Свойства продуктов

Какие виды мясной пищи бурятов вы знаете. Бурятская кухня, блюда, рецепты, история. Пища растительного происхождения

Какие виды мясной пищи бурятов вы знаете. Бурятская кухня, блюда, рецепты, история. Пища растительного происхождения

Климатические условия и историческая обусловленность выживания в суровых краях Бурятии наложили свой неповторимый отпечаток не только на образ жизни местных жителей, но и на их питании. Отдельные районы Бурятии знамениты хорошо развитым скотоводством. Кроме скотоводов, проживают на ней и много охотников. Прибайкальская территория богата рыбой. Эти три факта ярко отражены в национальных блюдах Бурятии. Народы, населяющие эту землю, научились бережно относиться к природным ресурсам, беречь то, что она нам даёт.

Видное место среди основных ингредиентов в бурятской национальной кухне занимает молоко, молочные продукты и молочные блюда такие блюда, как курунгуру , лепешки на сметане бурятские шаньги , творожные снежки, сушеные пенки и прочие. Чай в Бурятии пьют с молоком. Традиция употребления молочных продуктов сложилась на территории Бурятии исторически, так как малопригодные для огородничества и хлеборобства земли испокон веков использовались как пастбища, на которых паслись огромные стада. Есть в любви к этим продуктам и более глубокий смысл. Важность молока подчеркивает и обычай, согласно которому, гостя обязательно угощают чем-нибудь молочным.

Не мудрено, что одной из составляющих национальных блюд бурятской кухни являются мясные блюда. Наряду с разнообразными колбасами, бурятская кухня знаменита такими блюдами, приготовленными из мяса, как бухлер (бульон), убсун, буузы (позы) , хирмаса, хиимэ, хушуур (мясные груши) и орёомог. Каждому, кто решит посетить Республику, просто необходимо обязательно попробовать шулэн - бурятский суп из баранины и домашней лапши, а также саламат. А на третье вам наверняка предложат зелёный чай с молоком, в который добавлено сливочное масло и немного соли. Этот напиток не только утоляет жажду, но и очищает кровь, придаёт сил и прекрасно тонизирует.

Несомненно, во многих точках общепита вам неизменно предложат буузы, более известные как «позы», – национальную кулинарную гордость Бурятии . Кстати, умение готовить это блюдо является обязательным для каждой хозяйки. Причём, «позы» должны быть не только вкусны, но и красивы на вид. Играет немаловажную роль даже количество защипов на каждой «позе».

Конечно, со временем меняются вкусы людей. Постепенно вливаются в традиционное меню Бурятии блюда русской национальной кухни и даже некоторые широко известные европейские блюда. Ныне на бурятской земле превосходно уживаются рядом как русская и европейская кухни, так и бурятская, и даже «байкальская».

«Байкальская» кухня отличается тем, что в неё к мясным блюдам плюсуются ещё и блюда из рыбы, которой так богато самое чистое озеро России Байкал. Долгие годы жители Прибайкалья питались дарами тайги и озера, что и наложило свой отпечаток на их вкусах и пристрастиях. Есть и особенности приготовления. Рыбу готовят и на углях, и на сковороде, и на раскалённых камнях. Самым знаменитым рыбным блюдом всеми гурманами планеты признан омуль свежего засола, а из способов приготовления рыбы прославился "омуль на рожне" .

Бурятская кухня — национальная кухня бурятов, монгольского народа, проживающего преимущественно в Республике Бурятия, входящей в состав Российской Федерации.

Самыми главными продуктами бурятской кухни являются мясо и молоко.

Бурятская кухня очень жирная и сытная. Обусловлено это, в первую очередь, непростыми погодными условиями, в которых формировалась бурятская кухня.

Характерные продукты

Пища растительного происхождения

Мясо и рыба

Использование различных видов мяса сильно зависело от времени года. В летнее время года в бурятской кухне использовалась баранина, в осеннее — конина, а говядина — зимой.

Также в бурятской кухне можно встретить рецепты с мясом диких животных. Особенно интересным выглядят блюда из тарбагана (небольшое млекопитающее рода сурков).

Очень много вариантов приготовления различных видов колбас. Обычно в них, помимо мяса, добавляют кровь.

Из рыбы отдельно стоит упомянуть рецепты с байкальским омулем. Дело в том, что байкальский омуль — эндемик, то есть рыба, не встречающаяся больше нигде, кроме озера Байкал. Рецептов и техник приготовления байкальского омуля в бурятской кухне множество. Его коптят, варят, жарят, запекают, делают из него пироги и другие блюда.

Молочные продукты

В бурятской кухне большое количество различных блюд с использованием молочных продуктов. Не только напитки и сыры. Молочные продукты служат здесь ингредиентами для супов, для вторых блюд и даже для хлеба.

Хурууд — т радиционный бурятский сыр.

Айрхан — национальный бурятский творог.

Урмэ — блюдо из молочной пены. В процессе кипячения и последующего остывания на молоке образуется пена. Ее аккуратно снимают, режут и подают как отдельное блюдо.

Уураг — блюдо, готовящееся исключительно из молозива (молоко, получаемое в течение нескольких недель после отела) . Молозиво смешивается с мукой и готовится в печи.

Специи

Традиционные блюда

Хлеб

Шаньга — т радиционная лепешка бурятской кухни. Готовится из дрожжевого теста на кислом молоке.

Супы

Шулэн — с амый популярный суп бурятской кухни. Это толстая лапша с мясом и зеленым луком.

Бухэлеэр — суп с бараниной.

Главные блюда

Буузы — с амое известное блюдо бурятской кухни, иногда можно встретить другое его название — позы . Буузы — изделия из теста с мясной начинкой, похожие на манты. Существуют также вариации, где в начинку кладут рыбу.

Шарбин — жареная лепешка с начинкой из фарша, похожая на беляш.

Хушуур — мясные пирожки, готовящиеся в кипящем жире.

Шаначан зоохэй — горячее блюдо из муки и сметаны.

Баргжа — бурятские пельмени.

Салаты и закуски

Главным напитком бурятской кухни является зеленый чай. Его два раза кипятят, первый раз с чистой водой, второй с добавлением молока. Иногда в чай добавляют щепотку соли.

Алкоголь

Тарасун — н ациональный алкогольный напиток бурятской кухни, изготавливаемый из скисшего молока или простокваши.

Бурятия - это часть Сибири с богатой древней историей. За все время существования она пережила много преобразований, которые, естественно, оставили свой отпечаток на ее культуре. Бурятская кухня является ярким отражением всех политических и исторических изменений, которые происходили на территории республики в течение многих веков.

Отличительные особенности

Народ Бурятии был сформирован спонтанно. Когда в начале 18 века Россия четко определила свою внешнюю границу с Китаем, в Забайкалье остались некоторые монгольские племена. Именно они и составили в будущем тот самый бурятский народ, который объединил в себе разные культуры, религии и обычаи. Все племена по-своему внесли в это определенный вклад. Особенность каждого из них сохранила в себе и знаменитая бурятская кухня. В основном люди, проживающие на этой территории, ранее вели кочевой образ жизни. Они вынуждены были ежедневно тратить огромное количество энергии, которую пополняли за счет еды. Вероятно, поэтому бурятская кухня включает в себя сытные и очень калорийные блюда.

Местный народ очень любит различные наваристые супы и, конечно же, мясо. Обычно это баранина или конина. Бурятская кухня насчитывает сотни разных вариантов их приготовления. Из первых блюд наиболее известен шулэп. Это суп с самодельной лапшой, овощами и свежей зеленью, приготовленный на бараньем бульоне. Большой популярностью также пользуются домашние колбасы из смеси разных сортов мяса. А после еды буряты любят пить необычный зеленый чай с солью, маслом и молоком. Его считают настоящим национальным энергетическим напитком и всегда подают при встрече гостям.

Блюда из теста

Многие даже не представляют, насколько разнообразна и интересна бурятская кухня. Рецепты некоторых блюд, правда, очень похожи на те, которые готовят жители средней полосы России или народы Закавказья. Взять, к примеру, очень вкусные и ароматные позы.

Чтобы сделать их по-бурятски, необходимо иметь следующие продукты:

  • Для теста: на стакан воды - 2 яйца и мука, чтобы масса получилась крутой.
  • Для начинки: по 0,5 килограмма говядины и свинины, стакан воды, две луковицы, 3 зубка чеснока, немного перца чили, паприка, зеленый лук соль и базилик.

