Первое

Самодельная икра красная. Как правильно засолить икру горбуши в домашних условиях. Как засолить лососевую икру

Самодельная икра красная. Как правильно засолить икру горбуши в домашних условиях. Как засолить лососевую икру

Увидев заглавие этой книги - как не вспомнить «Две Дианы», второй из романов Александра Дюма в серии XVI века! Две Дианы… Одна - общеизвестная, другая - известная только специалисту-историку, да и то не каждому. И правда. Диана де Кастро (позднее де Монморанси) в противовес Диане де Пуатье (герцогине де Валентинуа) на первый взгляд представляется персонажем, целиком выдуманным Дюма, благо в романе фантазии - хоть отбавляй. Но это заблуждение. Ибо вторая Диана, «Диана Французская», существовала в действительности, и при этом оказалась в чем-то антиподом «главной» Дианы. Она была побочной дочерью Генриха II, но не от Дианы де Пуатье, как уверяет Дюма, а от случайной связи во время итальянского похода короля. Принятая при дворе и получившая превосходное образование, она вышла вторым браком за сына коннетабля Монморанси, что втянуло ее в политический водоворот эпохи. Здесь она проявила ум и твердость характера, стремясь к умиротворению и сближению конфессиональных партий, в частности сумела удержать своего супруга от участия в кровопролитиях Варфоломеевской ночи. Много сделав для укрепления союза своего брата, Генриха III, с королем Наваррским, будущим Генрихом IV, она имела благотворное влияние на последнего, когда тот стал королем, и даже участвовала в воспитании его сына, будущего Людовика XIII. В целом это была светлая личность (что и постарался на свой лад показать Дюма), в противовес ее знаменитой тезке (которую романист живописал одной черной краской, в чем тоже не слишком ошибся).

Автор книги, лежащей перед нами, о Диане Французской повествует лишь мимоходом, что и понятно; зато портрет своей героини, Дианы де Пуатье, он изобразил во всей полноте, в окружении близких ей лиц и в интерьере эпохи, хотя избежал при этом как черной, так и белой краски, предпочитая им подлинные материалы и свидетельства, почерпнутые из документов XVI века.

Поначалу иному читателю книга может показаться скучноватой - не то что Дюма! И впрямь: перечисление каких-то никому не ведомых феодальных владений, дворянских фамилий, их родословных… Но по мере того как вчитываешься, уже невозможно оторваться - с каждой страницей все отчетливее видишь лес за отдельными деревьями, все отчетливее начинаешь понимать, что автор сумел вскрыть самую суть эпохи и роль в ней главных действующих лиц; мало того, прочитав книгу, постигаешь, что речь идет о выявлении вечных истин, которые действуют и в наши дни с неменьшей силой и последствиями, чем это было в те отдаленные времена! Уж таково уникальное умение автора - из частного строить общее, причем ненавязчиво, убеждая читателя не своими личными оценками, симпатиями и антипатиями, а фактами, только фактами, во всей их неприкрытой обнаженности. Все это, впрочем, неудивительно, ибо автор - великий мастер своего жанра, мастер исторического анализа и синтеза, чувствующий себя в многообразии материалов эпохи, словно рыба в воде.

Имя Ивана Клуласа широко известно во Франции, да и не только там. Доктор исторических наук, архивист-палеограф, член Французской школы в Риме и Дома Веласкеса в Мадриде, лауреат Большой парижской премии 1982 года, он автор многочисленных исследований, публикаций, научных и научно-популярных трудов по проблемам Ренессанса, среди которых особенно близки по материалу предлагаемой ныне книги биографии Генриха II, Екатерины Медичи и выпущенный издательством «Молодая гвардия» прекрасный «роман замков» . Все названные труды маститого историка посвящены XVI веку - эпохе последних Валуа. Что же касается «Дианы де Пуатье», то время, описанное в ней, приходится на переломный этап этой эпохи, когда кончился ее восходящий период и начался нисходящий, что точно уловил и выразил автор. Чтобы это стало ясно и нам, необходимо познакомиться с той исторической ареной, на которой разыгрывалась удивительная эпопея герцогини де Валентинуа и связанных с нею персонажей.

К началу XVI века Франция стала самым значительным из государств Западной Европы. Ее территория была лишь немногим меньше современной, а население насчитывало 15 миллионов человек - втрое больше, чем в Испании, и впятеро - чем в Англии. Хотя Франция по-прежнему оставалась страной аграрной (девять десятых ее населения проживало в деревне), в ней постепенно складывался единый внутренний рынок, формировалась национальная буржуазия, развивались промышленность и торговля, причем в некоторых отраслях производства - выработке шерстяных и шелковых тканей, предметов роскоши, а также в печатном и издательском деле она занимала одну из авангардных позиций в Европе.

Изжив средневековую раздробленность, Франция становилась централизованным национальным государством, а ее глава из феодального сюзерена превратился в абсолютного монарха и отныне заканчивал свои указы стандартной формулой: «…ибо такова есть Наша воля». Воля эта была направлена в первую очередь на удовлетворение интересов того слоя общества, который был основной опорой монархии - французского дворянства. Как и в Средние века, оно занимало господствующее положение в стране, но в структуре его произошли значительные изменения. Если раньше дворяне делились по степени родовитости, то теперь критерием стала близость к трону: от абсолютного монарха зависели и знатность, и богатство, и почет. В соответствии с этим отныне дворянство распадалось на придворное, проводившее время в праздности и развлечениях, и провинциальное, косневшее в своей глуши и безмерно завидовавшее преуспевшим собратьям по сословию. Кроме того, формировалась еще одна категория дворян - «дворяне мантии». В отличие от потомственного дворянства («дворянства шпаги») эти господа, выходцы из самой богатой буржуазии, в качестве сановников и высших чиновников обслуживали монархию, за что и получали личное дворянство.

