Тесто

Квашеная капуста с петрушкой. Квашеная капуста. Квашеная капуста с луком

Квашеная капуста с петрушкой. Квашеная капуста. Квашеная капуста с луком

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа:

1) индийская цивилизация (23-18 в до н э, долина реки Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период (18-6 в до н э, долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов», передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3)буддийский (5-3 вв до н э) и классический период (2 в до н э – 5 в н э) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма, успехи в различных областях знаний, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Санитарное дело периода индийской цивилизации

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название – индийская цивилизация. Ее характерными чертами являются высокий уровень санитарного благоустройства городов. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Высокое санитарное состояние древних городов позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.

Врачевание в ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» и «Атхарваведе».В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания. В ведийский периодлюди поклонялись медицинским божествам. В древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия: брахманы (т. е. жрец), кшатрии (т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га - бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Врачевание классического периода

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхнта».Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире.древние индийцы различали: перепонки, связки, кости и их классификацию, сухожилия, суставы, органы нервы. В данный период выявлялись и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность оргайизма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий. Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами.

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде - незначительные боли; во втором - стреляющие боли, припухлость, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем - уменьшение "припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно было легко разрезать волос. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические навыки закреплены в «Предписаниях Млну». Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV- II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония. Во времена Ашоки строили богадельни и помещения для больных.

Несколько позже стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Медицина древней Индии была тесно связана с йогой. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и традиционного китайского искусства врачеваниянаоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Периодизация истории и врачевания

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII-III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э.- III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Философские основы китайской медицины

Учение древних китайских философов о материальном мире порождает две противостоящие субстанции - женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Человек - часть природы, часть великой триады Небо - Человек - Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют ф-ии сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка - ян и синдром недостатка - инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Традиционная китайская медицина

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли БяньЦюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе.Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса.со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь-иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю - прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды. В трактате «Нэйцзин» описано девять разновидностей игл.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений -жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения- панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ - железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается ХуаГо. (141-208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэйцзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

Медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Медицинские сочинения содержат подробные рассуждения о молодости и зрелости растений, о лечении их заболеваний в период бодрствования и «сонливости», причинах увядания и опадания листвы, о влиянии климата, ветра и жары на здоровье растений. Предписывалось ухаживать за растением как за человеком: обкладывать его корни лечебной глиной, поливать водой с молоком. Описание прививания отростков одного дерева на другое подобно описанию хирургических операций.

Традиционно в систему медицинских знаний Древней Индии включалась ветеринария; медицинские трактаты часто содержали рекомендации по лечению скота, прежде всего -- коров. Известно множество индийских рисунков, на которых отшельники, живущие в горных хижинах, изображены в окружении птиц, змей и разнообразных животных, гор и лесов.

Уже впервые века нашей эры в Индии открывались больницы не только для людей, но и для животных. Позже появились специальные сочинения о лечении лошадей и слонов. Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Считалось, что прощение Варуны могут принести жертвы и магические заклинания, а также исполнение «гимнов исцеления». Вот фрагмент одного из них: «Сто, тысяча лекарств есть у тебя, о царь. В водах твоих нектар бессмертия, в них -- могучая сила исцеления». Варуна, наделенный колоссальным могуществом, олицетворял не только силы природы, но и справедливость. Обращения к нему, известные как «покаянные гимны» Ригведы, проникнуты духом раскаяния и жаждой прощения: «Не допусти, о царь, страдать мне за грехи других!». Как высшее счастье воспевается в них дружба с божеством, которое берет человека в свою небесную ладью:

«Когда мы двое восходим на корабль: Варуна и я, Когда мы выводим корабль на середину океана, Когда продвигаемся по поверхности вод, Мы будем вдвоем качаться на качелях...»

«Воды полны исцеления, воды изгоняют болезнь». -- говорится в Атхарваведе. Считалось, что демоны, вторжением которых в человеческую психику индусы объясняли психические заболевания, душевные расстройства и потерю рассудка, после выздоровления человека уходят в воду. По индуистским представлениям, воды священной реки Ганг очищают от грехов, избавляют от болезней.

