Как приготовить

Можно ли на преображение пить вино. Какие бывают посты? Можно ли пить алкоголь во время уразы

Можно ли на преображение пить вино. Какие бывают посты? Можно ли пить алкоголь во время уразы

В Православном календаре выделяют четыре поста: Петровский, Успенский. Рождественский и Велики пост. Великий считается самым строгим в плане воздержания от удовольствий и излишеств.

Но важно понимать, что любое воздержание – это вспомогательный фактор, способствующий на время более концентрированному переключению сознания от человеческого к божественному. Постясь, человек, прежде всего, заботится о душе, а не о восстановлении фигуры.
Все знают, какие продукты не рекомендуются к употреблению в этот период. Но часто возникает вопрос о допустимости выпить бокальчик вина.

Великий пост – один из самых длительных. Он приходится на весеннее время, когда организм и так ослаблен недостатком солнечного света и тепла и требует большего количества витаминов. Некоторые светские праздники накладываются на церковные традиции. Верующему человеку приходится совмещать свои духовные устремления с каждодневными жизненными ситуациями, предполагающими принятие спиртных напитков. Дни рождения, Новый год, 8 марта, традиционные дружеские, семейные и деловые встречи с коллегам и партнерами предполагают употребление спиртных напитков. Можно или нельзя? Прежде всего это вопрос сознательности, ответственности, силы воли и веры.

Как поступить в таких случаях, верующий решает сам. Если человек решил не употреблять спиртного, то всегда можно найти уважительную причину отказаться: прием лекарств, предстоящая поездка за рулем.

Мнения на этот вопрос противоречивы. Расхождения существуют как у представителей церкви, так и у самих верующих. Нет определения и конкретной нормы. Главное, понимать, что принимаемое в Великий пост вино предназначено не для телесных радостей. Тогда и норму почувствовать можно.

Церковью не наложен запрет на употребление вина. Но есть ограничения.По традиции можно употреблять только красное сухое вино. К белому отношение отрицательное.
Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, напитки из темных сортов винограда ассоциируются с кровью Господней. Традиционный напиток Кагор в малых дозах дают даже детям при крещении.

Второй важный фактор – это полезность в умеренных дозах алкогольных сухих напитков. Они способствуют поддержанию жизненных сил, благодаря витаминам и железу, содержащимся в составе. Благоприятно сказываются на состоянии нервной системы. Великий пост самый длительный и многим трудно переносить ограничения. Это вызывает иногда угнетенное душевное состояние. А глоток хорошего вина действует успокаивающе и расслабляющее. Многие лечат начинающуюся простуду порцией Глинтвейна.

Традиция употреблять в малых дозах вино в дни воздержания пришла из Сирии и Византии. Священнослужители дали в древние времена разрешение и записали его в Уставе. Пить можно было только разбавленный водой напиток. Разбавляли его в пропорции один к трем. Разрешение объяснялось необходимостью. Отсутствие лекарств и витаминов замещалось разбавленным вином.

В наши дни, во время Великого и других постов, человеку заболевшему или ослабленному, например, после сдачи анализов крови или серьезного курса лечения можно выпить бокальчик хорошего сухого и съесть шоколадку.

Во многих монастырях в соответствии с правилами можно употреблять вино только по выходным дням. В субботу и в воскресенье допустимо принять не более ста пятидесяти миллилитров.

Великий и другие посты должен быть светлым. Это значит, что в душе человека свет должен рассеять тьму. Устремление сердца и мыслей в первую очередь должны быть направлены к Богу. А потом ваши светлые чувства должны переходить на окружающий мир, тогда изредка выпитый бокал вина не введет вас в грех.

Наоборот, измотанный воздержанием, агрессивный или впавший в уныние человек не принесет пользу душе, если не выпьет и капли спиртного за весь период. Испортить жизнь своим плохим настроением родным, близким и просто окружающим более грешно выпить немного алкоголя.
Если вы имеете тягу к употреблению спиртного, то лучше наложить для себя строгое ограничение, дабы не напиться “в хлам”. Хороший повод отказаться от пагубной привычки в процессе душевной концентрации на мыслях о Боге.

Так что главное, это не внешние ограничения, а внутренний настрой. Правила лишь помогают организовать порядок в жизни на период Великого поста, что как можно меньше внешних факторов отвлекало вас о мыслей и молитв обращенных к Богу.

Делайте выбор сами. Взвесьте всю степень необходимости принятия алкоголя. Можно заменить его другими источниками витаминов и питательных веществ, которых большое изобилие в наши дни. И не казните себя строго, если пришлось по необходимости или того душа потребовала пригубить маленький бокальчик. Пусть чистыми и светлыми остаются мысли, поступи и слова.

В 20 веке многие православные традиции были забыты. А потому в наши дни большинству людей не совсем понятна суть некоторых церковных обрядов. У тех, кто решает соблюдать пост, возникает немало вопросов о тех или иных продуктах, которые запрещено (скорее, не рекомендовано) употреблять в это время.

В частности, многие интересуются, есть ли запрет на вино в пост. Таких периодов воздержания определенной продолжительности и строгости в году четыре.

Существует несколько версий происхождения традиции питья вина в пост. Все версии сходятся в одном, что пришла она к нам с Востока. Начало данной традиции было положено сирийскими и византийскими монахами. Но справедливости ради стоит сказать, что за долгие годы понятие о вине сильно изменилось.

И если в сегодняшнем представлении вино – это алкогольный напиток, имеющий определенное количество градусов, то в древневосточных странах под вином, прежде всего, понимали виноградный сок.

В те времена монахам византийских и сирийских монастырей он был жизненно необходим, поскольку восполнял недостаток воды . К тому же в отсутствии нужных лекарств было единственным доступным средством, которое могло поддержать больного человека.

Ведь тогда уже было хорошо известно о целебных свойствах виноградного сока. Содержащиеся в нем кислоты, при смешении с желудочным соком способствуют улучшению пищеварения. Кроме того, дубильные вещества, а их в винограде немало, помогают снять воспаления в ЖКТ.

Именно в лечебных целях восточные христиане употребляли неперебродившие винные напитки, в частности, во время поста для избавления от «немощи».

Справедливости ради стоит сказать, что иногда виноградный сок тогдашним верующим приходилось пить и забродившим. В нем содержалось примерно 8% алкоголя. Чтобы сделать забродивший виноградный сок менее крепким, его разбавляли в такой пропорции: три порции воды на одну порцию сока .

В результате крепость винного напитка уменьшалась до 1%. В России, как в прежние времена, так и в наши дни не принято разбавлять вино. Поэтому церковнослужители многим рекомендуют воздерживаться от употребления вина из-за его «увеселительных» свойств, которые в дни поста могут быть лишними.

Кстати! На Востоке виноградный напиток, разбавленный водой наполовину, считался чересчур крепким. Его пили лишь опустившиеся люди, страдающие алкоголизмом.

Правила пития вина в пост

Правила, касающиеся ограничений употребления спиртных напитков одинаковы для всех православных верующих:

  • в первый день любого из постов рекомендовано воздержаться от употребления какой-либо жидкости;
  • во второй и третий дни разрешается пить только воду;
  • в остальные постовые дни людям не склонным к алкоголизму дозволено употреблять вино в умеренных дозах по субботам и воскресениям за исключением первых и последних выходных в этом периоде, в дни памяти особо почитаемых святых, а также по великим церковным праздникам, выпадающим на этот период.

По правилам не разрешено принимать алкоголь людям не способным соблюдать меру.

Какое вино можно пить?

Крепкие алкогольные напитки во время всех постов находятся под запретом. Верующие, держащие пост по всем правилам должны употреблять только красные сорта вин. Наиболее предпочтительным для этого случая является Кагор.

Этот сорт вина издавна используется священнослужителями в церковных обрядах. Однако, и Кагор перед употреблением рекомендуется разбавлять водой в пропорции 1:3. Употребление такого довольно слабенького напитка не позволяет потерять рассудок.

В Типиконе – церковном Уставе прописано, что в пост можно употреблять в разрешенные дни монахам по одной красовули разбавленного водой вина, а мирянам по две красовули. Объем русской красовули составлял 480 мл.

Вино во время Великого поста

Даже по названию «Великий пост» можно понять, что данный церковный обряд предполагает самый продолжительный период (более двух месяцев) воздержания от излишеств в еде и напитках.

В дни Великого поста нельзя употреблять продукты животного происхождения и напиваться.

Несмотря на строгость в его исполнении, запрет на спиртное не распространяется на некрепкие винные напитки, в частности, кагор.

Употребление небольшого количества вина не возбраняется по выходным, в момент причащения, а также в дни празднования Вербного воскресения, Благовещения и в Чистый четверг.

Церковью порицается распитие спиртного для увеселения. Однако бокал сухого красного вина в лечебных целях больным анемией и тем у кого проблемы с давлением, употребить можно. Поскольку подобное винопитие носит лекарственный характер, подобно приему таблеток.


Каждому верующему необходимо определить для себя те предписания на время поста, которые он способен выполнить с учетом своих привычек, физического здоровья и истинности веры.

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Пост - это непросто воздержание от пищи определенного вида, а настоящая подготовка к определенным праздникам. Помимо отказа от продуктов животного происхождения, пост включает в себя воздержание от брачных отношений и развлечений, усиленные молитв. Пост необходим для душевного и физического отдыха, для более близкого общения с Богом и с самим собой. Отказавшись от физических искушений, человек все больше уходит в мысли о вечном, о добре и зле. Не отягощая желудок и тело, он освобождает время и голову для более духовных мыслей.

Какие бывают посты?

Посты делятся по нескольким признакам. По количеству дней они делятся на однодневные - обычно это третий и пятый дни каждой недели и многодневные. Последних насчитывается 4 штуки:

  • Петров пост . Встречаются названия Апостольский или Петровский. Название пошло от Святых Петра и Павла и их поста перед проповедью. Продолжительность пост составляет 1,5 — 2 месяца, дата начала и конца связаны с проведением Пасхи. В это время необходимо воздерживаться от мясной и молочной продукции, на третий и пятый дни недели исключают и рыбу. Зато в выходные разрешено немного вина.
  • Успенский пост . Название пошло от одноименного праздника Пресвятой Богородицы, иногда его сокращенно именуют Спасовкой или Спасом. Он проходит во второй половине августа и длится около 2 недель. Рацион здесь более строгий: нечетные дни недели (понедельник, среда и пятница) — сухоядение (можно есть только сырую пищу растительного происхождения), четные (вторник и четверг) — вареная еда без масла. И растительное масло, и вино можно покушать в выходные.
  • Рождественский пост . Именуется также Филиппов пост или Филипповки. Он проходит с конца ноября по начало января (до Рождества Христова), его длительность составляет почти 1,5 месяца. Пост довольно строгий: полностью исключены мясо, молоко, молочные продукты и яйца. Также в нечетные дни недели необходимо придерживаться сухоядения, в четные разрешено порадовать себя горячим с добавлением подсолнечного или оливкового масла. По выходным позволены рыба и вино, но только до 6 декабря: в остальные выходные, только горячее.
  • Великий пост . Самый главный пост, который стараются соблюдать все верующие. Он начинается за 40 дней до Пасхи: такое же количество дней Иисус Христос провел в пустыне.

В эти дни необходимо соблюдать большое количество правил:

Можно ли поститься и употреблять алкоголь?

Во время постов алкоголь, то есть вино, разрешен в выходные дни. Это связано с традицией изображать кровь Христову в виде вина и причащаться ею. Чаще всего для этих целей используют кагор, но это необязательное правило: главное, чтобы выбранное вино было чистым и неразбавленным, сделанным из винограда. Также разрешение на употребление алкоголя не означает, что можно напиваться. Это скорее небольшая «награда» тем, кто решился поститься.

Более крепкие напитки: водка, ром, виски, коньяк - строго запрещены. Во-первых, они влияют на мозг, отвлекая от возвышенных мыслей, во-вторых, относятся к непостным продуктам.

А вот запрета на пиво нет. В католической традиции пиво традиционно называют «жидким хлебом» и относят к категории безвредных кваса и кефира. Однако привычные закуски к этому напитку - чипсы, соления и мясо уже попадают под запрет.

В Средних веках в монастырях вопросам «Можно ли пить алкоголь в Великий пост?» даже не возникало. В те времена вино пили постоянно, им запивали обед и ужин, так как простая вода была сырой и часто зараженной нечистотами и болезнями.

Сегодня религия тоже не выступает против алкоголя во время воздержания, однако предупреждает о необходимости контролировать себя. Выпить бокал вина в воскресение не возбраняется, но не больше.


Согласно церковному уставу, в эти дни - Рождественский пост продлится с 28 ноября 2017-го по 6 января 2018 года - верующие отказываются от продуктов животного происхождения – мяса, яиц, молочных продуктов, в том числе сливок, сливочного масла и сыра.

В то же время, согласно утвержденным еще в старину правилам, в эти дни разрешается употребление слабоалкогольных спиртных напитков (вина).

Однако священнослужители придерживаются на этот счет разного мнения. Одни полагают, что в пост лучше воздержаться от употребления спиртного. Ведь оно не относится к числу необходимых напитков, и отказаться от вина истинно верующим не составит труда.

Вино было принято пить в средневековые времена, когда качество воды было плохим. Этот напиток добавляли в сырую воду и только после этого употребляли ее. Сейчас же необходимости в этом нет.

Так разрешается ли вино в Рождественский пост? Ведь другие священнослужители говорят, что этот напиток употреблять можно. Чистое виноградное вино часто используется в различных церковных обрядах и считается символом крови Христа. Католики рассматривают вино как постный продукт и не запрещают к употреблению во время поста.

Однако в любом случае его можно пить лишь в небольших количествах и только в те дни, когда это разрешено церковным уставом.

Ведь даже такие напитки, как чай и кофе постящиеся стараются употреблять в пост как можно реже или отказываются от них полностью, а вместо них пьют фруктовые или травяные чаи.

Когда во время Рождественского поста 2018-2019 можно пить вино, в какие дни?

Его можно употреблять по субботам и воскресеньям, а также в дни праздников и памяти наиболее чтимых святых. Это Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря 2017 года), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря 2017 года), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря 2017 года), престольные праздники.

Священники считают, что каждый человек, в зависимости от условий своей работы, состояния здоровья должен сам определить себе меру воздержания, желательно – посоветовавшись со своим духовником. И можно ли пить вино в Рождественский пост, каждый должен решить для себя сам.

Отвечая на вопрос, в какие дни Рождественского поста допускается пить вино, также напомним, что со второго по шестое января, в канун Рождества, установлен полный запрет на его употребление.

Можно ли употребить вино в Рождественский пост 2018-2019?

Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Скажем, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), день апостола Андрея Первозванного (13 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), престольные праздники.

Как сказал царь Давид в Псалтыри: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит» (Пс. 103:15). Вино разрешается пить и в праздники, и в дни поста, но в меру.

Отдельно стоит сказать о ночи с 31 декабря на 1 января. В 2017 году 1 января-это воскресенье. Если вы собираетесь в этот день причащаться, то нужно соблюдать полное воздержание от пищи и напитков с полуночи (это ограничение не касается совсем маленьких детей и приема лекарств). Во всех остальных случаях празднование Нового года также должно быть скромным, поскольку у православных продолжается Рождественский пост.