Процесс приготовления состоит из 4 частей:

  1. Первым делом готовится начинка. Для этого мясо необходимо перемолоть в фарш, а затем положить измельченный чеснок с луком и остальные приправы. В полученную массу добавить воду и снова перемешать.
  2. Для приготовления теста к взбитому яйцу с водой постепенно, не прекращая замеса, частями добавлять муку, пока оно не станет достаточно крутым. После этого массу надо оставить на 40 минут, предварительно накрыв ее полотенцем.
  3. Тесто раскатать в пласт, а затем с помощью формы разделить его на круглые заготовки. Размять каждый кусочек так, чтобы его края были тоньше середины.
  4. В центр каждой заготовки положить начинку, а потом защипнуть края, чтобы сверху осталась небольшая дырочка.
  5. Полуфабрикаты поместить в пароварку и оставить их там на 30 минут.

Перед подачей на стол аппетитные позы можно полить соевым соусом и посыпать перцем.

Ароматные шаньги

Некоторые блюда бурятской кухни позаимствованы у других народов. Так, к примеру, знаменитые шаньги больше известны как Это еще раз подтверждает происхождение бурятского народа.

Чтобы приготовить настоящие шаньги, обязательно понадобится: 900 грамм муки (из них 600 - пшеничной, а 300 - ржаной), щепотка соли, 250 грамм масла сливочного, стакан ячневой крупы, немного сметаны и 250 миллилитров (стакан) кислого молока.

Приготовление не займет много времени:

  1. Сначала масло нужно порубить с мукой в крошку.
  2. Затем добавить кислое молоко и замесить крутое, но эластичное тесто, а потом поставить его в холодильник часов на 8-10. Сделать это лучше заранее.
  3. Вместе с тестом отдельно приготовить начинку. Она представляет собой крупу с солью, залитую скисшим молоком.
  4. Подготовленную массу разделить на шарики, каждый из которых раскатать в тонкую лепешку.
  5. Для формирования полуфабриката на каждую заготовку положить немного начинки, а ее края завернуть так, чтобы получился небольшой бортик.
  6. Изделия выложить на противень, застеленный пекарской бумагой, и отправить их в духовой шкаф. Там они будут находиться до тех пор, пока не зарумянятся. Минут за 5-6 до готовности каждую заготовку нужно полить растопленным маслом.

Ароматные корзиночки делают в каждой бурятской семье. Причем в качестве начинки можно использовать также творог или картофельное пюре.

Национальный суп

Настоящие знатоки понимают, что в первую очередь бурятская национальная кухня - это знаменитый наваристый суп под названием бухлер.

Для его приготовления понадобится: на 3 килограмма говядины с косточкой - 6 луковиц, 8 горошин черного перца, соль, лавровый лист и немного петрушки.

Готовить такое блюдо нужно следующим образом:

  1. Мясо положить в казан, залить его водой и поставить на огонь.
  2. Через несколько минут после закипания добавить немного соли и три целые луковицы.
  3. Сделать огонь поменьше и оставить продукты вариться примерно на один час.
  4. По истечении времени мясо нужно извлечь. Вместо этого добавить измельченную зелень и оставшийся лук, порезанный соломкой, со специями.

Продуктам нужно совсем немного покипеть вместе. После этого горячий суп сразу можно подавать на стол. Отдельно на тарелке можно положить кусочек отварного мяса и картофель.

Уникальный продукт

Саламат - это еще одно блюдо, которым может гордиться бурятская кухня. Фото не в состоянии передать того неповторимого аромата, который оно источает.

Готовить его несложно. Необходимо только иметь: 300 миллилитров густой сметаны и 4 столовые ложки обычной пшеничной муки.

Процесс приготовления проходит обычно в несколько этапов:

  1. Сметану вылить в кастрюлю и при постоянном помешивании довести до кипения.
  2. Как только появятся пузырьки, нужно всыпать муку и размешать массу так, чтобы в ней не осталось комков.
  3. Через некоторое время на поверхности начнут выделяться крупные желтые капли масла. Это будет сигналом для окончания варки.

Кушать саламат можно как горячим, так и холодным. Перед подачей на стол в кастрюлю иногда добавляют немного кефира. Буряты очень любят такую необычную кашу. В ней не должно быть ни сахара, ни соли. В этом и есть особенность блюда. Иногда саламат едят вместе с отварной картошкой. Это не только вкусно, но еще и очень питательно.

Культуру - в массы

Бурятская кухня в Москве представлена многими заведениями общественного питания. Наиболее известное из них - ресторан «Сэлэнгэ». Он находится на Малой Дмитровке и предлагает посетителям множество блюд не только бурятской, но также монгольской, тибетской и Ресторан работает до полуночи и готов накормить каждого, кто решил поближе познакомиться с культурой дружественных восточных стран. В меню среди горячих блюд - знаменитые буузы и шарбин (беляши). Огромный ассортимент супов («Чингисхан», хара шул, бухлер, «Пустыня Гоби» и «Домашняя лапша») позволит выбрать подходящий для себя вариант. Посетители могут попробовать многочисленные салаты («Хабар», «Байкальский», «Хан», «Саяны»), приготовленные из овощей, мяса, грибов и зелени по древним национальным рецептам. А закончить трапезу можно настоящим бурятским чаем, секрет которого знаком поварам не понаслышке. В этом заведении всегда много народа. Люди с удовольствием заходят сюда, чтобы очередной раз насладиться неповторимым вкусом и хоть немного прикоснуться к богатой истории древнего народа.

Исторически сложившаяся система питания кочевников Центральной Азии, к числу которых относятся буряты, построена на строгом балансе мяса (и раз­личных блюд из мяса и крови) и молочных продуктов, дополнявшихся в неболь­шом количестве продуктами растительного происхождения (дикими и культур­ными злаками и овощами), а также продуктами охоты и рыбной ловли, кото­рые, однако, имелись не всегда и далеко не у всех групп кочевого населения.

Соотношение между потребляемым количеством мяса и молочных продук­тов зависело от сезона хозяйственного года кочевников. И было их всего два: летний и зимний. Первый длился с апреля до октября, охватывая полугодовой период от времени отела скота и до окончания его дойки. В рационе этого пери­ода главенствующую роль играли молочные продукты, второе место отводи­лось мучным изделиям, и лишь третье место занимало мясо. Зимний рацион, бо­лее основательный, включал в себя прежде всего мясо домашнего скота, загото­вленные еще летом различные типы сыров и масла и мучные изделия (Этногра­фия питания... 1981. С. 122-123).

С небольшими локальными отклонениями можно распространить эту стру­ктуру питания на всех кочевников рассматриваемого региона.

Мясо и мясные блюда . Как уже говорилось в разделе "Скотовод­ство" (глава 3), буряты разводили скот следующих видов: лошади, мелкий рога­тый скот (овцы, козы), крупный рогатый скот (включая яков и сарлаков - по­месь яка и коровы), верблюдов. У разных групп бурят состав стада несколько варьировал в зависимости от географической зоны, климата, состояния паст­бищ и т.д. В пищу шло мясо всех видов скота, однако наиболее престижной у бу­рят, как впрочем, и у монголов считалась баранина. Ей отдавалось предпочте­ние как в будни, так и на праздничных пирах и ритуальных церемониях. Следу­ющее по значимости место занимали говядина и конина.

В пищу шли мясо (вареное и жареное), кровь (изредка в сыром, но чаще в вареном виде), внутренности (сырые, вареные, жареные), в экстремальных ситуациях - дзут и как следствие - массовый падеж скота - кости, копыта, па­даль. Мясо ели преимущественно в вареном виде, варили недолго, крупными целыми кусками (бухэлеэр), считая, что лишь слегка проваренное мясо со­храняет все свои полезные свойства. Степень готовности мяса определялась по качеству бульона. Мясо при варке не солили, но из мясного отвара делали к нему соус, густо подсоленный, заправленный по возможности чесноком, лу­ком, перцем.

Все известные кочевникам Евразии способы жарить и запекать мясо восхо­дят к доскотоводческому, охотничьему ХКТ лесостепной зоны. Наиболее попу­лярны из них следующие: 1) запекание туши с помощью раскаленных камней, забрасываемых через горловину в брюшную полость животного; 2) жарка на уг­лях или золе в яме, засыпанной землей или заваленной камнями, на которых раз­водится костер; 3) запекание туши на вертеле над огнем костра. Для подобной готовки использовались обычно неосвежеванные туши косуль, кабанов, горных козлов, лосей, крупных сурков евразийских степей - тарбаганов. В отличие от монголов, продолжающих считать боодог из тарбагана деликатесом (Жуков­ская. 2002. С. 150-151), буряты уже довольно давно его не едят.