Материальное положение этих разных групп привилегированной части общества было далеко не одинаковым. Если придворные и сановники благоденствовали в первую очередь за счет государственного пирога, иначе говоря, за счет налогов (которые при абсолютной монархии непрерывно увеличивались), то провинциальные дворяне жили исключительно за счет феодальной ренты (а она со времени Великих географических открытий и «революции цен» неизменно уменьшалась). Поэтому монархии, отражавшей интересы всего господствующего класса, приходилось постоянно искать новый источник средств для удовлетворения рядовых слоев дворянства. Таким источником могла стать только внешняя война, которая, в случае успеха, сулила ограбление незадачливых соседей, а вместе с тем становилась оттоком для провинциальных дворян, превращавшихся в воинов и получавших дополнительный источник доходов. Вследствие этого абсолютная монархия была весьма воинственным государством. Начиная с 1494 года четыре следующих друг за другом короля - Карл VIII (1483–1498), Людовик XII (1498–1515), Франциск I (1515–1547) и Генрих II (1547–1559) увязли в так называемых «Итальянских войнах», принявших общеевропейский характер. Войны эти, тянувшиеся более полустолетия, не дали Франции существенных территориальных приобретений, но обогатили двор и, главное, обеспечили выход недовольству массы провинциальных дворян, решивших свои экономические проблемы за счет ограбления Северной и Средней Италии. Впрочем, не только материальные богатства наводнили в те годы Францию; богатства духовные сыграли неменьшую роль в расцвете страны, обеспечив подлинный «золотой век» Валуа. Знакомство с сокровищами итальянской культуры, привлечение замечательных мастеров - великого Леонардо, Бенвенуто Челлини, Приматиччо, Россо Фьорентино стимулировали французских монархов к покровительству своей, национальной культуре, что вылилось в конечном итоге во французское Возрождение. Его расцвет пришелся на время Франциска I и Генриха II - именно на то время, которое описано в книге Клуласа и на которое пала бурная деятельность герцогини Валентинуа.


Диана де Пуатье (фр. Diane de Poitiers; 3 сентября 1499
(по другим сведениям, 9 января 1500) - 26 апреля 1566)
возлюбленная и официальная фаворитка короля Генриха II Французского.


Почти тринадцать лет она была некоронованной королевой Франции.

Придворные льстецы воспевали эту немолодую уже женщину как идеал добра и красоты. Она действительно была красива и вдобавок властолюбива, мудра и расчетлива. Но все это, как бывает в истории, забылось, осталась только легенда о любви, которая живет до сих пор, спустя много столетий после смерти Дианы де Пуатье, герцогини де Валентинуа.

Роковой поединок

По случаю заключения мира с Испанией король Генрих II решил устроить рыцарский турнир и лично поучаствовать в нем. Для этого на узкой улице разобрали мостовую и построили трибуны для знатных болельщиков. Теперь они пестрели нарядами придворных и золочеными платьями дам, а за канатами ограждения колыхалась серая масса простонародья. В толпе тревожно перешептывались, недоумевая, зачем королю понадобилось возрождать полузабытую забаву. С появлением огнестрельного оружия век рыцарей отошел в прошлое. Прекратились и турниры, хотя время от времени их устраивали из почтения к старине. Но Генрих таким почтением не отличался: все знали, что он предпочитает ратным забавам совсем другие занятия. Глаза парижан невольно устремлялись на обитую бархатом ложу, где восседала давняя любовница монарха Диана де Пуатье. Недавно ей исполнилось шестьдесят, но ее лицо и гибкая фигура оставались безупречны. Говорили даже, что она купается в крови младенцев, чтобы сохранить молодость.

Королеве Екатерине Медичи, сидящей на соседней трибуне, было всего сорок, но она выглядела едва ли не старше своей соперницы. Полная, смуглая, с жидкими волосами и глазами навыкате, итальянка слегка напоминала жабу. Время от времени она бросала на Диану злобные взгляды, которых та старалась не замечать. Парижане не любили обеих и жалели своего доброго короля, вынужденного постоянно унимать ссоры вздорных баб. Немудрено, что он ищет утешения у других: только недавно очередная фрейлина родила младенца, как две капли воды похожего на короля. До этого он соблазнил гувернантку своей невестки Марии Стюарт, да и сама юная шотландка, по слухам, неровно дышала к тестю - ведь ее супруг, придурковатый принц Франсуа, был равнодушен к любовным утехам.

Протрубил горн герольда, и рыцари бросились в бой. Как полагается, противники сшибались на полном скаку, стараясь сбить друг друга с коней тяжелыми копьями. Удары попадали в грудь, плечи и даже в лицо, но все это надежно защищалось латами, а копья были специально затуплены, поэтому смертельных случаев на турнирах практически не было. Выдержав схватки с герцогами Савойским и де Гизом, король пожелал сразиться с новым противником и приказал 30-летнему шотландскому капитану Габриэлю Монтгомери занять боевую позицию. В это время слуга передал ему просьбу жены: из любви к ней прекратить опасную игру. «Скажите королеве, что ради любви к ней я выиграю этот поединок!» - воскликнул король. Услышав это, королева побледнела: она помнила предсказание астролога Горика, который грозил королю смертью от раны в голову в возрасте сорока одного года. Сорок лет исполнилось Генриху ровно три месяца назад. В другом пророчестве некоего Нострадамуса говорилось о том, что молодой лев выбьет глаз старому в золотой клетке, а королевский шлем как раз был позолочен… Генрих слышал эти предсказания, но сейчас забыл о них. К чему осторожность, когда на тебя смотрят столько прекрасных дам! И прежде всего та, под чьим знаком прошла вся его жизнь, - Диана де Пуатье. Недаром на турнире он носил ее цвета - белый с черным.

Противники сшиблись, и над турнирным полем пронесся многоголосый крик. От удара, угодившего в лицо, забрало короля открылось и копье вошло ему в правый глаз. Залитый кровью Генрих промчался еще метров 10-15 и сполз с коня на руки окруживших его придворных. «Я умираю», - прошептал он. Все взгляды были устремлены на него, и никто не замечал других участников игры, неожиданно переросшей в трагедию. Пользуясь этим, капитан Монтгомери развернул коня и на полном скаку помчался в свой замок Лорж, надеясь позже оправдаться. Это не помогло - пять лет спустя его заманили в Париж и обезглавили, так и не поверив, что роковой удар был нанесен случайно. Пока Генриха тащили на носилках в ближайший замок Турнель, королева лежала в обмороке. Диана не потеряла сознания: просто стояла и смотрела, как ее возлюбленного проносят мимо.