Древнеиндийский миф говорит о золотом веке, когда люди жили бесконечно долго и не питались земной пищей. Но один человек как-то съел выступившее на поверхности земли вещество и заболел. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить воды, и человек излечился. С тех пор Брахма считается первым врачом, а вода -- первым лекарством.

Лечение водой было свойственно медицинским учениям разных стран. Античные авторы писали о том, что египетские жрецы излечивали с помощью воды даже тяжелые заболевания. После перевода индийских медицинских текстов на арабский язык этот метод лечения широко применялся в восточной медицине. Великий правитель Индии Ба-бур (1483--1530) в своих мемуарах («Книга Бабура» или «Бабур-наме») вспоминал, как его лечили придворные врачи во время осады Самарканда: «... я заболел очень тяжело, так что у меня на четыре дня отнялся язык, и меня поили водой по капле с кусочка ваты... Оставшиеся со мной... потеряли надежду, что я выживу... Спустя четыре--пять дней мое положение немного улучшилось, но косноязычность осталась, а еще через несколько дней я пришел в свое обычное состояние».

Древние предания повествуют о том, что Брахма при лечении сам ничего не придумывал, а просто припоминал рассказанные ему древние медицинские тексты. Так было, например, во время битвы между богами и демонами, когда Брахма был ранен в щеку. Боль была настолько сильной, что он потерял сознание. Очнувшись, он вспомнил древний медицинский текст и вылечил сам себя.

В соответствии с натурфилософским учением индусов, все три элемента имеют как органический, так и космический аспект. Например, ветер в природе -- носитель света, прохлады; невидимый, он несет в себе могущественные тайные силы. В организме человека ветер соотносится с системами, связанными с движением: это, прежде всего нервная система, а также -- кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ. Желчь представлена в природе огнем, а в организме регулирует «естественное тепло» и поддерживает постоянную температуру тела. Она обеспечивает деятельность сердца, главного источника «естественной теплоты», или «теплоты внутри тела». Так называли тепло, которое возникает в процессе пищеварения и правильного обмена веществ. Источник его -- «живительные соки», получаемые с пищей. Флегма в природе человека ассоциируется с мягкими веществами и считается подобной смазочному маслу, покрывающему твердые субстанции.

В индийском учении о «живительных соках», поддерживающих теплоту тела, указывается на кроветворную функцию селезенки: эти соки, проходя печень и селезенку, окрашиваются в розовый цвет и превращаются в кровь. Далее из крови возникают пять основ организма -- плоть, жир, кости, костный мозг и семя.

Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.

В мифологии Древней Индии пчелы занимали почетное место, поскольку бог Вишну, олицетворяющий небо и жизнь Вселенной, часто изображался в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чашке цветка лотоса. Мед как питательная и вкусная еда с самых древних времен привлекал внимание людей. Среди рисунков каменного века сохранилось изображение окруженного пчелами человека, извлекающего мед из дупла дерева.

Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Их части соотносились с тремя стихиями. Так, стебли и ветви соответствовали воде, поскольку через них проходят жидкие соки, цветы -- огню, которому присущи свет и цвет, листья -- воздуху, приводящему растение в движение. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Гармоническое сочетание воздуха, огня и воды наблюдается лишь у немногих людей. У большинства преобладает что-то одно, однако это еще не влечет за собой заболевания. К нарушению равновесия между элементами могут привести многие причины, прежде всего -- неправедные поступки. Нечистоплотность, переедание приводят к загрязнению организма, являются причинами многих болезней, делают человека беззащитным перед искушениями.

Если же вследствие неблагоприятных обстоятельств один из элементов в организме начинает чрезмерно преобладать, наступает болезнь. Задача врача -- вернуть здоровье больному, приведя все элементы в необходимое равновесие. Носителями воздуха, огня и воды в организме человека считались соответственно прана, желчь и слизь.

Врачевание в древней Индии

Древнеиндийская культура, развитие которой можно проследить на протяжении многих веков, была создана многими народами, населяющими Индию в III – I тысячелетиях до н. э. Древняя цивилизация Индии сложилась в пределах Индостанского субконтинента. В настоящее время это территория современных государств – Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Бутан. Рабовладельческий строй в Индии сложился к концу IV – началу III тысячелетия до н. э., однако остатки патриархальной общины сохранялись ещё длительное время.

Население древнеиндийского общества делилось на четыре главных сословия (или касты): брахманов – жрецов (священнослужителей), кшатриев – воинов, вайшьев – торговцев, ремесленников, скотоводов, свободных крестьян, шудр – слуг и разнорабочих.

В истории врачевания древней Индии выделяют три периода:

Период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н. э.; долина реки Инд): появление первых рабовладельческих городов-государств на территории современного Пакистана;

Ведийский период (конец II – середина I тысячелетия до н. э.; долина реки Ганг): с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента; составление вед («священных текстов»);

Классический период (вторая половина I тысячелетия до н. э. – начало I тысячелетия н. э.; Индостанский субконтинент): расцвет самобытной культуры древней Индии, высокое развитие земледелия, ремесел и торговли, утверждение и распространение буддизма.

Источниками информации о врачевании древней Индии являются: археологические и этнографические данные, древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения – веды, «предписания Ману», самхиты Чараки («Caraka-samhitâ») и Сушруты («Sushruta-samhitâ»), описания историков, философов и путешественников древности.

Археологические раскопки древнейших городов долины реки Инда Хараппа, Мохенджо-Даро и Чанху-Даро свидетельствуют о высокой культуре и высоком уровне их санитарного благоустройства. В городах имелись санитарно-технические сооружения – колодцы, бани, бассейн, водопровод и канализация и водопровод, построенный раньше Римского.

Самыми древними письменными источниками, содержащими ограниченные сведения о врачевании в древней Индии, являются священные гимны – веды . В «Ригведе» (XII – X вв. до н. э.) и «Атхарваведе» (VIII –VI вв. до н. э.) отражены медицинские знания, тесно связанные с религиозными верованиями и магическими представлениями. Возникновение болезней есть наказание богов и влияние злых духов. Излечение объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем, в период религиозных верований и мистических представлений использовался практический опыт народа: излечение болезней лекарственными растениями, действие которых объяснялось влиянием целебной силы, противодействующей злым духам.



Древний лекарь в Индии назывался бхишадж , что означает «изгоняющий бесов». Постепенно, со временем, врачеватель-заклинатель превращается во врачевателя-целителя, однако его продолжают звать бхишадж.

В «предписаниях Ману» освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, гимнастике, питании, умеренности в пище, пользе раннего вставания после сна. Тщательно разработаны правила личной гигиены – чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Осуждается переедание, злоупотребление наркотиками и пьянство, предписывается ограничение в употреблении мяса, рекомендуется свежая растительная пища, молоко и мëд. Обращается внимание на чистоту посуды.

По «предписаниям Ману» не разрешалось продавать беременную рабыню.

В Древней Индии большое внимание уделялось не только личной, но и общественной гигиене. О высоком уровне благоустройства городов долины Инда свидетельствуют следующие факты: широкие улицы, в каждом доме имелись купальни, строились бани, имевшие под полом тёплые трубы для обогревания. В городах оборудовались мусорные ямы общественного пользования, а в каждом доме строилась уборная. Городские власти издавали распоряжения, направленные на предупреждение и борьбу с повальными (инфекционными) болезнями. Существовали правила об удалении из городов лиц, больных проказой (лепрой), о выселении жителей из городов, в которых была эпидемия чумы. В крупных городах учреждались должности служащих, которые обязаны были следить за удалением нечистот и мусора, санитарным состоянием рынков, продажей продуктов питания.



Выдающиеся памятники древней аюрведической письменности «Чарака-самхита» (I – II вв. н. э.) и «Сушрута-самхита» (IV в. н. э.) отражают основные направления традиционной древнеиндийской медицины.

Аюрведы содержат сведения о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения, причем лекарства из растений составляют самый многочисленный класс. Описаны средства против ядов, в том числе противоядия при змеиных укусах. В Индии специально выращивали лекарственные растения. Из животных средств широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, железы, желчь животных, птиц и рыб. В качестве лекарственных средств врачеватели использовали золото, серебро, медь, сурьму, другие металлы и их соединения. Ими прижигали язвы, лечили глазные и кожные болезни, назначали при внутренних заболеваниях. Особое значение у врачевателей имела ртуть и еë соли. Ртуть считалась панацеей от многих заболеваний. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев, – человек, знающий силу молитв – пророк, знающий же действие ртути – бог». Ртутью лечили сифилитические поражения кожи, её парами убивали вредных насекомых.

Считалось, что лекарства имели право готовить только врачеватели. Лекарства, приготовленные не врачевателями, признавались недействительными.

В ведах описаны симптомы малярии и сибирской язвы, упоминаются разные виды болезней: расстройства пищеварения, желтуха, проказа, геморрой, «болезнь в суставах» (возможно, это ревматизм), последствия укусов змей и других ядовитых животных, поражения глаз и ушей, кожные и мочеполовые болезни. С большой тщательностью описаны холера, чума и проказа.

В системе медицинских знаний значение придавалось диагностике. Врач прежде всего был обязан «разгадать болезнь и лишь потом приступить к лечению». Диагностика болезней древнеиндийских врачевателей базируется на осмотре тела больного, подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Врачеватель должен был уметь пальпировать брюшную полость, определять размеры селезёнки и печени.

В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления. Признаки первой стадии – незначительные боли. Второй – стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, краснота и нарушение функции. Третьей – уменьшение припухлости и образование гноя. Местные воспаления лечили пиявками, шпанскими мушками, банками, припарками из льняного семени или тертой моркови. При нагноении применялись хирургические методы – вскрытие абсцесса; при мастите – радиарные разрезы.

В Древней Индии хирургия считалась первой и лучшей из всех медицинских наук: «Она драгоценное произведение неба и вечный источник славы» . Об уровне развития хирургии свидетельствуют обнаруженные при археологических раскопках хирургические инструменты и древние книги, в которых упоминается хирургический инструментарий, который насчитывал двести наименований. Древнеиндийские врачеватели решались делать такие операции как, ампутации конечностей, камнесечение, грыжесечения, лапаротомии, кесарево сечение и др. Врачеватели виртуозно проводили операцию по удалению катаракты. Делались пластические операции для возмещения дефектов ушей, носа, губ. Способ пластики носа и губ долгое время был известен в хирургии под названием индийского способа. Зубоврачевание рассматривалось как важная отрасль хирургии.

От врачевателя, делавшего хирургические операции, требовалось большое умение и находчивость. Он должен был обладать твёрдой рукой и бестрепетным сердцем, чтобы «во время операции не походить на трусливого солдата, впервые попавшего на поле сражения», отличаться смелостью, ловкостью и отличным владением хирургическими инструментами.

При производстве операций применялись общие обезболивающие средства – опий, вино, растения из семейства паслёновых. Не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели добивались тщательной чистоты во время операций. При лечении ран применяли повязки из тканей, пропитанных коровьем маслом, заливали раны кипящими жидкостями (маслом, бальзамом). В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений. Раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза и кишечника животных.

В трактате «Сушрута-самхита» изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описано неправильное положение плода, поворот плода на ножку и на головку, извлечение плода, эмбриотомия.

Представления древнеиндийских врачевателей о физиологии человеческого организма базировались на концепции тесной связи человека с окружающим миром, который состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трëх субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времени года, климата, нездоровой воды, неудобоваримой пищи и т. п.). В аюрведах «Сушрута-самхита» все болезни подразделяются на естественные, связанные с природой и сверхъестественные, посылаемые богами.

Среди естественных причин, вызывающих болезни, значение придавалось погрешностям в питании, пристрастию к вину, физическим перенапряжениям, голоданию и перенесённым заболеваниям. Кроме того, считалось, что на состояние здоровья влияют климатические изменения, возраст и настроение больного. Тоска, печаль, гнев, испуг – «первые ступени на лестнице любой болезни ».

Анатомия была развита достаточно слабо, так как долгое время преобладали культовые традиции запрета убоя животных и вскрытия человеческих трупов. Поэтому знания индийских врачевателей о строении человеческого тела не были обширными и полными, а способы анатомирования были несовершенны. Так, труп подвергался мацерации в течение семи суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Врачеватели придавали особое значение мозгу, позвоночнику, грудной клетке, которая считалась вместилищем болезней. Центром жизни, из которого берут начало все сосуды и нервы, считался пупок. Выделялись особенно важные части тела – ладони, подошвы, яички, паховые области и др., повреждение которых считалось опасным для жизни.

Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в искусстве врачевания монахов. Более совершенное медицинское образование давалось в высших школах, нередко именуемых университетами, в городах Таксиле, Бенаресе и других культурных центрах древней Индии. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей – вайдша, которым разрешалось иметь не более трех – четырех учеников. От наставника требовались не только глубокие знания предмета, но и высокие моральные качества. Обучение велось пять – шесть лет. Право заниматься врачеванием давал раджа. Он же следил за деятельностью врачевателей и соблюдением врачебной этики. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

Профессиональная ценность врачевателя определялась степенью его практической и теоретической подготовки – «Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом ».

Таковы основные черты врачевания древней Индии, оказавшего огромное влияние на последующее развитие не только медицины в различных регионах земного шара, но и мировой культуры в целом.

Врачевание в древнем Китае

Процесс классового расслоения общества и появление рабовладения произошли в Китае в конце III и начале II тысячелетия до н. э. В VII – VI вв. до н. э. на территории современного Китая начали складываться крупные государственные образования – царства типа восточных деспотий. Длительные войны между государствами закончились победой царства Цинь над соседними царствами. В III в. до н. э. образовалась первое всекитайское государство – единая империя Цинь.

История врачевания древнего Китая делится на два периода:

Царский период (XVIII – III вв. до н. э.): преобладает устная традиция передачи медицинских знаний;

Период империи Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.): составляются хроники династии Хань и записываются дошедшие до нашего времени медицинские сочинения.

Источниками информации по истории врачевания древнего Китая являются: памятники медицинской письменности (с III в. до н. э.), данные археологии и этнографии.

Древнекитайским учëным принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В эпоху Шан-Инь (вторая половина II тысячелетия до н.э.) появилась астрономия и был составлен лунно-солнечный календарь. В IV в. до н. э. Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающий около 800 светил. Чжан Цан в первой половине II в. до н. э. нашëл метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. В древнем Китае были изобретены: компас, спидометр, сейсмоскоп, фарфор, бумага, порох и книгопечатание. Однако, в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайского общества, выдающиеся достижения естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них даже не были известны другим народам, так что многие открытия китайских ученых были позднее вновь сделаны учеными других стран. Это относится и к достижениям китайской медицины.

Для религиозных представлений древних китайцев характерно сочетание элементов различных верований и религий. Наибольшее значение имел культ предков, в значительной степени сохранившийся во всех системах официальной китайской идеологии.

Китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы до религиозно-философских систем, важнейшими из них являются даосизм и конфуцианство (с VI в. до н. э.).

На развитие естественнонаучных взглядов китайцев определëнное влияние оказала философия стихийного материализма (натурфилософия), восходящая к древним представлениям о взаимодействии двух противостоящих субстанций или начал – пассивной женской (инь) и активной мужской (ян). Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий: воду, огонь, дерево, металл и землю, которые находятся в постоянном движении и взаимопревращении. Здоровье понималось как результат равновесия между началами инь и ян и пятью стихиями, а болезнь есть нарушение их правильного взаимодействия. Болезни делились на две группы. Так, болезни первой группы характеризовались повышенной функцией ян, а второй группы - пониженной функцией инь. Согласно представлениям древних китайцев человек состоит из пяти первоэлементов, которые образуют пять основных органов: печень, сердце, желудок, легкие и почки. Следовательно, в китайской медицине понимание болезни основывается на взаимодействии организма с окружающей средой, а многообразие заболеваний определяется, прежде всего, особенностями самого организма и его индивидуальными качествами.

В древнем Китае проводилось анатомирование трупов. В соответствии с анатомическими представлениями основным органом считалось сердце, печень являлась обиталищем души, а желчный пузырь – вместилищем мужества. Приблизительно со II в. до н. э. был наложен запрет на вскрытие трупов в связи с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии, что приостановило развитие анатомии в Китае.

Диагностика являлась одним из важнейших элементов врачевания в древнем Китае. Применялись следующие методы обследования больного: осмотр кожи, слизистых и языка, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов. Особое внимание уделялось естественным отверстиям организма или «окнам тела» – ушам, рту, ноздрям, глазам. Моча исследовалась на вкус и цвет. Важным считался опрос больного, оценка общего состояния и определение настроения больного. При диагностике заболеваний большое внимание уделялось исследованию пульса, при этом различались следующие виды: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряжëнный, постепенный. По мнению древнекитайских врачевателей при помощи исследования пульса можно установить как работает сердце, лёгкие и печень, объяснить чувства человека – печаль, гнев, радость, боль, состояние экстаза, томление духа. Именно пульс обуславливает круговое движение крови по сосудам – так считали древнекитайские врачеватели.

Китайским врачевателям были известны болезни сердца, легких, и психические расстройства. Были распространены болезни кожи, желудочно-кишечные заболевания и заболевания глаз. Имели место инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой смертностью. Частые эпидемии оспы приводили к слепоте. В целях предохранения от заболевания оспой в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного. В древних книгах описаны малярия и маляриеподобные заболевания, цинга (болезнь, вызванная недостатком витамина С) и бери-бери (болезнь, вызванная недостатком витамина В1).

Выдающимся хирургом древнего Китая считается Хуа То (141-203), который успешно лечил переломы, оперировал на черепе, грудной клетке, брюшной полости (чревосечение, кесарево сечение). При сшивании ран он использовал шёлк, нити джута и конопли, «жилы» телят, ягнят и тигров. Для обезболивания использовались сок конопли и растения семейства паслëновых, вино, а также мандрагора и беладонна.

Из бамбука, керамики, древесной коры и прочих подручных средств изготовлялись шины, бандажи, повязки, жгуты для лечения переломов и ранений. Хирургические инструменты делались из бронзы, железа, костей и морских раковин.

Хуа-То создал своеобразный вид гимнастки, которая в настоящее время называется классической китайской гимнастикой. В ней движения носят подражательный характер и напоминают движения пяти животных и птиц – аиста, тигра, обезьяны, медведя и оленя.

Лечение зависело от общего состояния больного, предполагаемой причины и прогноза заболевания. При этом врачеватели исходили из положения, что при любой болезни организм поражается в целом. По этому поводу они говорили: «Избегайте лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги ».

Основываясь на учении о взаимодействии и борьбе противостоящих начал в организме (ян и инь) китайские врачеватели выработали принципы лечения противоположным, например жар холодом и наоборот и т. п.

Оригинальными методами традиционной китайской медицины являются, применяемые и в настоящее время, иглоукалывание (акупунктура), лечебное прижигание и массаж.

По мнению древнекитайских врачевателей, иглоукалывание облегчает передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, а также устраняет их «застой», тем самым устраняет причину заболевания. Кроме того, иглоукалывание оказывает стимулирующее, регулирующее и координирующее действие на нервную систему.

Прижигание (мокса) «жизненных точек» на теле человека с помощью зажженных палочек из высушенной полыни или особой пакли применялось для лечения многих заболеваний.

Широко применялись диетотерапия, водные процедуры, солнечные ванны для лечения целого ряда заболеваний. Во II в. до н. э. в медицинской практике стала применяться своеобразная пластическая гимнастика, рассчитанная на определенный психологический эффект, отвлечение больного от скорбных мыслей, снятие болевых ощущений, создание бодрого и радостного настроения.

Разнообразными были и лекарственные средства, применяемые при врачевании различных болезней. Из растений врачеватели использовали женьшень, лимонник, мандрагору, индийскую коноплю, имбирь, папоротник, одуванчик, семя подорожника и лотоса. Морскими водорослями лечили зоб, тунговое масло применяли при кожных заболеваниях, орехи бетеля – против глистов, цветки камелии – при ожогах, а цветки персиков – как мочегонное. Из продуктов животного происхождения применялся мускус для лечения заболеваний сердца, коконы щëлка – при детских болезнях, панцирь черепахи – для лечения цинги, печень трески – при куриной слепоте. Широко применялись минеральные вещества – сурьма, олово, свинец, медь, серебро. Для лечения сифилиса использовалась ртуть (киноварь), чесотки – сера.

Большое внимание в древнем Китае уделялось личной и общественной гигиене. Для чистоты тела широко пользовались горячей водой. Стирка белья была общепринятым делом. В народе считалось, что чистота в доме полезна не только для здоровья, но является также источником приятных эмоций. Среди китайцев были весьма популярны спорт, игры, танцы. В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов. Так, в них имелись мостовые, канализация, водоснабжение.

Основной формой подготовки врачевателей в древнем Китае были семейные школы, в которых медицинские знания передавались по наследству из поколения в поколение.

В заключении следует отметить, что традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур мира. Сведения о ней в Европу проникли лишь в XIII в. Изучение многовекового наследия традиционной китайской медицины имеет значение для развития современной научной медицины.

Таким образом, врачевание и медицинские знания стран древнего Востока, в том числе и Древнего Китая, оказали большое влияние на мировую культуру и дальнейшее развитие медицины в странах Европы.

Индия - один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».


Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Многие наслышаны про индийскую Аюрведу, но мало кто понимает ее истинное описание. В переводе с санскрита Аюрведа значит жизнь и знание.

Первые в мире начали развиваться индийская и . Полученные с тех пор медицинские знания применяются по всему миру. Главные принципы медицины базируются на Аюрведе – традиционной системе индийского врачевания. Аюрведа содержит знания про долголетие, здоровье, которые передаются из поколения в поколение.

Знания Древней Индии

Первые представления про науку, имеющую нечто схожее с медициной, появились во 2 тыс. до н. э. Согласно литературным источникам, дошедшим до наших дней, люди пытались объяснить процессы, происходящие в организме, через философию. С этого начиналось развитие медицины в Древней Индии и лечение недугов. Данные знания носили название «Веды».

Объяснением тому выступало следующее толкование: тело человека – это оболочка души, но она привязана к материальным благам. Причины телесных недугов следует искать в этой несовершенности природы человека.

Развитие медицины Древней Индии оказало огромное влияние на китайское врачевание. Если кратко описывать развитие медицины в Индии, то известна следующая информация: «Ригведа» – старейшее ведическое писание, которое описывает лечение кровотечений, проказы, чахотке. Это писание было похоже на сборник магических ритуалов, а лечить заболевание нужно было чтением молитв, проведением ритуалов.

Становление индийской Аюрведы

Полноценные медицинские знания были описаны в начале нашей эры. Система врачевания под названием «Аюрведа» образовалась в то время. Эта система подразумевает «учение про долгую жизнь». Первый опыт целительства был получен вайдьями, небольшой группой людей, проживающих «дикой жизнью». Они обитали в лесах, среди гор.

История медицины Древней Индии базировалась на пяти элементах (воздух, огонь, земля, воздух, эфир), космической энергии. Вайдьями первые заметили зависимость самочувствия человека от циклов Луны. Наблюдая, они предположили, что аналоги человеческих органов есть у животных.

Развитие индийской медицины

Врачевание, нетрадиционная медицина в Индии характеризовались быстрым развитием и получили всеобщее признание. Методы Аюрведы стали использовать на территории Востока.

Иглоукалывания, пластические операции, гирудотерапия (лечение пиявками), трансплантация органов, акупунктура – люди узнали об этих терапевтических, хирургических методах благодаря аюрведическим знаниям. В Индии широко использовались травяные сборы, настои, отвары.

В классический период истории Индия резко поменяла свои представления о медицине. Целители стали забывать про сверхъестественные причины болезней и больше времени уделяли человеку как частице мира.

Элементы и жидкости индийской медицины

Пять элементов переносят 3 жидкости: слизь (находится выше сердца), желчь (ответственна за область между пупком и сердечной мышцей), ветер (зона ниже пупка). Эти 3 жидкости и 5 элементов образуют 6 продуктов организма человека:

  • семя мужчины;
  • жировая прослойка;
  • мозг;
  • кости;
  • мышцы;
  • кровь.

Например, ветер отвечает за обмен веществ, выделения, кровообращение, пищеварение. Это объясняется тем, что ветер переносит звук, свежесть и прохладу. Медицина в Древней Индии основывалась на своеобразных знаниях, некоторые из которых могут казаться необычными и вовсе не похожи на медицинские трактаты:

  1. Заболевание тела начинается с нарушенного потока желчи, ветра и слизи. Тяжесть и развитие зависит от степени дисбаланса между 3 первоэлементами.
  2. Флегма – это мягкие вещества, действующие как смазочный материал, они отвечают за активную деятельность.
  3. Желчь относится к огненной стихии. Она отвечает за температуру тела, активность сердца и функцию пищеварения.

Аюрведа в Индии: типы людей

В зависимости от 3-х жидкостей различают типы людей по Аюрведе. Они имеют различное телосложение и склонность к заболеваниям:

  1. Ветер или Вата – доминирующей выступает нервная система, у них вес набирается с трудом. Они будто фейверк, им по силам мощный старт, но быстрая утомляемость. Согласно учениям Аюрведы, им нужно стараться видеть в жизни положительные моменты. У них образовываются ранние морщины, проблемы с суставами и мышцами.
  2. Слизь или Капха – высокого роста люди с крупным телосложением. Они уравновешены и спокойны, оптимисты по жизни. Кожа толстая, прекрасное здоровье, но к негативным качествам относится лень. Им советуют перестать есть плохую пищу, соблюдать режим дня и отдыха. Часто возникает ожирение.
  3. Желчь или Питт – имеют нормальное телосложение и средний рост, они усидчивы, предприимчивы, обладают подвижным умом, активны. Они умеют отстаивать свою позицию, однако, раздражаются по любому поводу. Люди имеют громкий голос и приятный тембр. Им нужно научиться направлять энергию в полезное дело. Болеют кожными патологиями, заболевания сердца.
Описание типов людей по Аюрведе

Аюрведа: польза для женщин

Представительницы прекрасного пола используют лучшие аюрведические знания для улучшения своего здоровья и поддержания красоты. Правильное питание ведет к нормализации состояния души и тела. Существует термин «аюрведические продукты», к которым относятся:

  • овощи;
  • зернобобовые;
  • молочные продукты;
  • фрукты.

Есть различные виды аюрведического массажа. Процедура лечения с помощью целебных трав называется массаж Потли. К остальным массажам относятся:

  1. Абхъянга – массаж с использование растительного масла.
  2. Насья – массирование носа.
  3. Во время процедуры Широдхара пациенту льют на лоб тонкую струйку масла, что стимулирует деятельность мозга, и полезна для волос.
  4. Массаж стоп стимулирует все необходимые точки, что помогает функционированию всех систем организма.
Масло льют струйкой на «третий глаз»

Интересный факт: уровень медицины в Индии такой же, как и в странах Европы. Ежегодно эту страну посещают больше 270 тысяч туристов, приезжающих на лечение. Поначалу в Индии медицине обучались на стажировке в США.

Затем все клиники Индии получили самую уважаемую аккредитацию – JCI. Несомненным преимуществом этой страны является стоимость предоставляемых услуг, она намного ниже, чем в странах Европы, но качество не страдает.