В охотничий период жизни бурятского общества после завершения зимней облавной охоты зэгэтэ аба, проведя обряд жертвоприношения "хозяевам тай­ги", то есть духам-покровителям зверей, делили убитых животных между рода­ми, представители которых участвовали в охоте, часть мяса съедали на совмест­ном пиру, остальное уносили по домам в качестве запасов на зиму (Хангалов. 1958. Т. I. С. 71). После того, как скотоводческий тип хозяйства стал преобла­дать у бурят, мясо на зиму стали заготавливать осенью, забивая нужное для про­корма семьи количество голов домашнего скота с наступлением холодов. Эти запасы, как и скот, предназначенный на убой, назывались уусэ.

Одной семье на зиму требовалось мясо двух коров и одной лошади. С этой целью выбирали в стаде яловых коров и старую, уже не очень годную в хозяй­стве лошадь. На этом количестве мяса средняя по достатку семья жила всю зи­му, а весной, в марте, забивали еще одно животное, которое перед этим специ­ально откармливали сеном и поили водой, подсоленной природной солью хужир (Галданова. 1992. С. 78).

Во время забоя скота каждая семья старалась угостить свежим мясом своих соседей, сородичей, которые помогали это делать. С этой целью варили ребра, задний шейный позвонок, жирную прямую кишку, сердце. Но особенно вкусной считали говяжью, свиную и баранью печень: ее ели в сыром, замороженном или поджаренным на углях костра в жировой пленке виде (Тугутов. 1957. С. 84). У закаменских бурят печень иногда варили (Галданова. 1992. С. 80).

Любимое общебурятское блюдо - фарш из бараньих потрохов зурмэ. Мелконарезанную брюшину, тонкие кишки, рубец, жир обматывали тонкой кишеч­ной пленкой, получившийся жгут варили, выкладывали на стол и угощали всех желающих.

К числу любимых кушаний относился далан - конский жир, арбин - под­брюшный жир, толщиной в четыре пальца, гадар - спинной жир, толщиной в два пальца, твердый; дотор - нутряной жир, его у лошади много, им заполняли кишки, которые затем отваривали. Все четыре вида жира ели в замороженном виде, дотор иногда смешивали с ячменной или ржаной мукой. В зимние холода конский жир поддерживал теплостойкость организма.

Разновидностей колбас, известных разным группам бурят, очень много. Внешней оболочкой колбас всегда выступали кишки, которые хорошо про­мывали прежде чем нашпиговать их фаршем. Постараемся перечислить не­сколько возможных вариантов фарша для изготовления колбас: 1) фарш из головного мозга бычка, перемешанный с мелконарезанными кусочками говя­дины (гэтэ h этэй мяхан); варится в мясном бульоне, подается на стол в горя­чем и холодном виде, часто используется как запас еды в дальнюю дорогу; 2) фарш из смеси кусочков свинины со свернувшейся свежей кровью (эреэлжэ); 3) бараний желудок, заполненный кровью и сваренный в бульоне (хототой шу h ан); 4) баранья или говяжья толстая кишка выворачивается наизнанку, покрывающий ее снаружи слой жира становится начинкой: после варки получает­ся колбаса с белой жировой начинкой (сагаан мяхан, хошхоног); 5) смесь мелко нарезанной говядины и баранины с добавлением дикого лука, перца и, если мя­со постное, то жира или головного мозга; ею заполняют кишку, варят в бульо­не, подают на стол, нарезав толстыми кусками (хиймэ) (Тугутов. 1957. С. 84-85).

Чаще всего колбасы, приготовленные из кишок и разных видов фарша и крови, съедали сразу или в течение ближайших после готовки дней, но в замо­роженном виде они могли храниться долго и вполне годились в качестве запасов на зиму.

Вяленое и сильно прожаренное мясо тоже хранилось хорошо. Летом вялили на солнце, осенью и зимой - в дыму очага, в хорошо проветриваемом помеще­нии. Тщательно срезали мясо с костей, резали на тонкие полоски, хорошо про­вяленное оно становилось твердым (борсо) и хранить его можно было годами. Свежее мясо жарили в собственном соку до исчезновения жидкости, затем под­жаривали, добавляя жир; остывшее мясо раскладывали по кожаным мешкам (худэ h эн), в них мясо сохраняло свою питательность, не портилось, в них же его брали с собой в дорогу (Галданова. 1992. С. 81-82).

Впрочем, не менее популярным видом мясных запасов была так называ­емая "мясная мука". Мясо жарили в котлах мелкими кусочками до черноты, образовавшиеся комки растирали в муку. В таком виде она долго сохраня­лась, была транспортабельна, ее запасали, отправляясь в дальний путь (Тугу­тов. 1957. С. 85).

Особого внимания заслуживает кровь как продукт питания. Прежде всего, следует сказать об употреблении "живой крови", то есть крови живых живот­ных. Известно ее использование монгольскими кочевниками в средние века. Марко Поло, например, пишет о том, что каждый воин монгольской армии в XIII в. мог иметь для своих личных нужд до 18 коней, кровь которых во время походов часто служила монгольским воинам пищей (Жуковская. 1988. С. 71-72). "Живую" кровь для этой цели добывали следующим образом. Животное связы­вали, валили на землю, надрезали вены вблизи шеи и сцеживали кровь в какую-нибудь посудину, а иногда просто приникали губами к надрезу и пили прямо из него. Безболезненно для животного, от него за один раз можно брать не более 500 г крови, после чего через пару дней оно эту потерю восстанавливало. Такой дозы было достаточно для одноразовой "трапезы". Как походная пища кровь была чрезвычайно удобна тем, что не требовала ни специальной транспортиров­ки, ни специального приготовления. Как отмечают медики, это вкусно с гастро­номической и полезно с медицинской точки зрения (Ekvall . 1963. С. 145-146).

М.Н. Хангалов упоминает аналогичный способ добычи крови у бурят, при­чем кровь из вены сцеживали не только у лошадей, но и у крупного рогатого скота. Однако собранную кровь пили не сырой, а варили в котле и ели (Ханга­лов. 1958. Т. I. С. 209). Вероятно, в экстремальных условиях буряты, как и мон­голы, пили свежую сырую кровь прямо из надреза, но об этом уже никто не по­мнит. В литературе имеются свидетельства только о кровяных колбасах и про­чих блюдах, в составе которых есть "вареная кровь".

Любопытны заметки Г.Р. Галдановой об использовании конской крови закаменскими бурятами. Они различали у лошадей кровь белую (шабай) и обычную красную кровь (шу h ан). Считалось, что лошади светлой масти имеют "белую", светлую кровь без сгустков и колбаса из нее получается особенно вкусной. На­против, в красной крови много сгустков. Чтобы сделать колбасу из нее более вкусной, добавляли соль, сушеный лук, чеснок, а сгустки отдавали собакам (Гал­данова. 1992. С. 80).

Внутренности животных (сердце, почки, печень, легкие, тестикулы) исполь­зовались и как самостоятельное блюдо: их подавали на стол в вареном виде на­ряду с мясом. Поедание каждого из них у бурят, как и у монголов, рассматрива­лось как усиление соответствующих свойств человеческой природы: съеденное сердце увеличивало храбрость, печень - силу, тестикулы - половую потен­цию и т.д. Печень и почки лошади съедали те, кто ее забивал. Говяжье и бара­нье сердце делили пополам и давали детям (Тугутов. 1957. С. 79).

Следует сказать несколько слов о теории так называемого ритуального не­приятия кочевниками свинины. Монголы действительно не ели свинины, но не потому, что испытывали к ней какое-либо религиозное отвращение (ни шаман­ство, ни буддизм никаких предписаний на этот счет не содержат). Объяснение этому весьма простое: свинья не приспособлена к кочевому образу жизни, не мо­жет питаться круглый год на подножном корму, и она никогда не входила в со­став стада кочевников Евразии. Ее не ели просто потому, что ее не было. Уби­тых же на охоте диких кабанов монголы ели всегда с большим удовольствием. Свинья в Забайкалье появилась с приходом русских и постепенно ею стали обза­водиться оседлые бурятские хозяйства. Из свинины варили супы, научились со­лить свиное сало (Тугутов. 1957. С. 86).