Придя в себя, Екатерина бросилась в замок и первым делом велела не пускать туда соперницу. Потом вызвала знаменитого хирурга Амбруаза Паре и попросила сделать все для спасения короля. Эскулап осмотрел рану и сделал неутешительный вывод: копье поразило мозг, куда попали осколки костей. Надежды не было. Услышав это, королева отправила гонца к Диане, которая удалилась в замок Анэ. Она потребовала от фаворитки вернуть все подаренные ей королем ценности и владения. Как ни странно, та согласилась. В ответном письме она писала: «Моя скорбь так велика, что никакие притеснения и обиды не смогут отвлечь меня от нее». 10 июля Генрих умер после долгой агонии, и в тот же день Екатерина получила увесистый ларец с драгоценностями и ключи от великолепного замка Шенонсо. Все остальное имущество Диане сохранили, поставив одно условие - никогда не появляться при дворе. Судьба отпустила ей еще семь лет жизни, которые стали тоскливым эпилогом ее волшебной сказки.

Воспитание чувств

Все началось в марте 1526 года на берегу речки Бидасоа, разделявшей Францию и Испанию. С французской стороны к берегу подъехала кавалькада во главе с красивым бородачом - королем Франциском I. Совсем недавно он оказался в испанском плену и был вынужден подписать унизительный и крайне невыгодный договор. Заложниками его выполнения становились королевские сыновья - девятилетний Франсуа и семилетний Генрих. Теперь их привезли к границе и усадили в лодку, чтобы увезти в чужую враждебную страну. Младший из принцев, совсем ребенок, еле сдерживал слезы. Заметив это, красивая дама из королевской свиты подошла к нему и нежно поцеловала в щеку. Лодка отчалила, и на долгие годы этот поцелуй стал для Генриха самым сладким воспоминанием о родине.

Он не знал, что дама, которой исполнилось 27 лет, была дочерью барона Жана де Пуатье. Еще в детстве она лишилась матери, а пару лет назад ее отец был осужден на смерть за участие в заговоре. Пытаясь спасти отца, Диана тогда бросилась в Лувр к королю Франциску, известному ловеласу, который при первой же встрече оценил красавицу: высокая, стройная, с полными губами и пышной гривой каштановых волос. Король знал, что в пятнадцать лет ее выдали замуж за 56-летнего барона Людовика де Брезе, великого сенешаля Нормандии. Угрюмый барон почти не уделял внимания молодой жене, проводя время в военных походах. Диана родила двух дочерей и вела обычную жизнь провинциальной дворянки - хлопоты по хозяйству, шитье, долгие мессы по воскресеньям. Правда, были в ее поведении и странности. Оправдывая свое имя, взятое у богини-охотницы, она обожала мчаться во весь опор на лошади, загоняя дичь. А по утрам купалась в источнике с ледяной водой - и это в эпоху, когда даже знать считала умывание излишним.

Молва называла Диану верной женой, но Франциск не привык отступать и повел планомерную осаду. Он назначал дочери заговорщика одну аудиенцию за другой, прозрачно намекая, что спасти отца может лишь ее уступчивость. Дальше мнения историков расходятся. Одни считают, что красавица уступила домогательствам монарха, именно поэтому он помиловал Жана де Пуатье, когда тот уже поднялся на плаху. Другие уверены, что Диана осталась такой же неприступной, как ее божественная тезка. Иначе - почему Франциск заказал придворному художнику ее портрет с подписью «Недоступная обольщению»?

Несомненно одно: с тех пор король стал уважать Диану и не раз спрашивал у нее совета. Скоро сенешаль де Брезе скончался и молодая вдова покинула его мрачный замок Анэ, перебравшись по приглашению короля в Лувр. Но официальной фавориткой она так и не стала, это место заняла молоденькая герцогиня Д’Этамп, прочно завладевшая сердцем Франциска. Диана скучала, не забывая при этом следить за собой, ведь красота была ее главным оружием в борьбе за место под солнцем.

Летом 1530 года король уплатил испанцам громадный выкуп, и его сыновья вернулись на родину. Долгая разлука с родиной не пошла им на пользу - Франсуа скоро умер от чахотки, а Генрих стал замкнутым и молчаливым. Он охотно учился фехтовать и ездить верхом, побеждал сверстников в любых состязаниях, но при этом никогда не улыбался и избегал общения. Принц проявлял теплые чувства только к одному человеку - даме, когда-то поцеловавшей его в щеку. На своем первом турнире на той же злополучной улице Сент-Антуан он подошел к Диане и при всех признался ей в любви. Заметив это, король попросил вдову быть любезнее с его сыном - фактически стать его наставницей в любовных делах, что было необходимо, поскольку скоро Генриху предстояло жениться и продолжить королевский род. В 1533 году в Париж приехала невеста - наследница флорентийских банкиров Медичи. После свадьбы Франциск, которому был необходим союз с папой, лично проследил, чтобы его сын исполнил супружеский долг.
Это был действительно долг, которого Генрих избегал под любым предлогом. Его сердце было отдано Диане, и маленькая пухленькая итальянка никак не могла его взволновать. Екатерина, обладавшая незаурядным умом, честно старалась понравиться принцу: зная, что у нее красивые ноги, она первой начала ездить верхом по-мужски в кокетливых штанишках, получивших итальянское название «кальсоны». Все напрасно - желанный наследник никак не рождался. Придворные во главе с герцогиней Д’Этамп обвинили Екатерину в бесплодии, что было достаточным основанием для развода. Но Диана заступилась за принцессу и решила сама заняться сексуальным воспитанием молодых супругов. Быть может, влюбленные взгляды Генриха растопили ее сердце. Но немалую роль сыграло и желание оказаться поближе к трону, отодвинув от него ненавистную Д’Этамп. Как бы то ни было, но весной 1534 года Генрих и Диана вместе отправились на охоту в замок Экуан. Принц вернулся оттуда таким радостным и посвежевшим, что Екатерина воскликнула: «Ах, ваше высочество, вам надо чаще бывать на природе!» Генрих прилежно следовал этому совету, а потом, забыв осторожность, стал навещать Диану в ее покоях.

