Как приготовить

Придворный поставщик. Поставщики Императорского двора. Чайный стол. Из полицейской хроники

Придворный поставщик. Поставщики Императорского двора. Чайный стол. Из полицейской хроники

13 марта 2017 года в Доме Российского исторического общества состоится открытие выставки «Поставщики Двора Его Императорского Величества», повествующей о судьбе выдающихся представителей дореволюционного кондитерского и винного производств. Победители международных выставок - товарищество «Братья Елисеевы», общество «Бекман и Ко», кондитерская «Жорж Борман» и другие легендарные отечественные бренды рубежа XIX-XX веков будут представлены многочисленными экспонатами и обширным фотографическим материалом из фондов «Абрау-Дюрсо» и коллекции Музея истории русского шоколада - «М.И.Р. шоколада», Музея истории русской водки - «М.И.Р. водки».

Мероприятие организовано в рамках совместного проекта Российского исторического общества и общероссийской общественной организации «Деловая Россия» при поддержке фонда «История Отечества» и Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Часть экспозиции выставки посвящена самым значимым мастерам кондитерского дела: А. И. Абрикосову - основателю знаменитой кондитерской фабрики «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), Жоржу Борману - основателю кондитерской компании и торговой марки своего имени, Фердинанду Теодору фон Эйнему - основателю «Товарищества Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»), Торговому дому «А. Сиу и К» (ныне фабрика «Большевик»).

Во второй половине XIX века кондитерское производство в России росло и развивалось быстрыми темпами. По всей стране возникали мелкие и крупные товарищества и артели по производству шоколада, конфет, карамели, леденцов и других всевозможных сладостей. Конкурентная борьба способствовала расширению ассортимента продукции, повышению качества товаров, созданию интересной и яркой рекламы, которой часто являлась сама упаковка продукта. Настоящим шоколадным королем Российской Империи был Алексей Иванович Абрикосов, выходец из купеческой семьи. В 1849 году Алексей Иванович занялся собственным кондитерским предприятием, которое постоянно расширялось, превратившись к концу XIX века в крупнейшее кондитерское предприятие России, Поставщика Двора Его Императорского Высочества. Он был не только самым крупным производителем кондитерских изделий, но и активным общественным деятелем: за свои выдающиеся заслуги был удостоен Высочайших наград: от Золотой медали на Аннинской ленте до Ордена Св. Владимира третьей степени включительно и чина Действительного Статского Советника. Другой известный владелец кондитерской компании - Григорий Николаевич Борман, основатель кондитерской торговой марки «Жорж Борман», купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга. Его деятельность началась в 1866 с покупкой у немецкого кондитера Генриха Пфейфера шоколадной фабрики на Английском проспекте. С 1876 года Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения Государственного герба на своей продукции.

Вторая часть экспозиции отведена мастерам винного дела дореволюционной России, как прославленным, так и незаслуженно забытым. Среди них: торговое товарищество «Братья Елисеевы», товарищество «Н.Л. Шустов с Сыновьями», водочный завод «Бекман и Ко», водочный завод «Келлер и Ко», компания «Heidsieck&Co» и некоторые другие. Особый интерес среди экспонатов представляют подлинные напитки для императоров и великих князей, ставшие бесценными свидетельствами большого искусства в производстве отечественных вино-водочных изделий. Отдельно в рамках экспозиции представлена история возрождения знаменитого производителя шампанских вин «Абрау-Дюрсо».

История отечественного производства высококлассных напитков имеет немало славных страниц. В 1892 году в Париже на Всемирной выставке за выдержку французских вин Елисеевы получили высшую награду, и на всех последующих международных выставках французские вина из коллекции торгового дома «Братья Елисеевы» принимались только вне конкурса - было признано, что равных им по уровню и ассортименту нет. Уже в 1900 году на грандиозной выставке, которую посетило более 50 миллионов человек, в том числе представители монарших семей, мировой сенсацией стала экспонировавшаяся вне конкурса коллекция лучших французских вин «RetourdeRussie», представленная торговым домом «Братьев Елисеевых», за которую Григорий Елисеев был награжден Орденом Почетного Легиона. Другая примечательная победа русского производителя - Гран-при товарищества «Н.Л. Шустов с сыновьями» за коньяк «Фин-Шампань отборный». Жюри проводили дегустацию вслепую и присудили победу образцу, который оказался российским. Так продукт получил известность во всем мире. Для продвижения напитка в России предприниматель пошёл на хитрость: подкупленные молодые франты, которые требовали в лучших заведениях подать «коньяк от Шустова», возмущенно покидали заведение в случае, если этого напитка не оказывалось, тем самым вынуждая владельцев ресторанов закупать именно его.

Об этих и других ярких и занимательных эпизодах из истории деятельности поставщиков Двора Его Императорского Величества будет рассказано на выставке. Вход на выставку осуществляется по билетам. У Вас есть уникальная возможность совместить посещение временной тематической экспозиции с обзорным туром по усадьбе и Дому Российского Исторического Общества, включая Александровский, Охотничий, Стрелецкий залы.