Молоко и молочные продукты . Вторым, не менее важным, чем мясо, компонентом питания кочевого населения Центральной Азии были молочные продукты. На их изготовление шло молоко всех видов домашнего скота: коров, яков, овец, коз, кобыл. У всех кочевников существовало разное от­ношение к молоку различных животных и соответственно к его наиболее раци­ональному использованию. Например, ячье молоко ценили за его очень высо­кую жирность (10-12%), благодаря чему из него удавалось получить наиболь­шее количество масла (Этнография питания... 1981. С. 124). Коровье, козье и овечье молоко использовалось в основном на приготовление молочных продук­тов, рассчитанных как на длительное хранение (масло, твердый сыр, сушеный творог), так и непригодных к нему (пенки, мягкий сыр, простокваша). Овечье и коровье молоко добавляли в чай. Это называлось "забелить чай". Кобылье мо­локо шло только на изготовление кумыса.

И монголы, и буряты при нехватке молока использовали для изготовления молочных продуктов смесь молока от разных видов животных. При этом у тех и других смешение молока крупного и мелкого рогатого скота считалось нор­мальным явлением и продукты из этой смеси высококачественными.

Все молочные продукты, производившиеся в бурятском кочевом хозяйстве, делятся на две основные группы: скоропортящиеся и долгохранящиеся. К пер­вым относятся сливки (сусгээ), пенки (урмэ), простокваша (тараг), пресный сыр (хурууд) и безалкогольные молочные напитки. Они шли в пищу по мере их из­готовления.

В число продуктов ежедневного потребления летом и осенью, пока доились коровы, входил тараг. Его делали так: кипятили молоко, когда оно остывало примерно до 20-23°, в него вливали закваску (гурэлгэ) - 2-3 ложки старого тарага, которые предварительно разводили в теплом молоке. Затем сосуд с заква­шенным молоком ставили в относительно теплое место, но не на солнце, через 3-4 часа молоко свертывалось и превращалось в простоквашу. Перед употреб­лением его взбалтывали и сливали образовавшуюся сыворотку. Если тараг по­лучался слишком густым, его разводили кипяченым молоком, а иногда сырым, если были уверены, что скот не страдает какой-либо болезнью.

Если не было закваски, то сначала делали ее: в котел с остывшим кипяче­ным молоком крошили хлеб, опускали серебряные предметы (ложки, стаканчики), дожидались пока молоко свернется, некоторую часть отливали в особый со­суд и превращали в закваску для будущего использования, получившийся тараг выпивали. Обычно в такой ситуации он получался жидкий и горьковатый. Вто­рая порция на закваске от первой была уже лучше, но только с третьего или чет­вертого раза закваска получалась такой как надо, и весь последующий тараг, изготовленный на ней был качественным. Впрочем, если заквасить недостаточ­но остывшее или, напротив, чересчур охладившееся молоко, тараг тоже полу­чался горьким и жидким, и даже самая хорошая закваска его не спасала (Хангалов. 1958. Т. I. С. 232-233).

К долгохранящимся и ежегодно заготовляемым на зиму продуктам относит­ся масло и несколько разновидностей сушеного творога. Кочевникам Евразии известны два основных способа получения масла: перетапливание и сбивание. Более ценится в хозяйстве топленое масло, так как оно лучше и дольше хранит­ся. Получают его путем перетапливания пенок и их последующего ферментиро-вания в сосудах из желудков мелкого и крупного рогатого скота или в кишках крупного рогатого скота, весьма вместительных, несмотря на свой сравнитель­но небольшой объем. Сосуды, сделанные из желудков коз и овец (гузээ), пред­назначенные для длительного хранения и ферментации продуктов, тщательно промывались, иногда даже вымачивались в кумысе с солью. При соблюдении всех правил обработки и хранения в темноте законсервированный продукт мог не только храниться в этой упаковке в течение года и более (очень ценилось масло 7-летней выдержки), но и улучшить за это время свои питательные свой­ства. Практический опыт кочевников в этой области до сих пор служит объек­том пристального интереса со стороны различных фирм, занимающихся выпус­ком консервированных молочных изделий.

Бурятам известны два сорта топленого масла: более жирное, желтое по цве­ту и менее жирное, белое. В такое белое масло для увеличения его питательно­сти часто добавляли сахар, муку, творог, иногда даже ягоды (Галданова. 1992. С. 83-84). Методом сбивания отстоявшихся на сыром молоке сливок получали сливочное масло. Оно хранилось хуже, чем топленое, и особой роли в хозяйстве не играло. Маслом заправляли чай, супы, смешивали его с бараньим жиром и ва­рили в нем кусочки пресного теста (боорсог), а иногда ели в "чистом" виде, если организм ощущал нехватку жиров.

Бурятам известен и еще один вид масла - так называемое "костное", полу­ченное из раздробленных и истолченных в мелкую крупу костей, содержащих костный мозг. Крупу долго кипятили в котле, пока на поверхности не всплыва­ло костное масло. Его собирали в особый сосуд, употребляли в пищу как целеб­ное средство, а также использовали при обработке шкур для смазывания мезд­ры (Галданова. 1992. С. 82).

Разнообразные виды сушеного творога, запасавшегося на зиму, различались по вкусу и цвету: тот, что получали при кипячении отцеженной простокваши, имел белый цвет с синеватым оттенком, при кипячении же сыворотки - немно­го красноватый. Оба имели кислый привкус. При процеживании смеси сыворот­ки и творога, оставшейся после перегонки водки, получался мелкий творожный порошок, безвкусный и белый (аарса).

Чтобы аарса получалась качественной, в кадку, где ее хранили, ежедневно надо было добавлять творожную массу (бозо), оставшуюся после перегонки водки. Хорошее хозяйство заготавливало на зиму 15-16 кадок с аарсой. Она была питательной, зимой ее заливали водой, добавляли муку, варили на мед­ленном огне, тщательно помешивая. Иногда добавляли зерна ячменя или ди­кой гречихи. А если залить аарсу молоком и кипятить до выпаривания жидкости, останется творожистая масса (аарюул). Если ее подсушить на солнце и в очаге, то она будет долго храниться. Ели ее, размачивая в горячем чае (Галданова. 1992. С. 76).

Наиболее лакомые из молочных блюд - подсушенные пенки и растоплен­ные на огне сливки, прожаренные с мукой (саламат, зɵɵхэй). Саламат считался и до сих пор считается ритуальным блюдом, его приносят в жертву во время многих шаманских обрядов.

Его готовили также по случаю приезда гостей, оказывая им тем самым по­чет и уважение, и для различных праздничных торжеств семейного, родового и общесельского уровня. Саламату приписывалось свойство "предсказывать" ис­ход того дела, по поводу которого он был сварен: если при приготовлении сала­мата масло из кипящих сливок выделялось быстро и выступало на поверхности, это была "счастливая" примета, значит все будет хорошо, во всем будет удача. В противном случае получалась обычная мучная каша. Если во время пригото­вления саламата в дом входил чужой человек, не имеющий отношения к пред­стоящему событию или обряду, ему следовало немедленно уйти, т.к. саламат мог не получиться, что было плохой приметой. Нельзя было варить саламат, отпра­вляясь в дальнюю дорогу (Галданова. 1992. С. 84-85).

Молочные напитки . Сначала несколько слов о цельном молоке.

Особый интерес представляет вопрос об употреблении кочевниками цель­ного необработанного молока. Письменные свидетельства об этом противоре­чивы. Так, о монголах XIII в. Плано Карпини пишет, что они пили кобылье, ове­чье, коровье и верблюжье молоко (Путешествие... 1957. С. 36), не делая меж ни­ми разницы, а Гильом Рубрук (Путешествие... 1957. С. 95-98), Чжао Хун (Мэн-да... 1975. С. 69) и Киракос Гандзакеци (Киракос. 1976. С. 172) говорят только о кумысе. В "Сокровенном сказании" упомянуты кислое молоко и ку­мыс, а у Рашид-ад-дина - кумыс и козье молоко, причем потребление последне­го рассматривается как символ нищеты (Рашид-ад-дин, 1952. Т. I, кн. 1. С. 80, 91, ПО). Русский посол Василий Тюменец, побывавший у Алтын-ханов в Западной Монголии в 1615 г., в числе "почетных" блюд, которыми его угощали как пред­ставителя иностранного государства, упоминает "молоко коровье" и "вино ис кумыза" (Этнография питания... 1981. С. 126).

Исследователи, работавшие в Монголии в XX в., свидетельствуют об ог­раниченном употреблении цельного молока. Как правило, молоко дают пить детям, но часто не столько в "чистом" виде, сколько в смеси с различными ви­дами творога. Взрослые пьют его редко, в основном, во время обрядовых це­ремоний: чашкой молока угощают почетного гостя, молоком встречают неве­сту и кропят юрту молодых во время свадебного обряда. В первый день Ново­го года по чашке молока выпивают все взрослые и дети и т.д. (Этнография пи­тания... 1981. С. 126-127). У бурят поили цельным молоком только детей (Гал­данова. 1982. С. 76).