Главный секрет красоты

Уроки прекрасной наставницы не прошли даром: скоро Екатерина Медичи забеременела и с тех пор исправно рожала наследников. Диана всякий раз присутствовала при родах, лично подбирая младенцам повитух и кормилиц. Более того, она назначила принцу дни, в которые он должен был делить ложе с супругой, чего ему по-прежнему не очень-то хотелось. Зато с Дианой он был неразлучен, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. Бедная Екатерина из кожи вон лезла, пытаясь узнать, чем эта «старуха» так привлекает ее супруга. Известный сплетник-писатель Брантом передает рассказ, согласно которому она как-то велела пробить в потолке спальни соперницы дырку для наблюдения. «Она заметила весьма благолепную даму, белокожую, деликатную и очень свежую, облаченную лишь в коротенькую рубашку. Она ласкала своего любимого, они смеялись и шутили, а любовник отвечал ей столь же пылко, так что в конце концов они скатились с кровати и, как были, в одних рубашках, улеглись на мохнатом ковре рядом с постелью… Итак, принцесса, увидев все, с досады принялась плакать, стонать и печалиться, говоря, что муж никогда не позволяет себе с ней таких безумств, как с этой женщиной».

Ревность сделала свое дело: теплые чувства принцессы к Диане переросли вскоре в холодную ненависть. Через много лет она писала дочери, знаменитой королеве Марго: «Я радушно принимала мадам де Валентинуа, ибо король вынуждал меня к этому, и при этом я всегда давала ей почувствовать, что поступаю так к величайшему своему сожалению, ибо никогда жена, любящая своего мужа, не любила его шлюху, а иначе ее не назовешь, как бы особам нашего положения ни было тягостно произносить подобные слова». По слухам, Екатерина даже держала в будуаре склянку азотной кислоты, чтобы при удобном случае плеснуть ее в лицо разлучнице. Но так и не плеснула, должно быть, поняла, что, потеряв красоту, Диана вряд ли лишится любви принца.

Весной 1547 года скончался, как говорят, от сифилиса, еще не старый Франциск, и Генрих II взошел на престол. На Диану тут же полился настоящий золотой дождь: ей целиком отдали налог «за подтверждение полномочий», который платили все чиновники при смене монарха, а также часть налога, которым были обложены все парижские колокола. Мудрой любовнице передали все поместья поверженной герцогини Д’Этамп и ее драгоценности, включая громадный бриллиант.


замок Шенонсо на Луаре
А три месяца спустя ей досталось еще более дорогое сокровище - замок Шенонсо на Луаре. В довершение всего ее сделали герцогиней Валентинуа - впервые герцогский титул достался женщине не по праву наследования.

Диана стала подлинной королевой. Вместе с Генрихом она принимала послов, заменяла его на заседаниях королевского совета, отправлялась в поездки по стране. В это время Екатерина сидела взаперти в отведенных ей покоях, окруженная многочисленными детьми. Муж навещал ее только затем, чтобы зачать очередного наследника. Зато с Дианой он был неразлучен и при нечастых расставаниях засыпал ее письмами. Вот что писал король, узнав о ее неважном самочувствии:
«Госпожа души моей, смиреннейше благодарю за труд, который взяли вы на себя, дабы послать мне весточку о своих новостях, ибо она стала для меня наиприятнейшим событием. Я не могу без вас жить… Остаюсь навеки ваш ничтожный слуга». Иностранные послы жаловались, что не могут добиться аудиенции у короля, поскольку он все время проводит у мадам де Пуатье.

Дипломат, которому посчастливилось прорваться к фаворитке, так описывает увиденную им картину: «Он подсаживается к ней с цитрой в руках, играет, часто спрашивает у коннетабля и Омаля, красива ли по-прежнему Диана, и время от времени касается ее груди».

Однако время шло. Фаворитке исполнилось пятьдесят, и она принимала все меры, чтобы сохранить уходящую молодость. Конечно, никакой косметики и париков - те же холодные ванны, физкультура и чашка козьего молока по утрам. Чтобы опровергнуть слухи о своем старении, Диана велела нарисовать свой портрет в обнаженном виде и- неслыханная дерзость! - выставила его на всеобщее обозрение. Еще она старалась окружать себя только красивыми предметами, которые подчеркивали ее привлекательность. Одной из первых в Париже она начала собирать антикварные изделия и живописные полотна, превратив свои луврские покои в настоящий музей. В Шенонсо по ее приказу был разбит дивный «Сад наслаждений», куда со всего света свезли редкие сорта яблок, персиков, слив. В центре сада располагался «Цветник Дианы», где росли вперемешку белые лилии короля и алые розы, которые хозяйка замка считала своим талисманом - цветком любви.

Розы прекрасной даме
Диана занималась не только собой - львиная доля ее времени была отведена вопросам управления. Королевскими щедротами ей достались два десятка замков с обширными угодьями, и она постоянно навещала их, распекая нерадивых управляющих и с крестьянской дотошностью подсчитывая припасы. В замке Этуаль она устроила канцелярию, где лично корпела над бухгалтерскими книгами. Дела королевства тоже не оставались без внимания: Диана принимала у себя министров и раздавала им весьма дельные указания. В отличие от других фавориток она не имела многочисленной алчной родни. Но бесчисленные подарки, которыми осыпал ее влюбленный король, обходились казне недешево. В результате налоги росли, и народ, как следствие, винил во всем некоронованную королеву. Тогда и поползли слухи о ее чернокнижии и колдовской власти над королем.


Ренессансные интерьеры замка Шенонсо
Но не она была виновна в охватившей страну смуте. Давняя вражда католиков и протестантов все чаще выливалась в вооруженные стычки. В Париже противников католической веры вешали и жгли на кострах. Мягкосердечный Генрих ни разу не посетил казнь, хотя исправно подписывал смертные приговоры. А Диана глядела на муки осужденных с любопытством и даже смеялась. Сегодня трудно сказать, чем было вызвано это поведение - общей «грубостью эпохи» или желанием продемонстрировать лояльность королю. Но это только увеличило число противников фаворитки и придало смелости Екатерине Медичи. В конце 1558 года королева впервые осмелилась возразить своей сопернице по какому-то вопросу. Король грубо оборвал ее, и обиженная итальянка уткнулась в книгу. «Что вы читаете, мадам?» - осведомилась Диана, пытаясь сгладить ситуацию. «Историю Франции! - отчеканила Екатерина. - Здесь написано, что делами этого королевства всегда управляли потаскухи!» Диана ударилась в слезы и объявила, что покидает двор.

