Готовим в мультиварке

Правила поведения в кафе и ресторане. Приходя в гости, помните, что вы гость

Правила поведения в кафе и ресторане. Приходя в гости, помните, что вы гость

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твой небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

Стихотворение обращено к Анне Керн, которую Пушкин встретил задолго до своего вынужденного затворничества в Санкт-Петербурге в 1819 году. Она произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн увиделись только в 1825 году, когда она гостила в имении своей тётки Прасковьи Осиповой; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его знакомой. Считается, что новая встреча вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения.

Главная тема стихотворения - любовь. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, в который были созданы художественные произведения, проникнутые ощущениями неподдельного пессимизма («Демон», «Свободы сеятель пустынный»), подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, обусловленное явлением божественного образа музы, которая приносит с собой прежнюю радость творчества и созидания, которая открывается автору в новом ракурсе. Именно в момент духовного пробуждения лирический герой вновь встречает героиню: «Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты…».

Образ героини существенно обобщён и максимально поэтизирован; он значительно отличается от того образа, который предстаёт на страницах пушкинских писем в Ригу и друзьям, созданных в период вынужденного времяпровождения в Михайловском. Вместе с тем неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление «гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Керн. На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году.

Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить. В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта - его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл. Жанр – послание.

К ***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновение». Слушать стихотворение.
Вот как читает это стихотворение Юрий Соломин.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье» примыкает к плеяде уникальных работ в творчестве Пушкина. В этом любовном послании поэт воспевает нежную симпатию, женскую красоту, преданность юношеским идеалам.

Кому посвящено стихотворение?

Посвящает он произведение великолепной Анне Керн – девушке, заставившей его сердце биться вдвое сильнее.

История создания и композиция стихотворения

Несмотря на небольшой размер стихотворения «Я помню чудное мгновенье», в него заложено несколько этапов из жизни лирического героя. Емкое, но такое пылкое, оно раскрывает душевное состояние Александра Сергеевича в самые непростые для него времена.

Встретившись с «мимолетным виденьем» впервые, поэт потерял голову как юнец. Но его влюбленность осталась безответной, потому что прекрасная девушка была замужем. Тем не менее, Пушкин разглядел в объекте воздыхания чистоту, искренность и доброту. Свою робкую любовь к Анне ему пришлось запрятать глубоко, однако именно это светлое и девственное чувство стало его спасением в дни ссылок.

Когда поэт пребывал в южной ссылке и в изгнании в Михайловском за вольнодумие и смелость идей, он постепенно начал забывать «милые черты» и «нежный голос», которые поддерживали его в одиночестве. Отрешенность заполонила ум и мировосприятие: Пушкин признается, что не может, как прежде, ощущать вкус жизни, плакать, любить, и лишь испытывает скорбную боль.

Дни проходят скучно и уныло, безрадостное существование жестоко отнимает самое ценное желание – вновь любить и получать взаимность. Но эта блеклая пора помогла узнику повзрослеть, расстаться с иллюзиями, посмотреть на «прежние мечты» трезвым взглядом, научиться терпению и стать сильным назло всем невзгодам.

Неожиданное прозрение открывает новую главу для Пушкина. Он снова встречается с удивительной музой, а его чувства воспламеняются осознанной привязанностью. Образ Анны очень долго преследовал талантливого литератора в минуты угасающей надежды, воскрешал в нем силу духа, обещая сладостное упоение. Теперь же любовь поэта смешивается с человеческой благодарностью к девушке, вернувшей ему улыбку, славу и востребованность в высших кругах.

Интересно, что «Я помню чудное мгновенье» – это лирическое произведение, которое со временем приобрело обобщенный характер. В нем стираются конкретные личности, а образ любимой рассматривается с философской точки зрения, как эталон женственности и красоты.

Эпитеты, метафоры, сравнения

В послании автор применяет усиливающие эффекты стихотворства. Художественные средства мастерки вкраплены в каждую строфу. Читатели найдут яркие и живые примеры эпитетов – «чудное мгновенье», «небесные черты», «мимолетное виденье». Точно подобранные слова раскрывают характер описываемой героини, рисуют в воображении ее божественный портрет, а также помогают понять, в какой обстановке на Пушкина снизошла великая сила любви.

Ослепленный наивными мечтами поэт, наконец, прозревает и сравнивает это состояние с бурями мятежных порывов, которые хлестко срывают с глаз пелену. В одной метафоре ему удается охарактеризовать весь катарсис и перерождение.

Между тем, русский классик сравнивает своего ангела с «гением чистой красоты» и продолжает поклоняться ему уже после возвращения из ссылки. Он пересекается с Анной так же внезапно, как и в первый раз, но этот момент насыщен уже не юношеской любовью, где вдохновенье слепо следует за чувствами, а умудренной зрелостью.

В самом конце стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Александр Сергеевич возвеличивает симпатию мужчины к женщине и подчеркивает важность платонической любви, дарящей людям возможность переосмыслить прошлое и принять будущее, в котором мирно сосуществуют «и жизнь, и слезы, и любовь».

Я помню чудное мгновенье (М. Глинка / А. Пушкин) Романсслушать. Исполняет Дмитрий Хворостовский.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.

Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.

Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.

Подружки

Те, что помоложе, — нарядные, ярко накрашенные, очень надеются, что самый симпатичный парень в баре подойдет именно к ним. Ну или в крайнем случае, что хоть кто-то оплатит их коктейли. Обычно план рушится уже после второго бокала — подружки напиваются, начинают шумно обсуждать бывших, хохотать и перестают представлять интерес для противоположного пола.

Те, что постарше, собираются за большими столами в пабах, много едят и пьют, злословят на тему мужей и детей. Полагают, что выглядят как героини «Секса в большом городе», хотя гораздо больше смахивают на Надюху из «Любви и голубей».

Мыслители

Обитают в самых захудалых заведениях с пластиковыми цветами на столах и гранеными стаканами. Заняты интеллектуальной, но малооплачиваемой деятельностью, из-за чего постоянно ощущают трагичность бытия. Узнать их можно по потрепанным свитерам, очкам, залысинам и сероватому цвету лица. Предпочитают простые продукты вроде водки и огурцов. Когда напиваются, шумно ругают победителя последнего «Букера», обсуждают, какие все вокруг идиоты, к концу вечера кричат что-то вроде: «Вот им грант выделили! А мы чо? Хуже что ли?»

Заводилы

Молодые взбудораженные люди, чаще всего студенты, которых можно опознать по крикам «а давай еще по одной!». Обычно заводила в компании один — большее количество выдержать довольно сложно психологически. Мечутся от бара к своему столу, подливают всем вино в бокалы. Прикрываются желанием поддерживать веселье в компании, но на самом деле просто хотят напиться больше всех. Пугают окружающих своей бойкостью, за вечер успевают познакомиться со всеми посетителями заведения, но уходят все равно в одиночестве.

Непьющие

Приходят в бар за компанию. Не пьют, потому что им просто больше нравится быть трезвыми и хорошо себя чувствовать по утрам. Выглядят на порядок свежее окружающих. Половину вечера выслушивают, что они просто никогда не пили правильно, и «сейчас я тебя научу». Потом долго отвечают на вопросы о возможных проблемах со здоровьем. Ближе к полуночи с безысходностью на лице наблюдают за поглупевшими друзьями и пытаются уберечь их от вылазок на барные стойки и сомнительных знакомств, за что вечером их все ненавидят, а наутро благодарят. Каждый раз думают, что больше в бары — ни ногой.

«Мне очень грустно!»

Приходят в бар заливать горе, на удивление хорошо выглядят. Обычно расставание с девушкой или неурядицы на работе быстро становятся оправданием безудержного пьянства. Слишком весело кричат: «Бармен, я в печали!» через весь зал, слегка манерничая перед друзьями. С удовольствием рассказывают всем желающим о своих проблемах, каждый раз приукрашивая историю новыми шутками и подробностями.

Завсегдатаи

Люди, для которых этот бар — «третье место». Приходят сюда каждый день, называют официантов по имени, заказывают «как обычно», не проявляют никакого интереса к рядовым посетителям. Сидят по одному на негласно зарезервированных местах, занимаются своими делами. Изредка поднимают голову, чтобы обменяться никому, кроме них, не понятными шутками с другими завсегдатаями. За стенами бара друг с другом никогда не встречаются, потому что, как правило, принадлежат к полярным слоям общества.

Питерские

Ходят в бары чаще, чем москвичи, потому что на их родине это основное занятие любого уважающего себя человека. Сетуют на дороговизну алкоголя, жалуются, что «это, конечно, совсем не то», обсуждают ближайшую поездку в Петербург. Выглядят потрепанно, смотрят вокруг с пренебрежением и легкой печалью.

Травильщики баек

Группа мужчин среднего возраста с пивом и лоснящимися барными закусками вроде луковых колец и чесночных гренок. Такой компанией они собираются раз в неделю уже много лет, однако каждый раз им есть что друг другу рассказать. В перерывах между речами громко смеются, хотя для стороннего наблюдателя все их истории выглядят как страница с анекдотами из журнала «Тещин язык».

Те, кому завтра на работу

После каждой рюмки как заклинание приговаривают «ой, я завтра не встану». После третьей начинают рассказывать о своей удали с неприкрытой гордостью: «Нет, ну вы представляете, а мне ведь еще завтра на работу!» К полуночи удаль рассеивается, и герои уезжают домой спать.

Экспаты

Очень много пьют, чем, как им кажется, отдают дань русским традициям. В отличие от русских, ходят в бары вне зависимости от возраста: в экспатских компаниях можно встретить и удивительно хорошо сохранившуюся седовласую даму, и спокойно себя чувствующего среди взрослых ребенка. Стараются дружелюбно поддерживать диалог с русскими, которым после большого количества алкоголя начинает казаться, что они отлично говорят по-английски.

Мобильные

Симпатичные ухоженные молодые люди, собирающиеся вместе, чтобы сидеть в телефонах. Изредка делают селфи в духе «посмотрите, как мы весело отдыхаем». В качестве коммуникации показывают друг другу смешные видео.

Пары

Юные влюбленные, почти наверняка начавшие отношения два дня назад. Чем больше выпивают, тем развязнее целуются. После второй бутылки вина шумно ругаются, после третьей целуются настолько активно, что их просят уйти.

Любители музыки

Молодые люди, считающие себя меломанами. Услышав едва знакомую мелодию, заявляют, что это их любимая песня, начинают подпевать и подпрыгивать на стуле. Старательно не замечают, что их сидячие танцы смущают окружающих.

Безнадежный романтик

Непривлекательный парень около 25-ти. Приходит с другом, выбирает жертву, долго решается к ней подойти. После того, как его отшивают, говорит о любви, жизненной несправедливости и своем разбитом сердце. На следующий день восстанавливается от душевных травм и идет предпринимать новую попытку найти любовь всей жизни — или хотя бы на неделю.

Человек с ноутбуком

Сосредоточенно работает, стараясь не обращать внимания на гремящую музыку и беснующуюся толпу. Раздражается, когда его пытаются вовлечь во всеобщее веселье. Почему эти люди не выбирают для работы место потише — загадка.