Не стоит искать причины ограниченного потребления молока кочевниками в "теории лактазной дефицитности", согласно которой значительный процент всего взрослого населения земного шара страдает в той или иной степени неус­вояемостью свежего молока, а может употреблять в пищу лишь кислые молоч­ные продукты (McCraken . 1971. С. 481-482). Кочевники, веками разводившие молочный скот и потреблявшие продукты из молока, явно страдают ею в наи­меньшей степени. Скорее всего причины этого следующие. Во-первых, удой­ность скота кочевников, круглый год находящегося на подножном корму, всегда была не так уж велика. Во-вторых, подавляющее количество молока должно было идти в переработку на кисломолочные продукты, которые усваиваются организмом лучше, чем цельное молоко, и образуют запас продовольствия на зиму. В-третьих, в условиях центральноазиатской жары молоко быстро скисало и становилось непригодным к еде, поэтому кочевники признавали только искус­ственно заквашенное молоко.

С появлением чая весь свободный запас свежего молока стали использовать для приготовления чая с молоком. Пили чай по многу раз в день, и на это уходи­ло почти все то количество молока, которое семья могла позволить себе выпить в свежем виде. Таким образом, вопрос о молоке решается довольно просто: ко­гда его было много, его пили в "чистом" виде, а много у основной массы ското­водов его не было почти никогда. Отсюда - ограничения в потреблении цельно­го молока. Пили его предпочтительно кипяченым, и лишь иногда - в лечебных целях - парное кобылье молоко.

В хозяйстве бурят изобилие молочной пищи начиналось с месяца мая, когда скот после голодной зимы отъедался на пастбищах свежей травой. Первые не­сколько дней после отела коров доили молозиво (уураг). Оно считалось весьма полезным после зимнего авитаминоза, на нем замешивали лепешки и кормили детей и ослабевших стариков. Как только коровы начинали доиться молоком нормальной жирности, женщины начинали обработку молока с целью получе­ния масла, пенок, сыра, творога, курунги - кисломолочного напитка, который остается после того как из заквашенного молока путем пахтанья извлекут мас­ло. Курунга используется в дальнейшем как основа для получения водки путем перегонки.

Чай с молоком, курдюком и жареной мукой .

Все напитки традиционной бурятской системы питания тоже связаны с мо­локом. Самый популярный из них - чай с молоком (суутэй сай). Чай у бурят, как и у монголов, появился в конце XVI - начале XVII в., его привозили из Китая, выменивая на скот, кожи и шерсть. В основном у кочевников пользовался спро­сом зеленый чай грубого помола, который представлял собой смесь нарезанных листьев и мелких веток чайного куста. Его прессовали в двухкилограммовые "кирпичи" и называли "кирпичным чаем".

Заваривали его прямо в чугунных котлах, стоявших на огне, в кипящий за­варенный чай добавляли молоко (коровье, ячье, овечье), кипятили еще несколь­ко минут, тщательно размешивая. Потом котел снимали с огня, чай сливали в специальный сосуд домбо или большие металлические чайники, из которых на­ливали каждому в его личную посуду. Пить чай без молока считалось кощунст­вом, предзнаменованием скорого обнищания семьи, утраты ею своего основно­го богатства - скота (Галданова. 1992. С. 76).

Нередко в чай кроме молока добавляли масло, соль (для восстановления со­ляного баланса в организме, нарушающегося из-за обильного потоотделения ле­том на сильной жаре), поджаренную ячменную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана, размельченное и прожаренное вяле­ное мясо - все это резко увеличивало его питательность. Чай с разведенной в нем ячменной мукой, с добавлением мясных ингредиентов уже был похож на смесь супа с кашей, съев три-четыре пиалы такого "напитка" можно было энер­гетически зарядиться на целый день. К чаю подавали также разные виды суше­ного творога, пресные лепешки, кусочки теста, обжаренные в кипящем жиру (боорсог).

Черный байховый мелкого помола чай, тоже привозной из Китая, появился в городской среде с середины XIX в., сначала у русского населения, потом и у бурят. Его по традиции тоже пьют с молоком, но уже без курдючного жира и вя­леного мяса. Помимо привозного плиточного чая всем кочевникам были известны его дикорастущие заменители. В качестве таковых буряты использовали ли­стья кровохлебки (h удэн), листья и цветы шиповника, кипрей (русские называ­ют его иван-чай, а буряты - улаан жаргана), а также наросты на стволе и корне березы (чага).


Кисломолочные напитки: курунга и кумыс. Второй по степени значимости молочный напиток, известный всем группам бурят - это уже упоминавшаяся выше курунга (хурэнгэ). Нежирный (потому, что с него уже сняли сбитое вручную или сепаратором масло), слегка кисловатый, он отлично утоляет жажду в летнюю жару. Исходным продуктом для него является коровье молоко, в качестве закваски использовались остатки творога, небольшое количество старой курунги, сыворотка, сычуг, корка хлеба и т.д. (Этнография питания... 1981. С. 128).

Всемирную известность получил кумыс - напиток из квашеного кобыльего молока. Кумыс (кымыз) - тюркское слово. Монголоязычные народы этот напи­ток называют иначе: буряты - сэгээ, гуунэй айраг; монголы - айраг, гууний айраг, цэгээн; западные монголы - чиген. Литература о кумысе, его приготовле­нии, медицинских свойствах, истории возникновения и распространения насчи­тывает многие сотни названий и охватывает всех кочевников Евразии, которым известен этот напиток.

Первое историческое свидетельство о кумысе - это "История" Геродота (V в. до н.э.), где он упоминается как специфический напиток, изготовляемый скифами (Геродот. 1972). О кумысе у монголов писали Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло, путешественники и дипломаты более поздних эпох - все, кому с ним приходилось сталкиваться.

Ныне общеизвестно, что кумыс обладает определенными антибиотически­ми свойствами, способными содействовать исцелению легочных и желудочно-кишечных болезней, восстанавливать силы истощенного организма после длительного недоедания - все это установлено современной медициной. Однако эти качества издавна были известны кочевникам Евразийских степей, прекрасно знавшим из многовекового опыта как восстанавливает кумыс (особенно пер­вый, полученный сразу после начала доения кобылиц) силы организма, ослаб­ленного полуголодной зимой, какой живительной силой он обладает для стари­ков, молодежи, детей. Этому напитку отводится важная роль в культуре монго­лов и бурят и вовсе не только как продукту питания. Он своего рода празднич­ный, сакральный символ кочевого образа жизни (Жуковская. 1988. С. 75-76; Ку­линарные традиции мира. 2003. С. 106-107).

Кобылье молоко монголы и буряты заквашивали в свежем, ни в коем слу­чае не кипяченом виде. Наилучшей закваской считается небольшое количество старого кумыса. Бродильный элемент сохраняет в себе и осевший в виде творо­жистой массы на стенках сосудов из-под кумыса молочный белок. Если в такой сосуд влить свежее кобылье молоко, оно начнет бродить без всякой дополни­тельной закваски.

Кумыс лучше всего держать в больших кожаных бурдюках, сделанных из цельноснятых бычьих шкур. Время, необходимое для брожения (от нескольких часов до 3-5 суток), зависит от регулярности взбалтывания и не столько от ко­личества, сколько от консистенции молока: более жирное и густое бродит доль­ше. Уже готовый кумыс отливают в сосуды помельче и пьют, а в бурдюки по­стоянно после каждой дойки кобылиц доливают свежее молоко. Этот процесс длится непрерывно до окончания кумысного сезона осенью, хотя кое-где гото­вили его и зимой. Алкогольность кумыса - 1,5-3°, однако известны способы уси­ления его опьяняющих свойств: например, казахи используют для этого корень растения аконит, западные монголы - можжевельник, синий ячмень, черный не­соленый чай, ягоды облепихи.

Кочевникам Евразийских степей издавна известны лечебные свойства кисло­молочных продуктов: айрак очищал желудок и кишечник; тараг улучшал сон; молоко исцеляло заболевания горла, легких, простуду, недержание мочи; топле­ное масло трехлетней давности при втирании в тело снимало воспалительные про­цессы; курунгой до революции лечили сифилис и вообще она по своим целебным качествам считалась превосходящей лимон (Дарибазарова. 2001. С. 36).