Генрих упал на колени, упрашивал ее остаться, обещал, что больше не позволит королеве обижать свою единственную любовь. Диана осталась. А потом случился злополучный турнир. Отправляясь в изгнание по раскисшим от летних дождей дорогам Нормандии, Диана говорила себе, что все же победила соперницу. Она осталась красивой, а Екатерина Медичи в свои сорок лет - напротив. Не оттого ли она злобствовала, развязала войну с протестантами, устроила кровавую Варфоломеевскую ночь? По очереди возведя на трон троих своих сыновей, как и предсказал Нострадамус, она потеряла их всех и в самом конце жизни увидела крах династии Валуа. В историю Франции она вошла как убийца и отравительница. Говорили, что Екатерина отравила и Диану, но вряд ли это так. Ведь Диана, пусть и по-прежнему ненавистная, была теперь безопасна.

Упомянутый выше Брантом, посетивший Диану в замке Анэ за год до смерти, с восхищением писал: «Красота ее такова, что тронула бы даже каменное сердце... Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое, несомненно, не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле». Это случилось ранним апрельским утром 1566 года. Диана де Пуатье умерла во сне, с улыбкой, как бывает со счастливыми людьми. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора, как настоящей античной богине. Он стоит до сих пор, и пятый век подряд влюбленные приносят к нему две белые розы - одну от себя, другую от Генриха, который помнил о своей Прекрасной Даме, пока мог дышать. Не случайно он когда-то написал Диане действительно пророческие строки: «Моя любовь охранит вас от времени и от самой смерти».


Главные ворота замка – портал Ане


Интерьер погребальной часовни. Архитектор К. де Фуке.
Вадим Эрлихман

Последний поединок

Наступления 1559 года Диана ждала со страхом - астрологи
предрекали её возлюбленному «удар в возрасте 40 лет».
Она, как и Екатерина Медичи, была суеверна.

В 1552 году в Венеции были опубликованы предсказания известного астролога, епископа Читтадукале Горика. Еще будучи дофиной, Екатерина просила составить гороскоп своего мужа, принца Генриха. Астролог рекомендовал Генриху проявить особую осторожность, когда ему исполнится сорок лет, потому что именно в это время ему будет угрожать тяжелое ранение в голову.
Екатерина была очень суеверна, как, впрочем, и Диана. Изготовили амулеты-обереги, Екатерина постоянно молилась о здравии короля, но сам король беспечно отмахивался от ее предостережений.
28 июня 1559 года начались празднования по случаю обручения сестры короля Маргариты Французской, поэтому решили устроить пятидневный турнир. Король объявил, что готов сразиться с любым противником, будь то принц голубых кровей, странствующий рыцарь или его оруженосец.

Первые два дня король без устали сражался со всеми желающими, его приветствовали криками восторга, а с королевской трибуны на него смотрели королева Екатерина и герцогиня Валентинуа, сидевшие рядом.
Утром 30 июня Генрих надумал сразиться с молодым графом Габриэлем Монтгомери. Ночью Екатерина видела ужасный сон: король с окровавленной головой лежит бездыханный… Она пыталась удержать мужа, однако тот не желал отказываться от любимой забавы. Все знали, что сражается он бесстрашно… В полдень он вышел на поединок. Одежда монарха была, как обычно, двухцветная, черно-белая, это были цвета Дианы. Лошадь, которую подарил ему герцог Савойский, звали Несчастливец. Всадники скрестили копья, но и после трех поединков исход оставался неясен. По правилам турнир надо было завершать, однако король потребовал еще одного поединка. Это было нарушением традиции, но Генрих крикнул, что во что бы то ни стало намерен отыграться.

Протрубил горн герольда, и рыцари бросились в бой. Как полагается, противники сшибались на полном скаку, стараясь сбить друг друга с коней тяжелыми копьями. Удары попадали в грудь, плечи и даже в лицо, но все это надежно защищалось латами, а копья были специально затуплены, поэтому смертельных случаев на турнирах практически не было. Выдержав схватки с герцогами Савойским и де Гизом, король пожелал сразиться с новым противником и приказал 30-летнему шотландскому капитану Габриэлю Монтгомери занять боевую позицию. В это время слуга передал ему просьбу жены: из любви к ней прекратить опасную игру. "Скажите королеве, что ради любви к ней я выиграю этот поединок!" - воскликнул король. Услышав это, королева побледнела: она помнила предсказание астролога Горика, который грозил королю смертью от раны в голову в возрасте сорока одного года. Сорок лет исполнилось Генриху ровно три месяца назад. В другом пророчестве некоего Нострадамуса говорилось о том, что молодой лев выбьет глаз старому в золотой клетке, а королевский шлем как раз был позолочен... Генрих слышал эти предсказания, но сейчас забыл о них. К чему осторожность, когда на тебя смотрят столько прекрасных дам! И прежде всего та, под чьим знаком прошла вся его жизнь, - Диана де Пуатье. Недаром на турнире он носил ее цвета - белый с черным.


Эмблемы Генриха II и Дианы де Пуатье

Противники сшиблись, и над турнирным полем пронесся многоголосый крик. От удара, угодившего в лицо, забрало короля открылось и копье вошло ему в правый глаз. Залитый кровью Генрих промчался еще метров 10-15 и сполз с коня на руки окруживших его придворных. "Я умираю", - прошептал он. Все взгляды были устремлены на него, и никто не замечал других участников игры, неожиданно переросшей в трагедию. Пользуясь этим, капитан Монтгомери развернул коня и на полном скаку помчался в свой замок Лорж, надеясь позже оправдаться. Это не помогло - пять лет спустя его заманили в Париж и обезглавили, так и не поверив, что роковой удар был нанесен случайно.

Пока Генриха тащили на носилках в ближайший замок Турнель, королева лежала в обмороке.