Как посетить выставку?

Выставка проходит в Доме Российского исторического общества по адресу: Москва, ул. Воронцово поле 13с1

Даты проведения:

16.03.2017 - 17.04.2017

Режим работы выставки:

Вторник, Четверг: Группа I 17:00 - 18:00, Группа II 19:00 - 20:00. Суббота: Группа I 12:00 - 13:00, Группа II 14:00 - 15:00

Билеты:

Стоимость билета 150 рублей. Предварительная электронная регистрация

Дети до 12 лет - бесплатно.

Стать поставщиком товаров для царя было непросто. Кандидату нужно было за 8 лет "испытательного срока" доказать достоинство своего товара. Многие бренды стали знаменитым благодаря тому, что их качество оценил император и его семья.

Звание придворного «Поставщика» и форма знака были введены в начале царствования императора Александра II в 1856 году. С 1862 года избранным фабрикантам, художникам и ремесленникам разрешается употреблять государственный герб на своих вывесках и изделиях.

Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей

Это одно из старейших московских предприятий, сейчас - кондитерская фабрика им. П.А. Бабаева. В 1804 году бывший крепостной Степан Николаев по прозвищу Оброкосов появился в Москве, где основал кондитерское заведение. Товарищество стало поставщиком Двора Его Императорского Величества в 1899 году. Особое внимание Абрикосов уделял рекламе. Только в 1891 году на нее было потрачено 300 тыс. рублей. Кондитер заполонил своими листовками весь город.

Автомобили Руссо-Балт

К маю 1913 года автопарк Николая II состоял из 29 автомобилей. Среди них были автомобили "Руссо-Балт", качество которых подтверждалось участием в многочисленных ралли.

С 1909 года их начал выпускать Русско-Балтийский вагонный рижский завод. Вскоре "Руссо-Балт" дебютировал в автопробеге Санкт-Петербург - Берлин - Прага - Рим - Неаполь - Везувий. В январе 1912 года специальная спортивная модификация С 24-50, управляемая Андреем Нагелем и Вадимом Михайловым, взяла "Первый приз маршрутов за дальность" и "Первый приз туризма за выносливость" на ралли Монте-Карло, пройдя 3500 км по зимним дорогам.

"Руссо-Балты" славились своей безотказностью, и крупные заказы на них поступали от военного ведомства. Вскоре отдел автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода был назван Поставщиком двора Его Императорского Величества.

Швейные машин Singer

На наш рынок американская компания Singer вышла еще в 1860-е годы через генерального европейского дистрибьютора немца Георга Нейдлингера – с головным складом в Гамбурге и 65 «дилерскими» центрами в России. В 1897 г. было основано акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер». А затем успехи российских продаж побудили руководство Singer задуматься над созданием в России собственного производства.

В 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» (к которому скоро прибавился тогдашний «знак качества» – надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества»). Эти машины не только широко расходились по России, но и экспортировались в Турцию и на Балканы, а также в Персию, Японию и Китай. К началу Первой мировой войны завод ежегодно выпускал 600 млн. машинок. Их продавали напрямую в 3000 фирменных магазинах, а также по системе «товар почтой».
О широте охвата дореволюционного российского рынка говорит один примечательный факт. Один из сыновей знаменитого ювелира Фаберже, Агафон Карлович, был страстным филателистом.

Узнав, что петербургское представительство Singer переезжает по другому адресу, он сообразил, как стать обладателем одной из самых полных в мире коллекций редких земских марок. Фаберже-младший предложил компании бесплатно вывезти ее огромный и вроде бы уже никому не нужный архив, который занимал два железнодорожных вагона. Основу его, как легко догадаться, составляли письма-заказы из российских городов и весей с наклеенными на конверты марками. Позже сын Агафона Олег Фаберже безбедно жил на проценты с заложенной в одном из швейцарских банков коллекции отца, которая в конце концов ушла с аукциона за 2,53 млн. швейцарских франков.

Производитель алкоголя Шустов Н. Л.

Николай Леонтьевич Шустов добивался этого звания в общей сложности 38 лет. Он вошел в историю как создатель русского коньяка высшего качества. За 20 лет службы предприниматель скопил состояние, позволившее ему открыть в 1863 году небольшой водочный завод. В 1880-м он купил участок земли на Большой Садовой, куда перевел свое предприятие.

К концу XIX века ассортимент продукции стал отличаться разнообразием - зубровка, мандариновая наливка, кавказский горный травник, ликеры русских степных трав и крымский. Уникальный взгляд Шустовых на продвижение своей продукции перевернул сознание российского потребительского рынка XIX века.

До него рекламодатели обращались к обществу как просители, Шустов же научил сыновей требовать. Через своих знакомых Николай Леонтьевич нашел нескольких студентов, которые за хорошую плату ходили по кабакам и требовали везде подать именно «шустовскую водку». Студентам разрешалось даже немного подебоширить – на сумму не больше 10 рублей.

Их заработком был процент от заказов, поступивших на фирму от «окученных» ими предприятий общественного питания и пития. Таким образом, за короткое время все московские кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки.

Эйнем сотоварищи

В 1850 году в Москве появился немецкий подданный Теодор Эйнем, который открыл на Арбате мастерскую по изготовлению конфет. Его компаньоном стал Юлий Гейс. Предприниматели неплохо заработали на поставке сиропов и варенья в русскую армию в годы Крымской войны, что позволило им в 1867-м построить фабричное здание на Софийской набережной, напротив Кремля.

В 1878 году, после смерти основателя, фабрика досталась Гейсу, но сохранила название "Эйнем" (ныне "Красный Октябрь"). Предприятие выпускало около 20 видов продукции, особой популярностью пользовались "сладкие корзины" для невест. В 1913 году компания получила титул "Поставщик Двора Его Императорского Величества".

Водочный магнат Смирнов

Особой славой пользовалась компания Петра Арсеньевича Смирнова, который в 1862 году на небольшом водочном заводе на Пятницкой улице приступил к собственному производству алкогольных напитков.
Наибольшую популярность среди потребителей приобрело столовое вино "N 21", а также настойка "нежинская рябина". Эти изделия помогли фирме приобрести право изображения Государственного герба и звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича".

Cтоимость произведенной за год продукции достигала 17-20 млн. рублей. Налог, который поступал в казну с предприятия Смирнова, равнялся половине довоенного бюджета российской армии.

Торговый дом "Братья Елисеевы"

Торговый дом "Братья Елисеевы" был создан в 1857, а в 1874 году он уже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Смелой задумкой Григория Елисеева было создание сети магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин.

Первые крупные "Елисеевские" магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. В московском "Елисеевском" открылось пять отделов: бакалейный, кондитерский, колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара и самый большой фруктовый отдел. Гастроном познакомил жителей столицы с заморскими деликатесами: из Прованса привозилось особое оливковое масло, там продавались французские трюфели, устрицы, кокосовые орехи, бананы.

Помимо заморских продуктов здесь продавались лакомства со всех концов России: окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, лучшая икра. В "Елисеевском" был представлен огромный выбор чая и кофе. "Елисеевский" не был магазином исключительно для состоятельных покупателей, помимо деликатесов здесь можно было приобрести продукты по обычным ценам.

В гастрономе очень строго следили за качеством продукции. Зарплаты сотрудников были очень высокими, но и требования соответствующие. Помимо огромного выбора товаров "Елисеевский" отличался огромным спектром своих производств. Здесь были пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также было налажено производство варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и др.

Дата и время начала: СБ 27 октября, 13:00

К ак конкурировали купцы и промышленники Первопрестольной, расскажут в рамках проекта «Биржа торгов». Узнать прошлое столицы через призму экономики смогут участники проекта «Поставщики Москвы: история в лицах». Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Рынок закупок не существует и никогда не существовал сам по себе. В структуре экономики государства или отдельно взятого региона ему отведена особая роль. Необходимость в поставках товаров и оказании услуг была задолго до принятия Федерального закона № 94 и создания контрактной системы. Историки считают, что такое явление, как государственные закупки существуют на протяжении более трёхсот лет. Знать их историю необходимо, чтобы понимать, как развивалась экономика столицы и кто был её движущей силой. Цикл исторических лекций, который пройдёт в пространстве «Биржа торгов», будет представлять интерес для широкой аудитории – от школьников и студентов до сегодняшних предпринимателей», - сказал Владимир Ефимов.

К участию в проекте в качестве лекторов он пригласил москвоведов и всех, кто интересуется историей столицы и готов делиться своими знаниями. В числе первых на приглашение откликнулись москвоведы объединения «Я покажу тебе Москву», сообщил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Проект является открытым, поэтому в качестве лектора может выступить любой москвовед, чьё выступление соответствует теме проекта и будет представлять интерес для широкой аудитории. Идею взглянуть на прошлое столицы через призму экономики уже поддержали представители объединения «Я покажу тебе Москву». На первой лекции проекта «Поставщики Москвы: история в лицах» можно будет узнать, какой была конкуренция в дореволюционной столице, как на неё можно было влиять, каким был наивысший знак качества и что необходимо было для того, чтобы стать его почётным обладателем» , - сказал Геннадий Дёгтев.

  • как возникло почетное звание Поставщика Двора Его Императорского Величества;
  • кто самые известные поставщики продуктов к императорскому столу;
  • какие знаменитые кондитерские фабрики Москвы поставляли шоколад на завтрак императору;
  • кто придумал сайки с изюмом.

Участие бесплатное , первую лекцию провела Руководитель проекта Светлана Зубакина (Пиховкина) , сайт проекта - http://mos-tender.com/historical

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .