в транспорте вин уже в конце Римской империи, в начале Среднего века. Считается, что винные бочки были изобретены кельтами, когда они начали продавать вино Италии.


Вино Омар Хайяма: тексты стихов - рубаи о вине и истине: Омар Хайям

Виночерпий, бездонный кувшин приготовь!
Пусть без устали хлещет из горлышка кровь.
Эта влага мне стала единственным другом,
Ибо все изменили - и друг, и любовь.

Виночерпий, налей в мою чашу огня!
Надоела хвастливых друзей болтовня.
Дай мне полный кувшин этой пламенной влаги,
Прежде чем изготовят кувшин из меня.

Возвещают о дне наступающем мне,
Горьким это вино иногда называют.
Если так, значит - Истина скрыта в вине!

Как проснусь так устами к кувшину прильну.
Пусть лицо мое цветом подобно вину.
Буду пить, а назойливому рассудку,
Если что-то останется - в морду плесну!

Искусство кооперации мало изменилось с течением времени, и сегодня структура баррелей очень похожа на структуру первых бочек. Карл Великий был главным именем средневековья. Он помог «организовать» северную Европу, все фрагментировавшую после окончания Римской империи. Среди его достижений он принял аграрные законы, особенно связанные с вином, с жесткими нормами производства. Более того, он лично выращивал виноградники в определенных местах. Великий землевладелец, он назвал виноградники, такие как Кортон-Шарлемань в Бургундии.

Хотя исламские заповеди запрещают вино, некоторые арабы «восстают», как Омар Хайям. Он был одним из величайших ученых того времени, умеющим выработать гораздо более точный календарь, чем григорианский календарь. Но для мира вина его большой вклад был работа Рубайята, длинная серия квартетов в честь напитка.

Ты с душою расстанешься скоро, поверь.
Ждет за темной завесою тайная дверь.
Пей вино! Ибо ты - неизвестно откуда.
Веселись! Неизвестно - куда же теперь?

Лучше сердце обрадовать чашей вина,
Чем скорбеть и былые хвалить времена.
Трезвый ум налагает на душу оковы.
Опьянев, разрывает оковы она.

Бернардо де Фонтейн основал орден, который произвел революцию в виноградниках Бургундии, цистерцианских монахов. Его ученики были молоды и преданны тяжелой работе, настолько, что ожидаемая продолжительность жизни составляла 28 лет. Они посвятили себя витиликульству с момента основания, получив первый виноградник в Меерсо. Считается, что они первыми посадили Шардоне в Шабли.

Это определенно знаменует историю Бордо. Спустя много лет торговцы Бордо начали поставлять вино британскому суду под властью Иоанна Безземельного сына Элеоноры. Постоянные ссоры между Францией и Англией над регионом продолжались на протяжении столетий, вплоть до конца Столетней войны, когда Бордо, наконец, вернулся к французскому правлению, но тогда их вина уже успели в Англии.

Наповал все печали мой кубок убьет,
В нем богатство, веселье и радость живет.
Дочь лозы я сегодня беру себе в жены,
А рассудку и вере дам полный развод.

Если я напиваюсь и падаю с ног -
это богу служение, а не порок.
Не могу же нарушить я замысел божий,
если пьяницей быть предназначил мне бог!

Напоите меня, чтоб уже не пилось.
Чтоб рубиновым цветом лицо налилось!
После смерти - вином мое тело омойте,
А носилки для гроба сплетите из лоз.

В то время он хотел узнать, какое лучшее вино в мире, и что его посланники выпивают напитки со всего мира. Влияние цистерцианских монахов в Бургундии было решающим. Королевский указ в Германии разрешил и регулировал добавление серы в вине в первый раз. Практика, помогающая в сохранении и очистке вина, была древней, известной и, вероятно, использовавшейся с момента Римской империи. Однако это был первый раз, когда он был «нормализован» по закону.

Испанские и португальские поселенцы начали прибывать и приносить с собой виноградники, потому что вино из Метрополиса не могло переносить долгое путешествие из Европы в Америку. Один из первых завоевателей Эрнан Кортес попросил помещиков в Мексике посадить лозы. В течение многих лет вина из Мексики и Перу поставляли испанские колонии.

Буду пьянствовать я до конца своих дней,
Чтоб разило вином из могилы моей.
Чтобы пьяный, пришедший ко мне на могилу,
Стал от винного запаха вдвое пьяней!


О глупец, ты, я вижу, попал в западню,
В эту жизнь быстротечную, равную дню.
Что ты мечешься, смертный? Зачем суетишься?
Дай вина - а потом продолжай беготню!

Предприятие не очень хорошо работало, поэтому он поднялся на горный хребет, и первые виноградники, которые заслуживают упоминания, выращивались вблизи Таубате. Хотя первые стеклянные бутылки были довольно старыми, только во время промышленной революции появилась первая серия качественного производства и была достаточно дешевой, чтобы превратить винодельческую промышленность. Был верный способ запечатать напиток.

Монах был перфекционистом и, чтобы приносить больше дохода с вином, улучшил производство, создав множество правил с целью предоставления большего качества продукту. Несмотря на успех вздутия шампанского, Периньон действительно хотел избежать пузырей. Тем не менее, вводя нормы выращивания и винификации, он считается отцом Шампани. Это стало любимым вином Наполеона Бонапарта, прежде чем он ушел в небытие.

Пью с умом: никогда не буяню спьяна.
Жадно пью: я не жаден, но жажда сильна.
Ты, святоша и трезвенник, занят собою -
Я себя забываю, напившись вина!

Не у тех, кто во прах государства поверг, -
Лишь у пьяных душа устремляется вверх!
Надо пить: в понедельник, во вторник, в субботу,
В воскресение, в пятницу, в среду, в четверг.

Уже были выпущены бутылки вина, и уже было известно, что пробка была лучшим способом их запечатать, но способ их удаления оставался рудиментарным. До того, как штопор был доступен, пробка не была полностью заправлена ​​в узкое место, чтобы ее можно было взять вручную.

Николас-Александр, маркиз де Сегур, был самым могущественным правителем Бордо и стал обладателем одних из самых известных свойств времени, таких как Лафит, Латур, Мутон, Калон-Сегур и другие. Результаты помогли ученым лучше понять жизнь Римской империи, а также историю вина, поскольку были найдены банки и даже места возможных виноградников.

Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне -
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнется и мне!

Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб,
Напиваясь, я делаюсь разумом слаб.
Есть мгновенье меж трезвостью и опьяненьем.
Это - высшая правда, и я - её раб!

Рано утром я слышу призыв кабака:
"О безумец, проснись, ибо жизнь коротка!
Чашу черепа скоро наполнят землею.
Пьяной влагою чашу наполним пока!"

Однако, благодаря маркизу Помбала, страна уступает. Большинство вин не поддерживали трансатлантические путешествия хорошо, но случайно заметили, что некоторые укрепления, такие как Мадейра, не только не портили, но и улучшили свое путешествие в Инди. Концепция поздних урожаев возникла для производства естественно-сладких вин, важной вехой в немецком виноделии.

В своих путешествиях в глубь страны он начал ценить и записывать лучшие вина, которые он пробовал, разделяя их на категории, излагая, что, спустя годы, станет классификацией. Его страсть заставила его заказать крупные заказы на главные французские вина того времени для правительства США и попытаться развить виноделие в Соединенных Штатах.


Да пребудет вино неразлучно с тобой!
Пей с любою подругой из чаши любой
Виноградную кровь, ибо в черную глину
Превращает людей небосвод голубой.

В жизни трезвым я не был, и к богу на суд
В Судный день меня пьяного принесут!
До зари я лобзаю заздравную чашу,
Обнимаю за шею любезный сосуд.

Здесь похоронена молодая винодельческая промышленность. Французская революция полностью трансформировала Францию, вызвав политические потрясения, которые также повлияли на мир вина. Среди основных изменений - экспроприация огромных церковных объектов, в том числе конфискация виноградников государством, особенно в Бургундии, которое будет продано французским аристократам. Наполеоновский кодекс с его новым законом наследства также оставил следы в витиликультуре Франции, в результате чего свойства были разделены между всеми детьми.

В этом году, после нескольких слабых сезонов, прохождение кометы было принято как благословение, и несколько фермеров поставили дату сбора урожая на этикетках. Считается, что этот год стал первым урожаем таких регионов, как Шампанское, в котором вина обычно изготавливаются из разных смесей.

Виночерпий, налей в мою чашу вина!
Этой влагой целебной упьюсь допьяна,
Перед тем как непрочная плоть моя будет
Гончарами в кувшины превращена.

В окруженье друзей, на веселом пиру
Буду пить эту влагу, пока не умру!
Буду пить из прекрасных гончарных изделий,
До того как сырьем послужить гончару.

Нежным женским лицом и зеленой травой
Буду я наслаждаться, покуда живой.
Пил вино, пью вино и, наверное, буду
Пить вино до минуты своей роковой!

Было несколько производителей, которые повлияли на производство шампанского, но никто, как вдова Никола Барбе Кликвот Понсардин. Именно она разработала систему рекультивации, чтобы удалить мертвые дрожжевые отложения из бутылки и сохранить ее в секрете, пока это было только после того, как эта техника была известна, что Шампанское стало настоящей отраслью.

Для многих Андре Джуллиен был первым винным критиком в мире. Его работа насчитывает пять сортов вин и содержит не только европейские, но и азиатские, африканские и американские напитки, которые практически неизвестны. Антония Аделаида Феррейра, известная как Феррейринья, была великой дамой португальского вина. Когда она овдовела, она решила инвестировать в свои поместья в Дору, посадить виноградники, приобрести новые фермы, бороться с вредителями, нанимать сотрудников и т.д. он создал империю, но, в первую очередь, помог и в развитии Дору, уважаемый своими делами милосердия и филантропии.

Нынче жажды моей не измерят весы,
В чан с вином окуну я сегодня усы!
Разведусь я с ученостью книжной и с верой,
В жены выберу дочь виноградной лозы.

Пей с достойным, который тебя не глупей.
Или пей с луноликой любимой своей.
Никому не рассказывай, сколько ты вылил.
Пей с умом. Пей с разбором. Умеренно пей.

Омар Хайям про Вино: Стихи о вине Омара Хайма:

Первый Брут родился, но у них было около 30 граммов сахара, что в два раза больше, чем сегодня. До тех пор это было сладкое вино без какого-либо престижа. В то время Маркес Фальлети Бароло нанял французского винодела Луи Оударта, чтобы изменить это. Он помог превратить Бароло в сухой напиток, который может стать старым годами, в стиле Бордо.

До филлоксеры европейским виноградникам уже угрожала другая чума, которая была разрушительной виноградарством пейзажей. Несмотря на то, что это продолжалось мало, у него действительно было отличное подспорье, в пользу Каберне Совиньона в ущерб Мерло в этом регионе.

Пью вино, ибо скоро в могиле сгнию.
Пью вино, потому что не верю вранью
Ни о вечных мучениях в жизни загробной,
Ни о вечном блаженстве на травке в раю.

Я сказал: "Виночерпий сродни палачу.
В чашах - кровь. Кровопийцею быть не хочу!"
Мудрый мой собутыльник воскликнул: "Ты шутишь!"
Я налил и ответил: "Конечно, шучу!"

Хочешь - пей, но рассудка спьяна не теряй,
Чувства меры спьяна, старина, не теряй,
Берегись оскорбить благородного спьяну,
Дружбы мудрых за чашей вина не теряй.

Я несчастен и мерзок себе, сознаюсь.
Но не хнычу и кары небес не боюсь.
Каждый божеский день, умирая с похмелья,
Чашу полную требую, а не молюсь!

Пить вино хорошо, если в сердце весна,
Если гурия рядом, нежна и страстна.
В этом призрачном мире, где тлен и руины,
Для забвенья заветная чаша дана.

Пью не ради того, чтоб ханже насолить
Или сердце, не мудрствуя, развеселить, -
Мне хоть раз бы вздохнуть глубоко и свободно,
А для этого надобно память залить.

К черту пост и молитву, мечеть и муллу!
Воздадим полной чашей аллаху хвалу.
Наша плоть в бесконечных своих превращеньях
То в кувшин превращается, то в пиалу.

Пусть хрустальный бокал и осадок на дне
Возвещают о дне наступающем мне.
Горьким это вино иногда называют,
Если так - значит,
истина скрыта в вине!




...............................................................

Гияс ад-дин Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури - вот как его звали. Он был математиком, врачом, астрономом и философом. Сам себя он сравнивал с цикадой - насекомым, которое обладает четырьмя талантами: «Бегает, но небыстро; летает, но невысоко; копает - но неглубоко; плавает, но недолго. Лучше всего найти един­ственную свою способность и развить ее до совершенства». На самом деле свою «единственную» способность Омар развил задолго до того, просто вряд ли держал ее за таковую. Омар достиг высокого мастер­ства в создании кратких четырехстрочных тостов - рубаи, в безделицах, которые он сам даже почти не записывал никогда, это делали его собеседники.

Цитаты

Виночерпий, бездонный кувшин приготовь!
Пусть без устали хлещет из горлышка кровь.
Эта влага мне стала единственным другом,
Ибо все изменили - и друг, и любовь.

Вино не только друг, вино - мудрец:
С ним разногласьям, ересям - конец!
Вино – алхимик: превращает разом
В пыль золотую жизненный свинец.

Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено.

Перевод О. Румера и Г. Плисецкого


В 26 лет молодой ученый получил место советника при дворе исфаханского правителя Малик-шаха. Исследователи считают, что многие рубаи были написаны поэтом, чтобы потрафить вкусам царя. Самого ученого, как всякого нормального интеллигента, больше интересовали темы жизни, смерти и бессмысленности мироздания. Царь же был охоч до винопития и женолюбив до чрезвычайности, и поэтому Хайям был вынужден регулярно воспевать прелесть пьяных поцелуев на лужайках. Двадцать лет участия в регулярных царевых попойках не подорвали ни здоровье, ни великолепные умственные способности ученого, но привели к другим неприятным последствиям.


Подлость судьбы распорядилась так, что после смерти Малика Хайям имел всеперсидскую репутацию пьяницы и бабника - все благодаря своим замечательным четверостишиям. К власти же пришли фанатичные поклонники чистого ислама. Хайяму пришлось даже выбираться в опасное и долгое путешествие - совершать хадж в Мекку: этим показательно богоугодным делом он пытался спастись от нападок ревнителей благочестия. Враги Хайяма и его веселых четверостиший не осмелились все же уничтожить ученого и поэта, который пользовался почтением не только в Персии, но и далеко за ее пределами: ему позволено было тихо дожить в его родном Нишапуре до глубокой старости.


Гений против употребления

Май 1048 В семье немолодого хорасанского ремесленника Ибрагима Хайяма, продавца шатров и палаток, родился первый и единственный ребенок - сын Омар.

1060 Благодаря стараниям отца, скопившего несколько тысяч динаров на обучение единственного сына, Омар поступает в Нишапурское медресе - одно из лучших аристократических учебных заведений той эпохи.

1070 Учеба в Самарканде и посещение литературно-научных кружков-диспутов. Во время этих бесед на стол нередко подается вино, ибо Пророк, сказав «Первая капля вина губит человека», ничего про вторую и третью каплю не говорил. Поэтому, опустив палец в чашу и стряхнув каплю на пол, можно было пить веселый напиток спокойно.

1074–1076 Управляет исфаханской обсерваторией. Становится близким другом царя и вынужденным постоянным его собутыльником.

1077–1092 Пишет знаменитый геометрический трактат «Об истолковании трудных положений Евклида». За эти годы им написано несколько сотен ставших бессмертными рубаи, многие из которых воспевают вино как напиток блаженства.

1093–1100 Клерикалы обвиняют Хайама в растлении мусульман и воспевании страшных пороков пьянства и разврата. Он вынужден потратить несколько лет на совершение хаджа - покаянной поездки в Мекку.

1101–1123 Живет в Нишапуре, практически в полном уединении, лишь изредка соглашаясь встретиться с учеными, приезжающими в Нишапур ради встречи со знаменитым мудрецом.

поиск по сайту

Хайям и вино

В следующем тексте я НЕ утверждаю, что Омар Хайям был алкоголиком. Как говорят специалисты, «данные для диагностики не достоверны». Рубаи - не анкета, не отчет о самочувствии, рубаи - это сложное творение, в котором есть грань явная - для профанов, грань философская, тайная - для посвященных, грань эстетическая - для тех, кому это доступно, и психологическая грань, трудность жизни человека просвещенного, свободно мыслящего в мире религиозной нетерпимости, и еще бог весть какие грани. Символизм хайямовских стихов не доступен современному человеку без особой подготовки, и я не берусь рассуждать о том истинном послании, которое содержится в них, о том, что было тайной и для подавляющего большинства его современников (иначе он прожил бы очень недолго - до первого доноса).

Может быть, это была его игра: вот, читайте, я не суфи, я пьяница? Дурак не поймет, знающий не скажет? Ведь в текстах его сквозит ирония по отношению к учености и неуемный восторг в отношении вина, но на самом-то деле Хайям отдавал себя не вину, а науке?

Но как великолепно рубаи освещают суть, течение пристрастия к вину! В чем дело? Может быть в том, что Хайям был сведущ в медицине, и хорошо понимал болезненные состояния? А может быть, стремление к свету, к радости, к истинным чувствам - это исходная точка, из которой люди идут в противоположные стороны: одни - в науку, другие - в творчество, третьи - в пьянство? У меня нет достаточных оснований ставить диагноз «алкогольная зависимость» Хайяму, поскольку его «лирический герой» - это не он сам. Но все же использую его рубаи для того, чтобы показать душевную жизнь алкоголика, психические состояния человека, решившегося на побег в зависимость. А если вы хотите разобраться в том, что скрыто за символами хайямовской поэзии - обратитесь к другим источникам, право, это интересно.

Итак, читаем.

В руках у нас то чаша, то Коран,
То праведность нам ближе, то обман.
Так и живем в подлунном нашем мире
Полугяуров, полумусульман.

Когда я чару взял рукой и выпил светлого вина,
Когда за чарою другой вновь чара выпита до дна,
Огонь горит в моей груди, и как в лучах светла волна,
Я вижу тысячу волшебств, мне вся вселенная видна.

Когда я пью вино - так не вино любя.
Не для, того, чтоб все в беспутстве слить в одно.
А чтоб хоть миг один дышать вовне себя,
Чтоб вне себя побыть - затем я пью вино.
Мир лжив и нелеп, реальность некрасива, мучительна. Выйти из себя, не чувствовать "мерзости будней", окунуться в волшебство. Вино - только средство для этого. Похоже, что в реальности Хайям прибегал не к вину, а к совсем другим средствам, и находил волшебство в мудрости, медитациях, в науке. Историкам виднее.

Беспечно не пил никогда я чистого вина,
Пока мне чаша горьких бед была не подана.
И хлеб в солонку не макал, пока не насыщался
Я сердцем собственным своим, сожженным дочерна.
Уйти от себя, от страшного мира. Не принять, не простить, не сделать лучше - а уйти. А куда?

Доколе жизнь свою ты будешь посвящать
Гордыне суетной и самообожанью?
Иль, одержим больным стремлением к познанью,
Причин небытия и бытия искать?

Пей светлое вино! Ту жизнь, что чрез мгновенье Прервать готова смерть, идущая вослед,
Любить иль понимать не стоит. Цели нет!
И лучше жизнь влачить во сне иль в опьяненьи!
Обратите внимание: "жизнь влачить" . Очень ясно: если нет цели, если любить и понимать не стоит - пей вино, что еще остается?

Надменным небесам брось вызов горстью пыли.
И в том, чтобы тебя красавицы любили,
Миг счастия лови, ищи его в вине!
О чем тебе молить и в чем просить прощенья?
Вернулся ль хоть один - один, как исключенье
Из всех, исчезнувших в неведомой стране?
Дева без вина не появляется. У многих зависимых от алкоголя людей секс намертво связывается со спиртным. Им кажется, что без раскрепощающего действия спиртного секс не получится или удастся не так хорошо

Над розами еще проходят облака,
Окутывают их фатой прозрачной тени.
Все жажду сердцем я волшебных опьянений -
Не отходи ко сну; не пробил час пока!
О, пей душа моя! В вине сверкает пламя.
И залит небосвод багряными лучами.

Все жажду я волшебных опьянений... Это так свойственно людям: жаждать волшебных опьянений! Блажен, кто умеет находить опьянения в творчестве, в созерцании, в познании, в любви, в созидании... А если нет? Остается вино.

Назначьте свиданье, друзья!
Когда под землей буду я,
Сойдитесь в условленном месте.
Завету верны моему,
Возрадуйтесь сердцем тому,
Что дружно пируете вместе!
Когда виночерпий младой
К вам с чашей войдет круговой,
Рубины заблещут огнями
В живительном старом вине.
Пусть каждый, вздохнувший по мне,
Пьет в память о бедном Хайяме!

Ну да, я пью вино!..
И кто не слеп умом,
Кто истину, как я, уразумеет,
О, тот поймет, что перед божеством
Поступок мой значенья не имеет.
Аллах от века знал, он знал давным-давно
Что мне, рабу его, придется пить вино!
Его лишь оскорбить я мог бы воздержаньем -
Его предвиденье явилось бы незнаньем...
Пьянство всегда нуждалось, нуждается и будет нуждаться в оправдании. Настоящий смысл этих строк для нас, не умудренных суфийской мудростью, не известен, но явный текст ложится на душу пьющему современнику, как теплое масло.

Ныне в безумстве любви, в безумном, безмерном волненьи
Разум утратили мы - и тонем, горим в опьяненьи,
Служим святыне вина в кумирне заветной своей
Ныне, сейчас, через миг, с восторженно-сладкою дрожью
Прах бытия отряхнув - как дух, вознесемся к подножью
Трона, где вечность царит в сияньи нетленных лучей...
Пьянство - добровольное сумасшествие. Рассудок зовет к обыденности, к "правильному" исполнению функций, которые навязаны нам социумом, обстоятельствами, которые иногда становятся похожи на кандалы, и которые очень хочется сбросить с себя хоть на время. Кто-то привыкает к такой жизни как к единственно возможной и правильной, кто-то способен позволить себе одолеть рассудок разумом, кто-то заливает рассудок вином

Пусть колесо судьбы мне мира не дает -
Ну что же! Я готов сейчас идти войною!
Пусть доброй славою бессмысленный народ
Меня не наградил - позор зато со мною.
Все прочее - слова!
Вот кубок, и в вине горит рубина пламень - Ведь у непьющего найдется голова,
А у меня найдется - камень...
Где утопить обиду на безумный мир, как не в вине?

Расцвела сегодня пышно
Роза счастья твоего!
Где же чаша? Чаши в руку
Не берешь ты - отчего?
Время - враг наш беспощадный.
Друг мой милый, пей вино.
День отрадный, как сегодня,
Снова встретить - мудрено!
Если радость - надо выпить. Если горе - надо выпить. Если скучно - надо выпить. А когда не надо выпить?

Я целый день вину хвалебный гимн пою.
Веселая лозой обвил я жизнь свою.
О, доблестный ханжа! Будь счастлив убежденьем
Что мудрости самой ты внемлешь порученьям.
Но знай, по крайности, что мудрость, ментор твой,
Ничтожный школьник предо мной!
Ханжи важного вида были востребованы во все времена, во все времена находились люди, которые излагали прописные истины своего времени, как будто сама мудрость глаголет их устами. "Учителя жизни" не сомневаются в своей правоте, шоры на их глазах суживают сектор обзора до узкой щели. Они одинаково смешны и самостоятельно мыслящему человеку, и пьянице, который именно таким способом бежал от скуки перфекционизма.

Подвижники изнемогли от дум.
А тайны те же сушат мудрый ум.
Нам, неучам, - сок винограда свежий,
А им, великим, - высохший изюм!
Кто пьет, тот настоящий. А кто не пьет - тот сухарь, тот не наш.

Вино не только друг. Вино - мудрец:
С ним разнотолкам, ересям - конец!
Вино - алхимик: превращает разом
В пыль золотую жизненный свинец.
Пьяному человеку кажется, что в голову ему приходят умные, светлые мысли. Но если эти мысли записать, они оказывают полной дребеденью.

Как перед светлым, царственным вождем,
Как перед алым, огненным мечом -
Теней и страхов черная зараза -
Орда врагов, бежит перед вином!
Такой вот способ лечения от страхов. Если человек прибегает к алкоголю как к способу лечения страхов, алкоголизм развивается очень быстро.

В словах Корана многое умно,
Но учит той же мудрости вино.
На каждом кубке - жизненная пропись:
Прильни устами - и увидишь дно!

Все царства мира - за стакан вина!
Всю мудрость книг - за остроту вина!
Все почести - за блеск и бархат винный!
Всю музыку - за бульканье вина!
Как говорят сейчас, "трубы горят". По-научному, "похмельный синдром". В системе ценностей зависимого алкоголь выдвигается не первое место, и поведение зависимого диктуется этой псевдоценностью.

Мускатного и алого, как кровь.
Залей пожар, бессонный, затаенный,
И в струнный шелк запутай душу вновь.

Что в темноте я не согласен жить!
А блеск вина и взор лукавый милой -
Вот два блестящих повода, чтоб пить!

Мне говорят: Хайям, не пей вина!
А как же быть? Лишь пьяному слышна
Речь гиацинта нежная тюльпану,
Которой мне не говорит она!
Трезвого сковывает страх, обида, горечь. Пьяный, он раскрепощается, он творит. В конце концов, зависимый не способен к творчеству в трезвом состоянии, и в пьяном тоже. Интересно, что, если учитывать символику Хайяма, то значение этих строф умножается на минус единицу.

Я снова молод. Алое вино,
Дай радости душе! А заодно
Дай горечи и терпкой, и душистой...
Жизнь - горькое и пьяное вино!
Жизнь дает множество возможностей опьянеть без вина: любовь, творчество, природа. Голова может кружиться от близости любимой женщины, блаженство охватить от лесного озера. Но зависимый теряет эту способность. Поначалу без вина, а потом и с вином.

Сковал нам руки темный обруч дней -
Дней без вина, без помыслов о ней...
Скупое время и за них взимает
Всю цену полных, настоящих дней!
У каждого бывают упадка, неудач, одиночества. Но у Хайяма "без помыслов о ней" равно "без вина". Вино заняло одно из центральных мест в системе ценностей. По частоте упоминаний можно подумать, что центральное.

Пустое счастье - выскочка, не друг!
Вот с молодым вином - я старый друг!
Люблю погладить благородный кубок:
В нем кровь кипит. В нем чувствуется друг.
Один участник лечебной группы алкоголиков как-то сравнил алкоголь с "другом", который втерся в доверие, а потом постепенно отбирает все: благосостояние, семью, разум, саму жизнь. Такой вот "друг"

Жил пьяница. Вина кувшинов семь
В него влезало. Так казалось всем.
И сам он был - пустой кувшин из глины...
На днях разбился... Вдребезги! Совсем!
Без комментариев!

Я стар. Любовь моя к тебе - дурман.
С утра вином из фиников я пьян.
Где роза дней? Ощипана жестоко.
Унижен я любовью, жизнью пьян!
Депрессия, одиночество, утрата настоящего чувства - расплата за пьянство.

Что жизни караван! Он прочь уходит.
Нам счастья удержать невмочь - уходит.
О нас ты не печалься, виночерпий,
Скорей наполни чашу - ночь уходит.
Психологически это так понятно! Все уходит, выпьем же...

Рай здесь нашел, за чашею вина, я
Средь роз, близ милой от любви сгорая.
Что слушать толки нам про ад и рай!
Кто видел ад? Вернулся кто из рая?
Алкоголь дает возможность быть "здесь и сейчас". Счастлив тот, кто умеет в трезвом уме полностью погрузиться в текущий момент, насладиться им абсолютно, забыть про условности, "просто быть". А если не умеешь - приходится пить.

Как знать, подруга, что нас завтра ждет?
В ночь лунную забудем день забот!
Испей вина со мной. Луна вот так же
Взойдет, а нас с тобою не найдет.

Без доброго вина я жить не в силах,
Груз тела без вина влачить не в силах.
О дивный миг, когда протянут чашу:
Еще одну - а я схватить не в силах. Классический, мучительный симптом тяжелого алкоголизма: нет покоя, нет удовольствия в состоянии трезвости.

Вина не пьющий, воздержись хотя б
Кичиться силой перед тем, кто слаб.
Не лицемерь, ты в сотне дел повинен,
Пред коими вино - лишь малый раб.
В стихах столь великого поэта, как Хайям, нет случайных слов. И в этой рубаи он связывает винопитие и слабость. В мире Хайяма хозяевами себя чувствуют обожравшиеся. Они создают мир чудовищный, преступный, бесчеловечный. Что-то слышится родное?

Не избежать конца пути земного,
Вели же принести вина хмельного!
Простак, ведь ты не золото, - тебя,
Раз закопав, не откопают снова.
Хоть всюду обесславлен им, с вином
До смерти не расстанусь нипочем!
Дивлюсь виноторговцам: распродавши
Вино, что купят лучшее потом?

Пейте смело, друзья!
В час веселых утех
Усладят нас свирель, гимны зелью и смех,
Что ж до Судного дня, - он, похоже, не завтра.
Может быть, позабудут наш маленький грех?.
. Выпить вина - не велик грех. Потерять из-за водки разум и душу - другое дело.

Глоток рубина, и я вновь воспряну, виночерпий.
Уйми огонь и дай припасть к фонтану, виночерпий..
. Пока мой разум, давний враг, души сжимает ворот,
Я чаше верной изменять не стану, виночерпий!
Ум с сердцем не в ладу, внутренний конфликт. Невроз. Огонь сжигает изнутри. Что делать? Можно разобраться с собой, можно найти примирение между душой и разумом, можно понять смысл происходящего. А можно - напиться. Но есть подозрение, что не только неврозом вызван этот огонь, но и абстинентным синдромом. Невроз не так легко залечивается вином, как похмелье.

Хочу пурпурного вина, как яда, виночерпий!
Печальна жизнь.
В каких краях отрада, виночерпий?
Забыть во хмелю себя и мир, испить забвенья чашу,
А больше, верь, мне ничего не надо, виночерпий...
Красноречиво. Выпить яда и забыться. Маленькая смерть. Это не игривая апологетика вина - это трагедия.

Коль дана тебе сила день чашей встречать,
Ни минуты не должен твой кравчий скучать!
Знай, на каждом из нас лишь несчастья печать,
Дело рока - губить, а вина - выручать.
(С маленькой поправкой: "выручать" должно быть закавычено)

Веселись, чтоб потом о судьбе не грустить,
Рок легко оборвет твою тонкую нить...
Пей вино и забудь о превратностях мира, -
Пусть тревожится тот, кому вечно в нем жить!
Мы в месяц строгого поста вино хмельное пьем.
Пусть от грехов горчит оно - мы и такое пьем!
Аллах, прости кощунство нам - не делай горьким лал.
Кто, как не ты, вина творец? А мы запоем пьем!
Похмелье и запой. Это не и протест против святош, и болезнь. Как говорят сегодня, "да пошли вы все!"

Родник живительный сокрыт в бутоне губ твоих,
Чужая чаша пусть вовек не тронет губ твоих...
Кувшин, что след от них хранит, я осушу до дна.
Вино все может заменить...
Все, кроме губ твоих!
Как показывает практика, в последней стадии алкоголизма, в стадии слабоумия - и "губы твои" заменяет спиртное.

Свежесть утра дана, чтобы жизнь пробудить!
Значит, надо с вином и с возлюбленной быть,
Чтоб любимая нежным кокетством пленила,
А вино злой тоски разорвало бы нить.
Неужели разорвать "злой тоски нить" можно только вином. Увы, любви для этого мало.

Ты вино со своею возлюбленной пей;
Или опий прими - змея скорби убей.
Пью я жадно вино и живу в наслажденье, -
Ты не пьешь? Ну, так рот хоть землею набей!

От жестокости неба, от козней земли,
Где обитель свою негодяи нашли,
Лик мой полон слезами, как винная чаша,
В крови сердца печали приют обрели...
Встань, веселым сердцам справедливость дадим,
К винопитию утра мы их приобщим! -
Разорвем свое платье, как делают розы,
Жизнь, как их лепестки, воле ветра вручим.

Мир устроен так, чтобы служить негодяям, мир полон страданий и нелепостей. Это наш, современный мотив: спастись от безумия мира в безумии пьянства.

Полоумный от чаши - названье мое,
Поклоненье вину есть призванье мое.
Я - душа всех собратьев питейного дома,
Образ мира, как есть, - содержанье мое!
Вся жизнь сосредотачивается в вине; образ мира профильтрован через вино.

Дом питейный как грех запретил шариат
Но греховен не дом - человек виноват.
Глаз дурной порождает дурные деянья.

Как любят говорить: "до чего довела водка"! Не водка виновата, человек. Те, кто удерживает мир в состоянии безумия ради корысти, те, кто идут на поводу у них, не желая думать самостоятельно, те, кто выбрал дурной путь противостояния эту безумию

Повторю: если бы не знать, что слова Хайяма содержат неявный, секретный смысл, то его следовало бы принять за зависимого. Я не ставлю диагноз на столь шатком основании. Да диагноз, в общем, не имеет значения. Так же точно, как не важно, страдал ли он сахарным диабетом или близорукостью. Но общедоступный, профанский смысл его слов - это то, что мог бы сказать любой "принципиальный" алкоголик, да и многие из алкоголиков попроще. Так что попробуйте с помощью этих стихов посмотреть на пьянство "изнутри".

Много ссылок на материалы по жизни и творчеству Омара Хайяма можно найти

Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне -
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнется и мне!

Рубаи Омара Хайяма

Ах, сколько, сколько раз, вставая ото сна,
Я обещал, что впредь не буду пить вина,
Но нынче, господи, я не даю зарока:
Могу ли я не пить, когда пришла весна?

Рубаи Омара Хайяма

Без меня собираясь в застолье хмельном,
Продолжайте блистать красотой и умом.
Когда чашу наполнит вином виночерпий
Помяните ушедших чистым вином!

Рубаи Омара Хайяма

Беспечно не пил никогда я чистого вина,
Пока мне чаша горьких бед была не подана.
И хлеб в солонку не макал, пока не насыщался
Я сердцем собственным своим, сожженным дочерна.

Рубаи Омара Хайяма

Благоговейно чтят везде стихи корана,
Но как читают их? Не часто и не рьяно.
Тебя ж, сверкающий вдоль края кубка стих,
Читают вечером, и днем, и утром рано.

Рубаи Омара Хайяма

Бокала полного веселый вид мне люб,
Звук арф, что жалобно при том звенит, мне люб,
Ханжа, которому чужда отрада хмеля, -
Когда он за сто верст, горами скрыт, - мне люб.

Рубаи Омара Хайяма

Буду пьянствовать я до конца своих дней,
Чтоб разило вином из могилы моей.
Чтобы пьяный, пришедший ко мне на могилу,
Стал от винного запаха вдвое пьяней!

Рубаи Омара Хайяма

В бокалы влей вина и песню затяни нам,
Свой голос примешав к стенаньям соловьиным!
Без песни пить нельзя, - ведь иначе вино
Нам разливалось бы без бульканья кувшином.