Диана не потеряла сознания: просто стояла и смотрела, как ее возлюбленного проносят мимо.

Придя в себя, Екатерина бросилась в замок и первым делом велела не пускать туда соперницу. Потом вызвала знаменитого хирурга Амбруаза Паре и попросила сделать все для спасения короля. Эскулап осмотрел рану и сделал неутешительный вывод: копье поразило мозг, куда попали осколки костей. Надежды не было. Услышав это, королева отправила гонца к Диане, которая удалилась в замок Анэ. Она потребовала от фаворитки вернуть все подаренные ей королем ценности и владения. Как ни странно, та согласилась. В ответном письме она писала: "Моя скорбь так велика, что никакие притеснения и обиды не смогут отвлечь меня от нее". 10 июля Генрих умер после долгой агонии, и в тот же день Екатерина получила увесистый ларец с драгоценностями и ключи от великолепного замка Шенонсо. Все остальное имущество Диане сохранили, поставив одно условие - никогда не появляться при дворе.

Немного поразмыслив, Екатерина проявила великодушие, отдав замок Шомон-сюр-Луар в обмен на Шенонсо, но та оставалась в Шомоне лишь недолгое время. Как память о пребывании Дианы в замке осталась ее комната и эмблема, составленная из рога, лука и колчана с ее инициалами.

Судьба отпустила ей еще семь лет жизни.
Жила она, конечно, уединённо, но на широкую ногу, занимаясь постройкой капелл и устройством благотворительных приютов. Её имени коснулись только однажды в связи с обвинением королевского прокурора, возбудившего дело по поводу больших сумм, сокрытых ею от налогообложения.

The private chapel of Chateau d’Anet seen from the second floor. Photo: JH.

Дело ничем не кончилось, поскольку тёща герцогов д’Омаль и Буйон была гарантирована от судебного разбирательства. Никто не сумел поколебать её величия.

Брантом, посетивший Диану в замке Анэ за год до смерти, с восхищением писал: «Красота ее такова, что тронула бы даже каменное сердце... Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое, несомненно, не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле». Это случилось ранним апрельским утром 1566 года. Диана де Пуатье умерла во сне, с улыбкой, как бывает со счастливыми людьми. В церкви Анэ ей поставили памятник из белого мрамора, как настоящей античной богине. Он стоит до сих пор, и пятый век подряд влюбленные приносят к нему две белые розы - одну от себя, другую от Генриха, который помнил о своей Прекрасной Даме, пока мог дышать. Не случайно он когда-то написал Диане действительно пророческие строки: «Моя любовь охранит вас от времени и от самой смерти».

Диана де Пуатье умерла в апреле 1566 года, ненадолго пережив своего возлюбленного.
Разумеется, не от болезни и не от старости. Причиной её смерти считают падение с лошади.
Что ж, достойная гибель для богини-охотницы.

Ей было шестьдесят шесть лет. Успела ли она состариться? Думаю,
что король Генрих II ответил бы на этот вопрос отрицательно.

Почти тринадцать лет она была некоронованной королевой Франции. Придворные льстецы воспевали эту немолодую уже женщину как идеал добра и красоты. Она действительно была красива и вдобавок властолюбива, мудра и расчетлива. Но все это, как бывает в истории, забылось,
осталась только легенда о любви

________________________________________ ________________________________________ ___


Секреты красоты
.

Целых двадцать девять лет – до самой смерти Генриха II– она сохраняла его любовь. Она была старше принца на целых восемнадцать лет, но зато умна, отличалась хитростью и самое главное – удивительной красотой, которую она умудрилась сохранить на всю свою жизнь. У неё были правильные черты лица, красивый цвет кожи, чёрные, как смоль, волосы – своей красотой она превосходила молодых фрейлин. Злые языки поговаривали, что секрет её красоты заключается в колдовских зельях, однако на самом деле он был гораздо проще: она ежедневно вставала в шесть часов утра, принимала ледяную ванну и несколько часов охотилась на лошади в сопровождении своих гончих собак или гуляла. Кроме того, она любила принимать ванны из козьего молока. Пудры, помады и румяна, так популярных среди девушек в то время она неизменно избегала, справедливо считая, что они лишь портят кожу.

Диана была весьма искусна по части использования ароматов. Она писала своей старшей дочери в 1549 году: «Аромат розового масла либо других дневных цветов не годится после захода солнца, ибо кажется неуместным. Вечером хорош аромат жасмина, а аромат мускуса – при лунном свете…»

Кроме того, она взяла себе за правило никогда и ни при каких обстоятельствах не волноваться, никого не любить и ничему не сочувствовать. Она стала идеалом красоты, все девушки копировали её походку и жесты. Её критерии красоты были образцом, к которому стремились приблизиться женщины даже много лет после смерти Дианы:

Три вещи должны быть белыми: кожа, зубы, руки.
Три – чёрными: глаза, брови, ресницы.
Три – красными: губы, щёки, ногти.
Три – длинными: тело, волосы, пальцы.
Три – короткими: зубы, уши, ступни.
Три – узкими: рот, талия, щиколотки.
Три – полными: руки, бёдра, икры.
Три – маленькими: нос, грудь, голова.

Это были идеалы Дианы де Пуатье, к которым стремились все женщины.

В 6 утра Диана принимала холодную ванну, до 8 у нее была прогулка верхом. Потом она ложилась отдохнуть. до полудня нежилась в постели, съедала легкий завтрак. Делами государственной важности предпочитала заниматься во второй половине дня. Диана отказывала себе в такой радости как алкоголь, даже в минимальных количествах: она не без оснований считала, что от вина лицо отекает. Но главный секрет ее красоты, по ее словам, состоял в том, что она никогда не думала о старости.


Fragonard Alexandre-Evariste (1780-1850). Diane de Poitiers dans l"atelier de Jean Goujon

Жан Гужон. Статуя для фонтана замка в Анэ. Мрамор. 1558-1559 гг. Париж, Лувр.