Молочная водка . Самый крепкий алкогольный напиток из молока -молочная водка (архи, тарасун), получаемая методом перегонки. Исходные про­дукты для перегонки - кислое молоко, курунга и реже кумыс. Аппаратура и тех­нология по перегонке кислого молока на водку достаточна универсальна по всей Евразии и многократно описана в литературе (Бурдуков. 1936. С. 124; Вяткина. 1969. С. 204-205; Потапов. 1969. С. 171; Тугутов. 1957. С. 86; Хангалов. 1958. Т. I. С. 242-245). Монголам известно 5 степеней перегонки водки (архи; арз; хорз; шарз; дун), шкала крепости которых возрастает от 9-1Г до 50°. Буряты обычно останавливаются на архи (или тарасуне - это название используется у западных бурят), ибо все последующие перегонки требуют очень много молока. Для получения более крепкого напитка в котел с курунгой вливают полученный после первой возгонки архи или тарасун и совершают вторую перегонку. Этот напиток уже более очищен от сивушных масел и более крепкий. Бывает, но очень редко, что двойной тарасун гонят из чистого тарасуна первой перегон­ки - тогда получается очень крепкий алкогольный напиток (Хангалов. 1958. Т. I. С. 245).

Растительная пища в системе питания кочевников по сравнению с мясной и молочной была незначительна по количеству, но необходима. Она вос­полняла в организме человека его потребности в растительном белке и крахмале. Первоначально вся растительная пища добывалась только путем собиратель­ства. Кочевники собирали, заготавливали и запасали впрок дикие злаки, лук, чес­нок, ягоды, грибы, пряно-ароматические травы. Сульхир, верблюжатник и дру­гие травы измельчали в ступах в крупную муку, поджаривали с маслом и добав­ляли в чай. Корневища горца живородящего, гусиной лапчатки, луковицы лилий (сарана) и др. высушивали и добавляли как приправу к мясу или замешивали в мо­лочные продукты. Черная и красная дикая смородина, крыжовник, земляника, малина, облепиха, черемуха, плоды диких яблонь - все шло в пищу в свежем, су­шеном, консервированном виде, а иногда добавлялось в молочные продукты.

В степях и лесах Забайкалья произрастает несколько видов дикого лука и чеснока: дикий полевой лук (манди h ан), его заготавливали мешками, резали, су­шили, хранили в берестяных кадках, заправляли им мясные супы; китайский лук с плоскими перьями, он был менее предпочтителен; дикий чеснок (h ондино), он рос на скалах и потому собирать его было не просто, его луковицы не требова­ли специальной обработки, их не надо было солить или сушить, они прекрасно хранились и так; по вкусу он более острый, чем обычный чеснок, использовал­ся при приготовлении мясных блюд, супов, колбас и др. Черемша из-за своего неприятного запаха стала объектом сборов немного позже, под влиянием рус­ского населения, заготавливавшего ее в больших количествах для себя и для продажи в заводские поселки.

В большом количестве заготавливали корни дикой гречихи, которая на са­мом деле вовсе не гречиха, а горец живородящий (мэхээр). Были известны два ее вида: хуса мэхээр (баран гречиха) и улаан мэхээр (красная гречиха). Первая имела крупные корешки синеватого цвета с белоснежной сладкой мякотью. Их собирали весной, когда земля только освободилась из-под снега, используя пал­ку с железным наконечником; корни красной гречихи, напротив, собирали осе­нью, причем не сами, а разоряя мышиные норы и отбирая у мышей уже произ­веденные ими запасы этих корней. Корни сушили, толкли в ступе, провеивали, добавляли в супы и другую еду. Полученную муку поджаривали и использовали для изготовления замбы, варили саламат, пекли в золе очага лепешки (Галданова. 1992. С. 85).

Землянику, голубику, бруснику собирали в соответствующие сезоны года, ели обычно свежими, иногда в высушенном виде, замешивали в молочные про­дукты. Со временем под влиянием русских научились варить варенье. Сбор кед­ровых орехов в таежных районах сначала возник для собственного потребления, но с середины XIX в. принял промысловый характер. Любопытно, что и ныне, в постперестроечное время, многие отдаленные от центров экономического раз­вития Республики Бурятия села живут почти только натуральным хозяйством – продуктами домашнего животноводства и личного огорода, а все деньги, кото­рые они могут заработать, получают только от продажи собранных в тайге кед­ровых орехов, грибов, ягод.

Влияние пищевой модели оседлых соседей на культуру питания бурят . С присоединением Бурятии к России и появлением в Предбайкалье и Забайкалье русского населения пищевая модель бурят стала постепенно, но существенно меняться. В их быт и хозяйство вошли пашенное земледелие, огородничество, рыбная ловля и соответственно продук­ты этих видов хозяйственной деятельности вошли в пищевой рацион. Рожь, пше­ница, ячмень, выращенные на обработанной пашне, мука, которую получали из этих злаков, привели к появлению хлебопечения сначала из пресного, а потом из квашеного теста. Из пресного теста пекли в золе домашнего очага или кост­ра ржаные и ячменные лепешки, делали лапшу для заправки мясных супов, оболочку для пампушек с мясной начинкой (позы, от кит. бао-цзе), которые варили на пару в специальных пароварках.

Позы заслуживают особого внимания, так как представляют собой классиче­ский пример маргинального блюда, появившегося на стыке двух культур - коче­вой скотоводческой монгольской и оседлой земледельческой китайской. От пер­вой в ней мясо, от второй - тесто. Судя по названию (в переводе с китайского оно означает пампушку или пирожок с овощной или мясной начинкой) и технологии изготовления в специальной многослойной пароварке, совершенно не свойствен­ной кочевому миру, это блюдо, конечно, появилось в Китае, а в Бурятию оно пришло из Монголии. Любопытно, что его считают "своим" и китайцы, и монго­лы, и буряты. И оно, действительно, "свое" им всем, отличаясь лишь нюансами в приготовлении. У китайских пампушек потолще слой теста, поменьше мяса, по­больше овощей и специй, добавляемых к мясу. У монгольских и бурятских, на­против, тесто потоньше, мяса побольше (предпочтительно смесь разных видов - баранины, говядины, а бывает что и мяса диких животных - дзеренов, лосей) с луком или дикорастущим чесноком и тмином. Позы в современной Бурятии -блюдо домашнее и ресторанное, повседневное и по случаю прихода гостей, ново­годнее и официально-банкетное - одним словом годное на все случаи жизни, и го­товить его умеют и любят практически все (Жуковская. 2002. С. 135-154).

Из квашеного теста научились выпекать в печи "русский хлеб", печь шань­ги - ватрушки с творогом, ягодами, картофелем. В оседлых бурятских хозяйст­вах быстро оценили преимущество собственных огородов, сажали картофель, огурцы, помидоры, лук, морковь - все это уже к XIX в. стало постоянной соста­вляющей пищевого рациона. Вслед за овощами появились и ягодные кустарни­ки (малина, крыжовник, черная смородина). То, что сельские жители собирали в степи, в лесу, в тайге, продолжая и развивая древние традиции собирательства, городские жители выращивали на собственных огородах, в пригородах, на да­чах, частично поставляя свою продукцию на городской рынок.

Несколько слов о рыбе и рыбной пище. Кочевники всегда ели ее неохотно. В основном, в экстремальных условиях (падеж скота из-за дзута, эпидемий, по­тери скота в результате вражеских набегов и т.п.). Иногда, пытаясь это объяс­нить, апеллируют к нормам буддийской морали, -запрещающей убивать живые существа. Это неверно, так как нет принципиальной разницы между "живой ры­бой" и "живым скотом", а последний был, как явствует из вышеизложенного, основой питания кочевого населения. Просто не было традиции ловить, гото­вить и есть рыбу. А как только она появилась, а это произошло опять-таки с по­явлением в Южной Сибири русского населения, буряты быстро освоили такие рыболовные снасти, как верши, острогу, сети (последние, правда, применялись лишь при промысловом лове на и больших реках). Обычно рыбу вари­ли, сливая бульон, или запекали на углях, но не жарили. Ловили хариусов, лен­ков, щуку, со временем освоили зимний лов через прорубь. Реки и озера Буря­тии изобиловали рыбой, хищного бессмысленного истребления ее вплоть до мальков, характерного для нашего времени, никогда не было.

Религиозные запреты распространялись только на одну рыбу - налима. Он считался тотемным прародителем эхиритов, одного из четырех субэтносов, из которых сложился бурятский народ (Манжигеев. 1978. С. 105). Воспоминания об этом сохранились в фольклоре: Эхирит ээрен гутар эсэгэ эрийн габа эхэ (доел.: "Эхирит, имеющий отцом пестрого налима, матерью - береговую щель") (Хадахнэ. 1926. С. 32; Жуковская. 1980. С. 97). Г.Р. Галданова видит в запрете на лов и поедание налима отголоски особого культа, существовавшего у рода хурхут, потомки которого и сейчас живут в Закаменском, Тункинском и Окинском районах Бурятии (Галданова. 1992. С. 89). Тем не менее налимов все-таки лови­ли, особенно ценилась его большая, вкусная печень, ее поджаривали на сково­роде и ели.

В настоящее время самая популярная рыба Бурятии это байкальский , известный далеко за пределами России. Его едят в жареном, вареном, копченом и соленом виде. Последний отличается особой пикантностью, так как обладает специфическим запахом, так называемый "омуль с душком", который особо це­нится знатоками и любителями этого продукта.

В завершение следует сказать, что пища делилась на повседневную и празд­ничную. К числу праздничных поводов для застолья относились Новый год (Сагаалган) - рубеж окончания старого и начала нового хозяйственного года, свадь­бы, приход гостя - друга, родственника, а иногда и просто случайного путника.

Основное праздничное блюдо - отварное мясо, однако угощение им было очень сложным процессом, регламентированным древними правилами этикета. Кусок мяса, которым угощали гостя, зависел от его возраста, степени родства с хозяином дома, пола, социального статуса. Самым почетным блюдом у боль­шинства групп бурят была баранья, а у закаменских бурят - лошадиная голова (тɵɵлэй). Блюдо это было именно почетным, а не съедобным. Перед тем, как сварить, голову тщательно палили на огне, затем выскабливали, а после варки делали пять надрезов - один на лбу, два за ушами, и два по бокам морды. Когда приступали к еде, гость, которому поднесли голову, отрывал по кусочку кожи со всех надрезанных мест и кидал их в огонь очага. А если пиршество происходило на воздухе, то просто в небо. У агинских бурят это рассматривалось как жертва духам предков и "хозяйке" домашнего очага. Далее по степени значимости шли следующие куски: большая берцовая кость передней и задней ноги, лопатка, грудинка. Чужаку, то есть представителю чужого рода, подавали локтевую кость. Неправильное распределение кусков мяса считалось за оскорбление. Ес­ли на голове животного, поданной высокому гостю, не было надрезов, тот мог отказаться ее принять. Во время важных застолий непременно должны были со­блюдаться все этикетные правила распределения "именных" кусков. С этой це­лью даже нанимали специального человека, который должен был отличаться ловкостью, смекалкой, знанием генеалогии всех присутствующих, обычаев и традиций. Должность эта была очень ответственной (Галданова. 1992. С. 90).

К празднично-обрядовой пище относилось молоко. Каждое утро женщины приносили в жертву духам предков, духам земли и местности, где они прожива­ют, свеженадоенное молоко, разбрызгивая его с помощью специальной жерт­венной ложки с 9 углублениями (сасал). Многие праздники начинались с возли­яния молоком, с угощения всех собравшихся "белой" священной пищей - молоч­ными продуктами (сагаан эдээн).

В современной постперестроечной России национальные кулинарные тра­диции в значительной степени нивелированы. В любом регионе можно купить или, на худой конец, если очень хочется, заказать и получить любой готовый продукт или полуфабрикат и приготовить себе все, что хочешь. А можно схо­дить в какой-либо ресторан с национальной - турецкой, мексиканской, китай­ской, японской или иной столь недавно экзотической для россиянина кухней и попробовать любопытства ради любое блюдо. Однако сложившиеся за века на­циональные пищевые традиции в условиях появившегося кулинарного разнооб­разия отнюдь не отмирают, а продолжают жить, хотя породившая их хозяйст­венно-культурная основа тоже претерпела изменения и уже совсем не похожа на изначальную.

December 21st, 2014 , 08:59 pm

Бурятская кухня – одна из достопримечательностей Байкала, поэтому каждый гость, побывавший в этом святом месте, просто обязан отведать такие блюда, как буузы, тарасун, саламат и, конечно же, строганину. Практически все меню бурятов занимают натуральные продукты, иногда, как в случае со строганиной, в сыром виде – буряты приспосабливались готовить еду, помогавшую выжить им в суровых условиях.

Итак, самое популярное блюдо бурятской кухни – буузы, или позы, которые готовятся с кониной, говядиной или бараниной с добавлением лука и внутреннего жира. Мясо для них промывают, секачом нарезают на довольно мелкие кусочки, добавляют перемолотый внутренний жир и мелко нарезанный лук. Главное условие - фарш обязательно должен быть сочным, только тогда буузы получатся вкусными, тесто делают как для домашней лапши, а готовят их на пару. Блюда бурятской кухни красиво смотрятся на посуде с национальным колоритом, поэтому буузы нужно выложить на блюдо с бурятским орнаментом и подать к столу.

Особое место в бурятской кухне занимают молочные продукты и блюда из них - буряты готовят из молока напитки, вторые и первые блюда и даже хлеб. Такие экзотические названия, как тарасун, хурууд, шанан зохей, или саламат, - все это бурятская кухня. Рецепты, несмотря на всю экзотику названий этих блюд, просты и доступны, при желании их можно приготовить в домашних условиях из имеющихся всегда в хозяйстве продуктов. Например, хурууд – это спрессованный сушеный творог, его буряты используют в качестве хлеба, а саламат – сметана, которую нагрели на слабом огне и перемешали с мукой грубого помола.

Блюда бурятской кухни вкусны и необычны, что делает их привлекательными для туристов, не случайно в настоящее время организуются целые гастрономические туры в Бурятию.

Чтобы иметь представление о настоящей бурятской кухни, ниже приведены рецепты и фотографии самых известных блюд.

БЛЮДА ИЗ МОЛОКА

Каждый народ имеет свои рецепты приготовле­ния молочных блюд. У бурят пища из молока за­нимает особое место. Она довольно разнообраз­на, отличается высокой питательностью, прекрас­ными вкусовыми свойствами. Молочные продукты у бурят относились к тем блюдам, с которых начинался всякий праздничный прием. Как русские встречают гостей хлебом и солью, так буряты - молоком или другой молоч­ной пищей. Обычай этот назывался «сагаалха».

Хурууд (Домашний сыр)

Xурууд - натуральный бурятский сыр. Готовится следу­ющим способом: Свежее цельное молоко в эма­лированной посуде ставится в прохладное место. Через двое-трое суток оно обычно сквашивается, а на поверхности застаивается густая сметана. Сме­тана снимается, а из простокваши приготовляется домашний сыр, вкусный и питательный консерви­рованный продукт. Простокваша на медленном огне кипятится в продолжение пяти минут. Получившаяся творож­ная масса процеживается, затем раскладывается лепешками, прессуется с помощью деревянных дощечек и выставляется для сушки.

Из 10 л молока получается около 2 кг сметаны и 3-4 кг сыра.

Айрхан (Сухой творог)

Цельное молоко вскипятить, охладить до 25-30 градусов, заквасить кислым молоком, поставить в теплое ме­сто. Образовавшийся плотный сгусток осторожно перенести на несколько слоев марли, дать стечь сыворотке. Затем его завернуть в марлю и поло­жить под пресс на 5-6 часов, после чего получен­ный творог высушить в теплом месте (при температуре 35-40°). Продукт сохраняется долгое время (месяц и более).

На 1 л свежего молока 2 ст. ложки кислого мо­лока.

Урмэ (Молочные пенки)

Это одно из лучших молочных блюд.
Технология приготовления урмэ достаточно про­ста. Свежее молоко (желательно в чугунном котле) кипятится на слабом огне в течение двадцати-трид­цати минут, пока не появится пена. Затем ставится в прохладное место на 12 часов. Через некоторое время на поверхности молока образуется слой пенок толщиной от 1,5 до 2 см. Толщина слоя зависит от жирности молока. Пенку осторожно снимают березовыми лопато­чками и сушат, если стоит теплое время года. Зи­мой ее замораживают. Сушеные или мороженые пенки нарезают в форме вафель или в любой дру­гой форме и подают на стол.

Из 10 л молока получается до килограмма ур­мэ. А куда идет оставшееся молоко? Оно употреб­ляется для приготовления такого весьма распрост­раненного и популярного продукта, как тараг.

Тараг

Особенно приятен холодный тараг, да еще за­правленный сливками или свежим молоком, в лет­нюю жару. Он хорошо утоляет жажду и одновре­менно насыщает. Обладает ценными диетическими свойствами, Тараг всегда находил применение в качестве предварительного угощения для гостя, по­ка готовилась горячая еда. Его вполне можно готовить в условиях города. После того, как сняты пенки (урмэ), молоко слегка подогревают, затем в него вливают заква­ску (гурэлгэ), т. е. небольшую чашечку тарага пре­дыдущего приготовления, Если же закваски нет, ее можно приготовить. Достаточно перемешать не­много сметаны и ржаного хлеба - закваска готова. Остается добавить закваску в молоко и поставить на сутки в теплое место. Прежде чем подать тараг на стол, надо хорошо его взболтать, добавляя, по желанию, сметану, сливки или свежее молоко.

Особенно вкусен тараг из овечьего молока. Технология приготовления однотипна.

На 1 л молока требуется для закваски 100 г сметаны и 100 г ржаного хлеба.

Саламат

До того, как под влиянием русских буряты по­знали хлебопашество, для приготовления саламата они использовали мучнистую массу из высушен­ных корней различных съедобных растений. Сметану кипятят на слабом огне, постоянно помешивая деревянной ложкой. Затем в нее начи­нают медленно подсыпать муку, при этом убыст­ряя помешивание, в противном случае образу­ются комки, так же как при приготовлении, напри­мер, манной каши. Беспрерывное помешивание сказывается на выделении масла, чем больше его выступает, тем лучше. Для этого подливают молоко или даже воду, разумеется, совсем немного. Для саламата лучше всего подходит ржаная мука гру­бого помола.Блюдо считается готовым, когда на дне и по бокам появится румяная корка и сама кашеобраз­ная масса, вся пропитавшись маслом, перестанет прилипать к ложке. Это блюдо питательно и вы­сококалорийно.

На 6-8 человек-1 кг сметаны, 1 стакан муки. Соль по вкусу.

Тарасун

Без этого алкогольного напитка не обходится ни одна бурятская свадьба. Вкус этого напитка очень своеобразен и неповторим.

Простокваша, или скисшее молоко сливается в длинный высокий сосуд (”хаба”) высотой 1,2 - 1,3 м. и размешивается деревянной мутовкой. Получаются творожистая масса и жидкая часть. Жидкая часть - айраг или курунга, использовались как тонизирующий напиток.

Затем курунга или айраг выдерживалась в течение нескольких дней, он становился горьким. К деревянной кадушке с айрагом приставлялась деревянная изогнутая труба, нижний конец надевался на горлышко чугунного кувшина “танха”. Танха ставился в другую кадушку с водой. Айраг кипятился, пар проходил через трубу в кувшин и превращался в алкогольный напиток архи, или тарасун.

Тарасун после первой перегонки содержал мало алкоголя. Более крепкое и более прозрачное архи получалось после второй и третьей перегонки.

БЛЮДА ИЗ БАРАНИНЫ

Бухэлеэр (бухлер)

Взять разруб из передней части туши. Нарубить вместе с костями кусочки примерно граммов по сто. Положить их в кастрюлю в количестве, соответствующем составу семьи или числу приглашенных гостей, залить холодной водой. Затем опус­тить надрезанную головку репчатого лука, а еще лучше дикий сушеный лук. Варить на несильном огне 35-40 минут, перио­дически помешивая и снимая пену. Соль класть по вкусу, сразу после закипания. Прежде чем снять кастрюлю с огня, добавить в бульон лавровый лист и перец. Перед, подачей на стол заправить его репчатым луком, нарезан­ным соломкой, или диким луком, мелко нашинко­ванной петрушкой или укропом.

На 4 человека-1 кг баранины, 1-2 головки лу­ка, соль, перец, лавровый лист.

Шулэп (суп-лапша по бурятски)

Мякоть баранины нарезать соломкой, положить в кастрюлю, залить холодной водой и поставить на плиту. Для приготовления лапши тесто замешивается только на яйцах, затем раскатывается толщиной 2-3 мм, свертывается в рулет и нарезается. Затем лапша опускается в горячий бульон и варится 15-20 минут, пока не начнет всплывать на поверхность. При варке постоянно снимать пену.

Второй рецепт: отварить кости и в костный бульон опустить лапшу, мясо, нарезанное солом­кой.

На одну порцию-100-150 г баранины, 45 г лапши. Соль, перец, лавровый лист по вкусу.

Буузы (позы)

Широко известное, популярное и любимое блю­до. Позы привлекательны по внешнему виду, отменны по вкусу, могут украсить любой стол. Баранью мякоть моют, рубят секачом в дере­вянном корытце или пропускают через мясорубку с крупной решеткой. Добавляют мелко нарезанный внутренний жир, репчатый лук, соль, специи, просеянную пшеничную муку, воду. Тщательно выме­шивают. Тесто готовится, как для домашней лапши. Рас­катав его в круглый жгут, нарезают на небольшие, в 2-4 см, брусочки, которые превращают в тонкие кружки.

Фарш накладывают на эти кружки, края защи­пывают, оставляя небольшое отверстие для выхода пара. Позы варят на пару в течение 18-20 минут. Готовность можно узнать по светлому соку.Позы готовят не только из баранины. С успехом применяются говядина и конина со свининой. Спо­соб приготовления точно такой же. На 4-5 человек - мяса 850 г, жира внутреннего или жирной свинины 220 г, 3 головки репчатого лу­ка, соль. Муки пшеничной - одна столовая ложка (для связки сока в фарше), воды 130 г.

Для теста - муки 350 г (два стакана), 2-3 яйца, соль. Если брать 2 яйца, то воды 60 г. На 3 яйца - 20-30 г воды. На одну позу идет обычно 20 г теста и 50 г фарша.

БЛЮДА ИЗ КОНИНЫ

В бурятской национальной кухне блюда из ко­нины занимают почетное место. Исторический опыт, а также последние научные исследования показали высокую питательную и ди­етическую ценность конины. Например, печень и кровь содержат большое количество минеральных веществ, жир - олеиновую кислоту, которая сти­мулирует нормальный обмен жирорастворимых витаминов в организме человека. Более того, мясо конины более чистое, чем говядина и тем более свинина, так как это животное очень привередливо к экологической чистоте принимаемой пищи.

Гоогоhотой шараhан мяхан (конина, жареная с чесноком и домашней лапшой)

Мясо моют, отделяют от костей, нарезают тон­кими брусочками, обжаривают на сливочном мас­ле. Затем добавляют отварную лапшу и толченый чеснок. Солят, перчат, доводят до готовности. Лапша поджаривается. Цвет у мяса при умелом приготовлении получается золотистый.

На 5 человек-1 кг мяса, 150 г сливочного мас­ла, 0,5 кг лапши, 1 головка чеснока, соль, перец.

БЛЮДА ИЗ ГОВЯДИНЫ

Говядина идет на приготовление различных блюд. Здесь много общего с русской кухней и кухней других народов. Но есть некоторые отличия, при­сущие только бурятской кулинарии, которые де­лают эти блюда специфическими, по-своему коло­ритными.

Хуушуур (мясные груши)

Фарш и тесто для хушуура готовят так же, как и для бууз, только в фарш добавляется чуть поболь­ше воды. Тесто раскатывают на тонкие круглые лепешки, на них укладывают фарш, края защипывают так, что изделия получают форму груши. Хушуур опускают в кипящий жир и держат дообразования бледно-желтой корочки. Если груши готовы для употребления, то при проколе вытекает светлый жир.

На 4-5 человек норма составных частей мяса, муки и других компонентов такая же, как при при­готовлении бууз.

Шарбин (Пресные беляши)

Технология приготовления фарша и теста точно такая же, как при приготовлении бууз. На тонко раскатанную лепешку весом 30 г укла­дывают 75 г фарша (столовую ложку), защипывают края, оставляя в середине отверстие. Жарят беляши на сковороде.

БУРЯТСКИЙ ЧАЙ

Без чая невозможно представить се­бе национальную кухню бурят и их гостеприимный дом, где всегда открыта дверь для друзей, знакомых и для всех, кто пришел с открытым сердцем.

Ногоон сай (Зеленый чай)

В холодную воду засыпают измельченный зеле­ный чай из брикета и кипятят, помешивая, для уда­ления горького привкуса. Вливают молоко и снова кипятят, непрерывно помешивая, в продолжение 5-7 минут. Некоторые пьют его слегка подсолен­ным. К нему подают топленое масло и бурятские шаньги. Зеленый чай оказывает на организм человека благотворное действие. Он содержит от 12 до 18,6 процента дубильных веществ, около 1,5 процента кофеина.

На 3 л воды-200 г зеленого чая, 1,5-2 л моло­ка.

Более подробно о сибирской и бурятской кухне с фотографиями и подробными рецептами можно прочитать на сайте