Родословная Дианы де Пуатье

Предполагается, что на камине изображены эмблемы Генриха Второго и Дианы де Пуатье

Надгробие Дианы де Пуатье

Надгробие Генриха II с изображением Дианы де Пуатье


Филипп Эрланже. Диана де Пуатье

Замок Фонтенбло после Франциска Первого перешел в руки его сына Генриха Второго. Генрих продолжил строительство и отделку, начатые отцом и Фонтенбло приобрел бальный зал,спроектированный Филибером Делормом и расписанный Приматиччо, а затем, после его смерти, Никколо дель Аббате. Зал использовался для праздников вплоть до короля Людовика 13, и затем снова в 19 веке. Он тоже очень хорош и напоминает галерею Франциска сочетанием дерева и фресок, гармоничным и радующим глаз.
Этот зал видел такое количество ярких исторических персонажей за почти 600 лет, что мало какой с ним может соперничать.



На боковой обшивке можно заметить монограмму Дианы де Пуатье - три полумесяца.

Зал на картине, изображающей как императрица Евгения принимает послов.

Монументальный камин в конце зала (было время, когда камин, как источник тепла был на почетном месте!) украшен бронзовыми сатирами по бокам, а посередине - буквой H , оплетенной ветками, которые своей формой напоминают монограмму Генриха. Её можно хорошо разглядеть на Лувре.

Генрих уверял свою жену, Екатерину Медичи, что её заглавная буква C навечно сплетена с его заглавной буквой, но все знали, что на самом деле в монограмме сплелись воедино H и D,Генрих и Диана. Поскольку жизнь короля до самой смерти была связана с Дианой де Пуатье, причем настолько, что даже документы они часто подписывали вместе.
Эта неглупая женщина (кто сказал, что все блондинки лишены разумности!) сумела создать миф вокруг себя. Её считали благочестивой и доброй, хотя она хорошо умела вести хозяйство и считать деньги и делила ложе с королем.
Диана де Пуатье родилась 9 января 1500 , по Википедии 3 сентября 1499 года у Жана Сен-Валье. Ее мать происходила из рода Пуатье, который по праву гордился своим генеалогическим древом. В пятнадцать лет Диана стала женой сенешаля Нормандии Луи де Брезе, который был на сорок один год старше. Диану в юные годы нарисовал знаменитый Клуэ, видимо похоже. На этом портрете она еще не очень сформировалась.

От брака Дианы и Луи де Брезе родились две дочери, история говорит, что жили они в согласии,хотя разница в годах составляла 41 год, возможно, что опытный муж многому научил свою юную жену, что ей потом в жизни пригодилось.
Она получила в своей семье хорошее воспитание, читала на греческом и латинском, писала стихи, а секреты её вечной молодости интересовали многих, легенда донесла, что Диана пила жидкое золото.
Диана попала ко двору Франциска Первого и далее история умолчала о том, была она любовницей короля-отца или нет. Тот факт, что Франциск помиловал осужденного на казнь отца Дианы мог бы быть свидетельством какой ценой была куплена его жизнь, но Франциск заказал придворному художнику её портрет с надписью "Недоступная обольщению".
Диана украшала собой королевский двор, Франциск быстро утешился герцогиней Д.Этамп, шли годы, казалось она старела и время быть фавориткой упущено, однако подрастал сын короля.
В 1525 году двух королевских сыновей провожали в испанский плен всем двором у пограничной реки Бидассоа. Франциск перед этим проиграл битву при Павии и был вынужден за свое освобождение отдать детей в заложники. Шестилетний Генрих и восьмилетний дофин Франсуа, еще маленькие дети, разлучались с родными местами и людьми. При прощании Диана де Пуатье запечатлела невинный поцелуй на лбу маленького Генриха, пожалев плачущего мальчика, в тот момент она была в расцвете своей женской красоты. Образ Дианы Генрих вспоминал на чужбине, когда в 1530 году он вернулся во Францию, Диана не показалась ему постаревшей,это была дама его сердца, а он был её верный рыцарь.История взаимоотношений Генриха и Дианы напоминает рыцарский роман.Годы проведенные в Испании, на родине Дон Кихота повлияли на Генриха! К тому же рядом была их воспитательница, заменившая рано умершую мать, мадам де Шевиньи,любившая рыцарские романы. Генрих увлекся романом "Амадис Галльский" Гарей Ордоньеса де Монтальво. В романе герой Амадис, которому было 12 лет встретил вечно юную деву, которая заменила ему и мать и любовницу. Диана слилась с героиней романа, она как нельзя лучше подходила на роль опытной наставницы и умелой любовницы.

15 марта 1531 года на рыцарском турнире, устроенном Франциском в честь второй жены Элеоноры Австрийской, Генрих склонил перед Дианой свое копье, это был его первый турнир, и назвал Диану своей прекрасной дамой. В этом же году сенешаль умер, Диана его искренне оплакивала,лично позировала скульптору для фигуры коленопреклоненной вдовы на надгробии, одела черный и белый цвет в знак траура. Юный Генрих начал носить на шляпе перья черного и белого цвета в знак приверженности своей даме. И носил черно-белое всю жизнь.

28 октября 1533 года четырнадцатилетнего Генриха женили на Екатерине Медичи. Мнение Генриха никто не спрашивал, браки совершались по иным соображениям. Генриху было не до жены, хотя она была значительно моложе Дианы, ровесница мужа. Екатерина не была дурнушкой, была умна и образованна, но Генрих уже любил другую.
Еще через три года старший брат Генриха умер от лихорадки и Генрих стал наследником французского трона. Историки считают, что именно тогда Диана стала любовницей будущего короля, в ноябре 1536 года.
Король посвятил ей стихи, в которых недвусмысленно признался, что именно она составила его счастье:
" Увы, мой боже, как я сожалею
О времени, потерянном в юности:
Сколько раз я мечтал,
Чтобы Диана стала моей
единственной любовницей,
Но опасался, что она, будучи богиней,
Не снизойдет так низко,
Чтобы заметить меня,
который без этого
Не ведал ни наслаждений, ни радостей...

В это время Диане было уже около сорока, но выглядела она по прежнему прекрасно и при дворе ходили слухи, что неспроста. За глаза называли колдуньей и думали, что она знает секрет каких-то мазей и средств, особенно бесилась фаворитка Франциска герцогиня Д, Этамп, считающая себя первой красавицей. Именно она распространила среди придворных памфлет, в котором было написано:"Пусть дамочка из Пуатье знает: женщинам не дано возрождаться, потому что те, кого время выбрало, чтобы использовать, вместе с временем выходят из употребления. Раскрашенная наживка не притягивает дичь, и даже, если бы ты купила всё необходимое женщине, не добилась бы от любовника желаемого, потому что для любви надо быть живой, а ты мертва". Этот немного косноязычный текст нисколько не повредил репутации Дианы потому, что она выглядела не старше герцогини, совсем не раскрашенной куклой. Диана вела здоровый образ жизни, скакала по полям и не старилась.
Надо ли говорить, как ненавидела её будущая королева. Позже она писала своей дочери: "Я радушно принимала мадам де Валентинуа, ибо король вынуждал меня к этому, и при этом я всегда давала ей почувствовать, что поступаю так к величайшему своему сожалению, ибо никогда жена, любящая своего мужа, не любила его шлюху, а иначе ее не назовешь, как бы особам нашего положения ни было тягостно произносить подобные слова".
К тому времени, Диана де Пуатье получила от короля поместья, возможность собирать налоги и стала мадам Валентинуа.
Королева даже собиралась плеснуть в лицо сопернице азотной кислотой, чтобы изуродовать.
А Диана своими советами сумела наладить королевскую интимную жизнь. Екатерине не удавалось родить наследника, знахари предлагали чудодейственные средства в виде пепла сожженной лягушки, мочи мула, заячьей крови,смешанной с вытяжкой из вымоченной в уксусе задней левой лапки ласки. Ничего не помогало. Помогли наставления опытной фаворитки, за что Генрих вручил ей большую награду "за добрые и пользительные услуги, оказанные ранее королеве".
Екатерина благополучно родила наследников, но не простила унижение, 13 лет она была второй после Дианы женщиной в государстве. Диана присутствовала при рождении её детей, сама выбирала кормилиц. Король советовался с ней по всем вопросам.
К счастью для любопытных потомков легендарная фаворитка короля любила позировать и даже любила позировать в обнаженном виде, как для интимных портретов, которые были распространены в то время, если сейчас мужчина носит в портмоне свою любовь топлесс для поднятия настроения, то чем короли хуже! И еще Диана была музой этих мест. Названная в честь богини охоты и луны Дианы, она как нельзя лучше подходила для того, чтобы быть "нимфой Фонтенбло". К тому же, она любила с юности купаться в ледяных источниках, скакать на коне, в общем полностью соответствовала.

Художники Приматиччо и Россо, а затем,примкнувший к ним, выписанный из Болоньи Аббато, создали Школу Фонтенбло. К слову, их было две, вторая существовала через сто лет уже с фламандскими художниками.
Для произведений первой Школы был характерен маньеризм, изящество, обращение к античным сюжетам, аллегориям, а также присутствие природы на многих картинах, всё-таки замок был загородной резиденцией.
Диана присутствовала на многих полотнах, как в аллегорическом виде, как Диана Охотница, богиня с луком. Как нимфа на скульптуре Гужона, которая находится в Лувре. И были просто её портреты.

На портрете можно увидеть аллегорические фигуры, в любовных объятьях, символизирующие короля и Диану.

Вот этот запечатлел её в ванне рядом со своими дочерьми. Одна у кормилицы на руках, другая тянется за фруктами.

Жан Гужон. Диана- охотница.

Диана любила позировать в саду среди цветов. В Шенонсо по её указу был разбит дивный "Сад наслаждений", где росли редкие сорта яблок, персиков, слив. В центре сада располагался "Цветник Дианы", где росли белые лилии короля и алые розы, которые хозяйка считала своим талисманом, цветком любви.

К сожалению, портреты молчат и мы не можем увидеть, как она двигалась, услышать, как говорила. Скорее всего, что помимо красоты ум и обаяние украшали её. В замке Шенонсо я видела её роспись, твердая рука уверенной в себе женщины, иначе она не могла бы удержаться в роли первой дамы столько лет.
Генрих ей бывало изменял, но никто не удерживался рядом с ним надолго.
Любовь и владычество Дианы закончились 30 июня 1559 года со смертью короля. Надо сказать, что Екатерине составляли гороскоп её будущего мужа ипредсказали ранение в голову в сорокалетнем возрасте.Предсказания известного асторолога Читтадукале Горика, епископа, были опубликованы в 1552 году в Венеции.
28 июня 1559 года начались празднования по случаю обручения сестры короля Маргариты Французской, поэтому решили устроить пятидневный турнир. Король объявил, что готов сразиться с любым противником, будь то принц голубых кровей, странствующий рыцарь или его оруженосец.
Первые два дня король без устали сражался со всеми желающими, его приветствовали криками восторга, а с королевской трибуны на него смотрели королева Екатерина и герцогиня Валентинуа, сидевшие рядом.
Утром 30 июня Генрих надумал сразиться с молодым графом Габриэлем Монтгомери. Екатерине приснился в ночь перед поединком сон: она увидела короля погибшим с окровавленной головой. Тщетно она пыталась удержать мужа, в полдень он вышел на поединок. Одежда монарха была, как обычно, двухцветная, черно-белая, это были цвета Дианы. Лошадь, которую подарил ему герцог Савойский, звали Несчастливец. Всадники скрестили копья, но и после трех поединков исход оставался неясен. По правилам турнир надо было завершать, однако король потребовал еще одного поединка. Это было нарушением традиции, но Генрих крикнул, что во что бы то ни стало намерен отыграться.
Он пришпорил коня и ринулся на противника. Копья скрестились и разлетелись. Король упал. Наконечник копья Монтгомери пробил ему голову, он попал как раз в глазную прорезь шлема короля.
Монтгомери в ужасе бежал, но потом был заманен в Париж и убит.

Диана сразу же лишилась своих замков и украшений и отправилась доживать в замок Анэ, где скончалась в возрасте шестидесяти пяти лет.
Перед смертью её посетил Брантом, ожидавший увидеть старушку. Однако, когда она повернулась к нему, он снова увидел красивую женщину. Брантом написал "Красота её такова, что тронула бы даже каменное сердце...Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое несомненно не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле"